Написать в блог
МХК — три скучных буквы? Как и зачем развивать художественный вкус школьников

МХК — три скучных буквы? Как и зачем развивать художественный вкус школьников

Время чтения: 4 мин

МХК — три скучных буквы? Как и зачем развивать художественный вкус школьников

Время чтения: 4 мин

Задача педагога, преподающего «мировую художественную культуру» (МХК) в современной школе, — выдать максимум бесполезных историй за минимум времени. Предмет выхолащивается, из него исчезают ценностные идеи, а содержание сводится просто к набору интересных (или не очень) фактов. Евгения Землянская предлагает разнообразить уроки мировой художественной культуры, чтобы детям было на них интересно.

«В средние века жил художник Иероним Босх… „Божественная комедия“ Данте Алигьери положила начало эпохе Просвещения… театр был создан в Древней Греции». Нужен ли детям этот набор фактов? Вероятнее всего, вы скажете «нет». Я полностью согласна. Получается, что предмет есть, содержание есть, а вот польза от него минимальна.

Задачей педагога МХК является воспитание эстетического вкуса, знакомство учеников с тем, как жили ушедшие эпохи. Как выйти из этой ситуации?

Микеланджело Меризи да Караваджо, Ужин в Эммаусе

1. Сделайте занятия более практическими

В этом вам помогут продуктивные задания, которые будут стимулировать мыслительную деятельность школьников, их мотивацию к предмету, развивать отдельные виды мышления. Черпать вдохновение для составления заданий можно на массовом открытом онлайн-курсе «МХК в задачах» на портале Лекториум.

Здесь вы узнаете, как типологизировать задания по МХК, каким образом составлять стилистические разборы, как формулировать интригу внутри. Курс будет определённо полезен тем, кто хочет попробовать новое в преподавании предмета. Много для себя найдут и педагоги истории, русского языка, литературы и ОРКСЭ.

Верещагин В. П. Осада Троце-Сергиева монастыря

2. Используйте увлекательные дополнительные материалы

Интернет пестрит разнообразными красивыми и интересными материалами по истории искусств, их можно и нужно использовать в образовательном процессе. Только помните, что урок МХК не должен превращаться в просмотр документального фильма про Леонардо да Винчи. Нельзя все 45 минут предлагать детям просто смотреть фильм. Ведь после этого они мало что запомнят.

Включайте отрывки фильмов или короткие видеолекции, которые можно найти на замечательном гуманитарном ресурсе — Арзамас. Постарайтесь найти кабинет, оборудованный проектором и интерактивной доской, и демонстрируйте красивые картины на большом экране. Нельзя воспитать эстетический вкус, показывая маленькие картинки в учебнике. Ведь в них не различить детали, такие важные в художественном искусстве.

3. Шокируйте детей фактами

Самое главное — в начале занятия спровоцировать яркий познавательный интерес. Добиться этого можно, рассказав о самых необычных ситуациях, которых хватает в истории искусств. Неподдельный интерес вызовут художники и типографы, которых сжигали в Средние века. Факт о том, что многие писатели XIX и XX века испытывали болезненную тягу к наркотическим веществам, станет темой для последующего обсуждения.

И. Е. Репин, Парижское кафе

4. Моделируйте проблемные ситуации

История искусств скрывает множество тайн и секретов. Исчезнувшие картины, сожжённые дотла рукописи, драгоценные камни, чудеса света, которые носят практически мифический характер. Предложите детям на занятии не просто познакомиться с творчеством Леонардо да Винчи, а разгадать его загадку.

Расскажите, что Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», это не оставит их равнодушными. Проблемная ситуация, подкреплённая виртуальным путешествием в Лувр, наверняка, заинтересует ребят.

Виртуальные путешествия по мировым художественным музеям — отличная идея для урока. Есть интернет-ресурсы, которые позволяют пройтись по залам и коридорам музея и ознакомиться с его картинами и особенностями.

Ян Матейко, Люблинская Уния

5. Используйте кейс-технологии и проектные методы

Количества часов на изучение МХК в школе мало, поэтому здесь как нельзя кстати приходятся продуктивные технологии самостоятельной работы. Например, разбор исторических кейсов, где нужно сравнить творчество двух архитекторов или художников.

Помимо этого, отлично работает проектная деятельность. Здесь главное выстроить для каждого ученика индивидуальный образовательный маршрут.

Заинтересовала архитектура? Будет проект по ней. Больше интересна живопись? Найдётся тема и в этом направлении. Искусство слова не оставляет равнодушным? Оживим «Общество мёртвых поэтов».

6. Используйте игровые технологии

Дух соперничества, вкус победы, ритм игры, цель — всё это и многое другое делает игровые технологии одними из самых эффективных в образовании. А раз это так, то педагогу МХК просто необходимо их использовать. На уроке можно организовать интересный брейнквиз, поделив класс на две большие группы. Или предложить ребятам игру «Оценщики». Суть её в том, что после обобщённого прохождения эпох и направлений в художественном искусстве ребятам предлагается отнести анонимную картину какому-либо автору, направлению, эпохе, а затем предложить наиболее вероятную цену на аукционе. С помощью коллективного обсуждения дети принимают решение о картине, а затем выносят свой вердикт. Выиграет та команда, которая больше всего приблизилась к реальной оценке картины.

Замок Гарибальди

7. Проводите интегрированные уроки

Ресурсы МХК невероятно велики. Любая деятельность человека нередко понимается как деятельность искусства, а значит связать содержание различных, казалось бы, предметов можно и нужно. Это станет одним из средств формирования целостной картины мира. Причём соединять можно многое, не только историю мира и литературу. Начните изучение Индии в современности с освоения Тадж-Махала, биологию с творчества абстракционистов, а математику — с фантазий Льюиса Кэрролла («Алиса в стране чудес»).

МХК не бесполезная часть образовательной программы, которую вам «впихнули» в дополнительную нагрузку. Чтобы развивать гармоничную личность, нужно развивать все её составляющие. Только тот, кто знаком с творчеством, умеет его понимать, способен создать что-то новое. А значит, в основе обучения в школе должны быть не четыре, а пять столпов: наука, технологии, инженерия, искусство и математика*. К четырём столпам обучения присоединяется ещё один.


*STEAM — это аббревиатура (science, technology, engineering, art and mathematics), возникшая в американской педагогике в противовес государственной образовательной политике, которая поддерживала развитие технических дисциплин для создания конкурентоспособной экономики. Без творческой составляющей — искусства — человек не способен создать что-то новое. Поэтому в аббревиатуру вписали еще компонент — Art.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей