«Опять эти картины!». Как привить детям интерес и любовь к искусству
Блоги26.06.2022

«Опять эти картины!». Как привить детям интерес и любовь к искусству

Многие родители хотят привить детям интерес и любовь к живописи и скульптуре. Но как это сделать, если ребёнок скучает в галереях и просится в кафе? Блогер и экскурсовод Виктория Цибульская рассказала, как подружить ребёнка с миром искусства.

Родители часто спрашивают меня, как научиться самому понимать изобразительное искусство и научить этому детей. Мой ответ — смотреть много картин разных авторов и эпох. Если ребёнок усвоит простые понятия и научится различать тёмные и светлые тона, прозрачные и плотные мазки, толстые и тонкие линии, чёткое и расплывчатое изображение, ему станет интересно искать и находить эти знакомые детали и приёмы в различных произведениях искусства.

Совершенно неважно, правильно ли ребёнок (да и взрослый) понимают замысел художника — важен собственный взгляд и собственное суждение. Когда вы учитесь играть на фортепиано, вы начинаете с азов, много практикуетесь, делаете ошибки, и эти ошибки обязательно нужно исправлять, чтобы играть правильно. В обучении восприятию искусства нет ошибок, нет правильных или неправильных наблюдений и трактовок. И погружение это можно начинать в любом возрасте и с любого периода. Вам нравится античность? Отлично! Импрессионизм? Замечательно!

Я никогда не говорю: «Посмотрите туда и увидьте там вот это». Я предлагаю обратить внимание на конкретные детали и подумать о них, но, если ребёнок видит всё по-своему, я только рада. Я стараюсь давать ребятам информацию в форме открытых вопросов, а не подсказок. Я хочу, чтобы они учились наблюдать, сравнивать и анализировать.

Готовясь к занятию, я не просто изучаю его тему, но ещё подбираю наглядный материал, ищу загадки, интересные факты, которые позволят лучше донести информацию до учеников. Чтобы внимание дошкольников не рассеивалось на большом полотне, я использую «видоискатель». Это простой квадрат картона с прорезанным в нём окошком. «Объектив» видоискателя может быть любого размера — можно начать с мелкой детали и переходить к более широкому обзору, а можно делать наоборот, и всё это простым сгибанием-разгибанием руки, в которой ребёнок его держит.

Считается, что детям больше нравятся картины с динамическим сюжетом, например, сцены охоты с бегущими животными или сцены битвы со скачущими лошадьми. На мой взгляд, это упрощённый подход. Как-то для занятия я выбрала «Менины» Веласкеса. На картине нет никакого действия, все изображенные фигуры совершенно статичны. Тем не менее, дети с удовольствием не только изучали персонажей, но и изображали их!

В знакомстве детей с искусством очень важны ассоциации и уподобления. Когда дошкольников заинтересует какое-то полотно или скульптура, они могут долго стоять рядом, «примерять» их на себя, «входить» в них. Поэтому им нравятся жанровые картины с понятным сюжетом.

Дети всегда стремятся к независимости. И искусство — отличный способ проявить её. Эта та область, где можно дать ребёнку полную свободу. Не навязывайте ребёнку «правильные ответы» — пусть он сам выберет картину на стене в музее или иллюстрацию в книге, пусть сам прочтёт табличку или подпись, сам сформулирует свои мысли и расскажет о своих впечатлениях.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Stanislaw Mikulski / Shutterstock / Fotodom

Комментарии(2)
Поддерживаю отношение к искусству автора, а при этом добавлю из личного опыта. Искусство понятно, когда приближено к жизни ребенка. Обсуждаю с внуками события, а по ходу беседы привожу в пример исторические аналоги через отражение их в живописи и в иллюстрациях (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/78596-iskusstvo-i-istorichesky-kontekst). Не забываем, что в искусстве важны ассоциации, а не технические приемы, а поэтому для восприятия искусства готовил внуков с первых дней их жизни, на каждом этапе развитие своё искусство (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/70984-seksprosvet-s-pomoshchyu-iskusstva-kak-ya-rasskazyvayu-vnukam-o-lyubvi). А в Третьяковку заходили, когда пытались понять основы предпринимательства. Идем по залам, а при этом называем вероятных приобретателей живописи: аристократы, дворяне, помещики, буржуа, разночинцы, интеллигенция и так далее, доходя до проводников государственной пропаганды (обоснование через тему, сюжет, живописные приемы). Разные картины — разные приобретатели. А когда внучка стала посещать кружок живописи, то она уже при семейном походе на выставку Серова рассказывала нам о том, что привлекло её внимание. Это было интереснее рассказа экскурсовода. Гуляем вместе по Москве, а я обращаю внимание детей на архитектуру, памятники, оформление станций метро, где соединены искусства и история. Мы живем в мире искусства.
Никого ещё разговоры об искусстве не научили понимать искусство. Для более глубокого понимания надо заниматься искусством самому — и картины писать (и акварелью, и маслом) и на пианино играть. Иначе вы будете обычным диванным экспердом.