«Учителя что — святые?» Готовит ли школа детей к реальной жизни и нужно ли это делать
Говорят, именно в школе дети социализируются. В коллективе они учатся дружить, ссориться, отстаивать своё мнение. Но учатся ли? И должна ли вообще школа готовить детей к миру за её пределами? Размышляет блогер «Мела» Вадим Мелешко.
Как бы там ни было, наша школа (а, может, и вся система образования) основана на передаче знаний и способности применять их в той или иной ситуации. Само по себе это абсолютно нормальное явление, ведь именно знания являются основой всего остального. Но давайте вспомним мудрость выдающегося французского писателя и философа Франсуа де Ларошфуко: «Ум всегда в дураках у сердца». И если под умом подразумевается интеллект, то под сердцем — эмоциональная сфера. А вот этому аспекту у нас, к сожалению, традиционно уделяется очень мало внимания. Нет, по факту, конечно же, развитие эмоций предполагается на всех этапах обучения детей. Ну а как же управление эмоциями?
На мой взгляд, как раз в этом и заключается главная трагедия большинства отличников, победителей всевозможных предметных олимпиад, конкурсов и чемпионатов. Сделав ставку на «прокачку извилин», достигнув потрясающей способности находить ответы на самые сложные задачи и задания, эти люди оказываются бессильны перед суровой и беспощадной правдой жизни.
Это когда ты на уроке тянешь руку, потому что готов и хочешь ответить, а учитель тебя в упор не замечает и спрашивает других. Потому что ему очень не понравилось, как ты на прошлом занятии «качал права» и доказывал, что педагог несправедливо занизил тебе оценку.
Это когда ты, будучи студентом, выполняешь раз за разом задания, а тебя неизменно опускают в рейтинге, хотя другим за то же самое ставят высшие баллы и публично хвалят. И ты пытаешься понять, в чем дело, но приходишь к выводу, что причина проста: вот этого человека преподы любят, он им нравится, потому что обладает харизмой, брутальностью, обаянием.
Это когда ты приходишь в коллектив и пытаешься занять в нем достойное место, чтобы своими трудом и умом приносить пользу обществу, но вдруг оказывается, что кому-то не понравились твои фамилия, акцент, одежда, манера изъясняться, взгляды на жизнь, политические, религиозные и прочие убеждения. И несмотря на весь твой потенциал, тебя начинают банально выживать. Ты не можешь понять, зачем они так, ведь ты очень хорошо знаешь матчасть и отлично разбираешься в проблемах, которыми поручено заниматься. Но для других людей все это второстепенно, они не могут смириться с тем, что ты работаешь рядом с ними, но не разделяешь их взглядов, принципов, суждений.
Это когда ты наравне с другими занимаешься наукой и у тебя это получается успешно, но тебя упорно не публикуют, валят на защите, лишают доступа к библиотекам, архивам, лабораториям, ресурсам. Почему? Нет, совсем не потому, что ты глупее их. Просто у кого-то на первом месте стоит зависть, что у тебя все так здорово получается, а у них — нет. И ненависть к тебе, такому молодому, умному и красивому на фоне их, убеленных сединами почтенных старцев.
Впрочем, кстати, бывает и наоборот. Вот я, молодой и инициативный, готов перевернуть все вверх дном, дабы вдохнуть новую жизнь в этот замшелый тлен, а тут ты, старая перечница, не даешь мне это сделать. Поэтому, прежде чем заняться переворачиванием мира с ног на голову, я постараюсь правдами и неправдами, заговорами, интригами и подтасовками вытурить тебя на улицу, чтобы не мешала мне творить историю. И мне абсолютно безразличны все твои былые заслуги, опыт и потенциал, коль скоро работать рядом с тобой невыносимо!
Это когда ты долгие годы на уроках, дополнительных занятиях и интеллектуальных состязаниях доказывал всем, что ты самый умный, а потом находится кто-то, кто начинает с тобой спорить по тому или иному вопросу, упорно не соглашается с тобой и даже переходит на личности.
И тебя это обескураживает и просто бесит, потому что ты же знаешь, что прав!
В книге «Заповедник» Сергей Довлатов пишет: «В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса».
Странно, что автор почему-то говорит это применительно только к женщинам. На самом деле, если оглядеться вокруг, можно прийти к неутешительному выводу: вся наша история, вся наша жизнь, все то, что происходит вокруг нас здесь и сейчас, в огромной (а нередко и решающей) степени подчинено эмоциям. Причем далеко не всегда позитивным. Именно они, а отнюдь не трезвый разум, руководят нашими поступками. Если бы человечество научилось подчинять свои эмоции трезвой логике, можно было бы обойтись без огромного количества войн, ссор, склок, обид и всего подобного.
Впрочем, если ситуацию отзеркалить, то люди, наоборот, начнут с душевным трепетом смотреть на того, в кого они влюблены, неистово рукоплескать и одобрять каждый его шаг, прощая все, даже ущемление их прав и свобод, а также откровенные преступления. И эта крайность едва ли лучше той, другой.
А теперь задайте себе главный вопрос: что же должна делать школа (в частности, и система образования — в целом), чтобы подготовить учащихся к сурово-реальной, а не радужно-вымышленной жизни? Где, как, каким образом, в рамках каких предметов и на каких занятиях дети должны получить представление о существующем порядке вещей и о том, как этому порядку противодействовать, как защитить себя и других от несправедливости?
Антон Углов, индивидуальный предприниматель, Тверская область:
«Я в школе был троечником, мне было совсем неинтересно стремиться получить пятерку любой ценой. Но я давно понял, что в жизни успеха добивается не тот, кто умнее всех, а тот, кто умеет найти общий язык с другими людьми, в том числе с теми, кто умнее всех. Если знаешь, что человека интересует, что ему нужно, что он любит, чего и кого боится, сравнительно легко сделать его своим товарищем. Или, наоборот, настроить других против него. Кто-то называет это манипуляцией, но в бизнесе такое сплошь и рядом. Поэтому из всей школьной программы мне почему-то запомнился Чичиков, который старался не тратить своих денег, но умел все обставить так, чтобы все были довольны, а ему от этого еще и выгода была».
Светлана Белогородцева, учитель русского языка и литературы, Хабаровский край:
«По-моему, не надо умножать сущности сверх необходимого, ведь школа и так дает детям массу примеров, как надо и как не надо себя вести. Вся классическая литература об этом! Более того, именно она через героев произведений показывает, какие образцы поведения признаны благородными, а какие — постыдными. И тот, кто руководствуется жадностью, местью, злобой, завистью, вряд ли будет выставлен автором в лучшем свете. В отличие от тех, кто изображен великодушным, благородным, добрым, смелым и так далее. Надо просто больше читать и вместе с детьми разбирать произведения».
Инсаф, военнослужащий, республика Татарстан:
«Лучше всего учиться взаимодействовать с людьми в процессе совместной деятельности. Вспоминая свое детство, могу сказать, что на уроке это не очень получается, даже когда люди в группах работают. А вот в походах, экспедициях, на тренировках — совсем другое дело, там, если ты не сможешь влиться в коллектив и начнешь себя противопоставлять ему, придется очень трудно, могут и по шее дать».
Марат Лернер, студент, Москва:
«Почему вы решили, что школа всему этому не учит? Ученики с детства видят несправедливость и понимают, что так устроена наша жизнь. Учителя что — святые? Нет, у них есть и любимчики, и изгои, все это знают и понимают, что ничего не поделаешь, надо как-то с этим мириться. Так же и с одноклассниками: видишь, что человек рвется в лидеры и ради этого готов пройтись по головам, так зачем ему мешать, надо просто отойти в сторону, пусть лезет, главное, что ты теперь знаешь, кто он и чего от него ждать».
Иллюстрация: Vectorium / shutterstock / fotodom
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Для каждой системы нужно своё умение найти общий язык с другими людьми. Одно дело найти общий язык с начальником, а другое дело с клиентом. В пьесе Грибоедова «Горе от ума» говорится об умении угождать начальнику, а рынок требует умения угодить клиенту. Вертикаль власти школьной жизни требует умения угодить учителю, которому хочется слышать правильный ответ и видеть идеальное поведение, поэтому не стоит удивляться, когда плохим поведением не смог угодить учителю даже при отличном знании.
Вертикаль власти борется с индивидуальностью учителя, а это переходит на ученика (https://nashedelo.ru/e/izmenen-zakon-ob-obrazovanii-yedinaya-federalnaya-obrazovatelnaya-programma). С введением единых учебников процесс выстраивания вертикали власти подходит к завершению, когда инициатива наказуема, а покорность вознаграждается.
Какая справедливость при параллельном импорте? При параллельном импорте формируется параллельная мораль. Школа с её вертикалью власти хорошо готовит к параллельной морали, чтобы подготовиться к жизни с параллельной справедливостью.
Учитель кому служит? Ответ на этот вопрос характеризует понятие его святости.
Это все равно как показать, как играют на арфе, а потом сказать — теперь ты играй. Другой пример несостоятельности логики «расскажем — скопируют». Всех родителей бесит, что дети не убирают в своих комнатах. Это прямо общая боль. Если считается, что дети копируют правильное поведение взрослых, то почему дети не убираются в своих комнатах, наблюдая, как мама убирает квартиру?..
Пусть занимается обучением, воспитание — дело семьи.
Надеюсь, когда-нибудь наступит время хотя бы одного пункта не предвзятых оценок учеников, но это возможно, если функция будет не у учителя, а у ИИ. Исчезнет повод для взаимных обид и манипуляций, на что сдал, то и получил, без человеческого фактора. Идеально.