Как воспитать в ребёнке дизайнера
Блоги17.04.2017

Как воспитать в ребёнке дизайнера

«Привить эстетику — это дело техники и желания»

У Саши и Наташи сложилась отличная команда. Саша уже более десяти лет занимается графическим дизайном, Наташа столько же — рекламой и PR. Когда Оксана Селендеева предложила вести курс по дизайну в школе программирования CODDY, они взялись за это вместе. Сегодня они рассказывают, зачем учить детей дизайну, как это делать и почему такие занятия должны стать частью школьной программы.

Каждый ребёнок приходит к нам с установкой «я художник, я так вижу». На первом занятии мы объясняем, что дизайн — прикладное мастерство, в котором важна функциональность. Недостаточно просто научиться рисовать или выучить инструменты в графическом редакторе, в первую очередь нужна идея, подходящая под задачу.

Зачем учиться дизайну

Самые интересные занятия — с малышами 7-9 лет. У их фантазии вообще нет границ! Они придумывают очень интересные вещи, а в ответ на простые задания с огромным энтузиазмом создают самые необычные решения. Именно в этот момент, пока гибкий ум ребёнка не ограничен рамками, в его голову нужно вложить понятие дизайна.

В силиконовой долине уже говорят о том, чтобы на государственном уровне внедрить дизайн в школьную программу. На таких занятиях нужно демонстрировать мировой опыт во всех сферах от изобразительного искусства до промышленного дизайна. На русском языке пока, к сожалению, нет ни теоретического, ни практического материала, который был бы хорошо проработан. В Европе, Китае и Америке это направление развито лучше, но и там единого подхода пока нет.

Ребёнок — чистый лист, на который записывается все вокруг, а привить эстетику — это дело техники и желания

Хороший вкус есть у всех от рождения, но он требует поддержки и развития. Все зависит от социума, воспитания, окружения в школе, развития. Путешествует ли ребёнок с детства? Читает ли книги? Смотрит ли на произведения искусства? Обращает ли внимание на окружающие вещи? Чем больше мирового опыта получится вместить в голову маленького человека, тем выше вероятность, что в будущем у него разовьется хорошее чувство стиля.

Какой подход работает

Самое сложное в обучении — найти путь к ребёнку, вовлечь его, понять, чем интересуется. Через призму его предпочтений нужно построить путь к дизайну. Маленькие дети лучше воспринимают игровые упражнения, подростки — примеры из жизни. Но игры мы не исключаем даже в самых старших группах, потому что они помогают ребятам расслабляются и выйти за рамки.

Чтобы объяснить суть графического дизайна, мы давали задание создать табличку «Выход», которая обычно используется в общественных помещениях. Сначала мы вообще не ограничивали их: просили каждого изобразить её такой, какой он хочет её видеть. Сначала все подошли к этой задаче совершенно бездумно, и мы получили пачку табличек, написанных курсивом, розовых и так далее. Мы стали вместе рассуждать, что табличка существует не просто так, а для экстренных случаев. Тогда ребята вспомнили, что обычно она подсвечивается, что на ней белые буквы на зеленом или красном контрастном фоне, простой шрифт без засечек. В работу включились оба полушария: мы перешли от «красиво» к «функционально».

В процессе обучения дети начинают внимательнее относиться друг другу, у них формируется эмпатия

С каждым занятием это заметно все больше и больше. Если кто-то отстает, «коллеги» с удовольствием ему помогают — даже просить не нужно. Иногда мы специально пересаживаем учеников, чтобы они получили опыт коммуникаций с разными людьми.

Мы стараемся создавать такие ситуации, чтобы ребята анализировали работы друг друга. Так автор может понять, на что обращает внимание зритель, что считывает в первую очередь. Иногда ученики защищают свои проекты, иногда соглашаются с критикой. Удивительно, но конфликтов при этом не бывает даже у самых возбудимых ребят. Чаще они ругаются, когда кто-то нарушает дисциплину и мешает остальным.

О внутреннем перфекционизме детей

Внутренний перфекционизм у детей ещё опаснее, чем у взрослых. Они все делят на черное и белое, а когда сталкиваются со взрослой жизнью, сильно разочаровываются. Видят, что мир многогранный, но пока не готовы это принять.

Мы стараемся делать наши проекты близкими к реальной жизни. Однажды Оксана, основатель CODDY, выступала заказчиком баннеров для соцсетей. Мы пригласили её как клиента на разбор и анализ работ, и она дала очень грамотные и деликатные комментарии. Но даже такие замечания ребят шокировали — впервые оказалось, что не всё, что они делают, априори нравится окружающим.

Нашей задачей было донести, что постоянные изменения в проекте — это будни дизайнера, и иногда заказчик требует переделывать один и тот же макет десятки раз. Объяснить, что не всегда все будет легко и иногда придется биться, оказалось нелегко.

Советы, как воспитать в ребёнке дизайнера, от Саши и Наташи

  1. Очень важно настроить ребёнка на процесс. В начале занятия мы обязательно делаем разминку. Она необходима для того, чтобы ребёнок погрузился в творческую атмосферу, а его мышление стало гибче. Иногда мы сначала рисуем что-то правой рукой, потом — левой, потом — двумя перекрещенными руками. В другой раз — дорисовываем каракули и стараемся превратить их в изображение чего-то понятного.
  2. Ребёнка нельзя заставлять. Нужно уходить от старой школы, в которой никому не было дела до желаний ученика. Если кто-то не хочет работать, мы просто оставляем его в покое. Как показывает практика, минут через 10-15 он сам втягивается в процесс. Особенно, если слышит, как преподаватель хвалит кого-то: появляется азарт сделать лучше.
  3. Найти путь к сердцу ребёнка иногда бывает тяжело. В таких случаях мы подключаем всю группу: дети видят проблемы в коммуникации и стараются вовлечь одногруппника.
  4. С ребёнком нужно общаться на равных — не с точки зрения взрослого. Даже в общении на сторонние темы важно внимательно слушать и дискутировать, для детей это ценно.

Комментарии(2)
Спасибо! Разумно, познавательно, информативно.
Не согласен на 99% смысловой нагрузки написанного........Преподаю лет 25.......и уверен, что профориентация — не такая безобидная любительская тема. как кажется......Пару примеров…Одного мальчика отдали на музыку…мальчик вырос, стал исполнителем и музыкантом средней руки…шансон 90-х закончился нищетой, бомбил, таскал тачки из Германии, но музыку бросить не может. очень уважаю этого человека за верность «отрасли», но вывод другой — надо не подвешивать ребёнка на творческие профессии, а развивать в нём понимание творчества как увлечения, не гнаться за успехами, не сильно хвалить, а самому смотреть в оба глаза за коньюнктурой рынка труда творческих специальностей, чтобы не увидеть в 70 лет своего талантливого юного дизайнера сорокалетним алкашом… Второй пример — 70% девочек мечтают стать дизайнером как и артисткой… Дочь товарища — не исключение… Однако, Рим, Париж, Милан — там всё хорошо с образованием и зарубежным стажем…но к 30 годам потолок — дизайн витрины магазина… Она — дизайнер? — Да!..Как мечтала? -Нет!..