Зачем детям читать стихи? Объясняет учитель литературы
Блоги27.11.2023

Зачем детям читать стихи? Объясняет учитель литературы

Маленькие дети поэзию, как правило, обожают: им нравятся простые и повторяющиеся образы и ритмичность. Но чем старше становится ребенок, тем сложнее становятся тексты, которые ему предлагают. Но, как считает наш блогер Дарья Куматренко, без поэзии изучение литературы просто не имеет смысла.

Я работаю с русскоязычными детьми за границей уже 14 лет, пишу учебные материалы для русских школ. Годы идут, но один из самых популярных вопросов на тему материалов по литературе для билингвов — «Зачем им нужна поэзия?». И правда: какая от этой картины на стене «практическая» польза? Думаю, родители детей в России тоже нередко задаются этим вопросом.

У поэзии сложилась репутация особенного искусства для редких ценителей. Зачем же тогда уделять ей время, да еще в работе с билингвами, у которых даже на уровне языка (а не скрытых смыслов) есть проблемы? Да и у монолингва в условиях нынешней школьной программы времени ни на что не хватает. Захочет — почитает стихи, когда вырастет.

Но я уверена, что дети должны изучать поэзию. Причин много, но сегодня назову только одну — специально для скептиков и тех, кому очень важно практическое применение полученных знаний. Я считаю, поэзия учит понимать литературу. Да, и прозу тоже. Изучение поэзии поможет в подростковом и взрослом возрасте разобраться со сложными текстами в прозе на русском языке. Эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы почему-то воспринимаются как средства художественной выразительности исключительно стихотворений. Про них надо знать, чтобы порадовать учителя. Но ведь в прозе их тоже очень много! А теперь представьте: в прозе более плотный текст, много действующих лиц и сюжетных линий, метафоры и эпитеты в нем легко пропустить и не заметить. И между тем в прозе они могут иметь огромное значение для понимания сюжета или внутреннего мира героя. В поэзии натренироваться их видеть и понимать гораздо легче, чем начать делать это, осваивая прозу.

Вот несколько примеров:

«Мы ныряем в книгу, чтобы задержать дыхание и оледенеть в чужой реальности, мы вечно сидим в чужой проруби, нас самих никогда нет дома, понимаешь?»

Что это? Это сложный художественный образ.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Образ Понтия Пилата складывается из множества важных эпитетов. И «подбой белого плаща» не алый, не красный, не бордовый, не румяный, не багряный. Он кровавый. А больные, мутные, слезящиеся, опухшие глаза Пилата на всем протяжении повествования — еще одна малозаметная деталь, необходимая нам для раскрытия образа.

«Лишь изредка умирающий ветер шумел вершинами тополей».

«Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась; там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

Все повествование «Героя нашего времени» наполнено олицетворениями, ожившая природа отражает настроение героя и предупреждает о дальнейшем развитии событий.

Это те самые метафоры, эпитеты, олицетворения, художественные образы. Их легче узнавать в стихотворениях, с ними проще знакомиться в этом формате, ими проще наслаждаться, ведь от раскрытия и понимания художественного образа мы можем получать такое же удовольствие как от музыки, например. От разгадывания художественного образа и понимания метафоры мы получаем дофамин — как от решения загадки. И потом этим навыком можно пользоваться всю жизнь, читая другую литературу и понимая, что «кровавый» — это не «красный», что «ожидающие добычи мшистые зубцы скал» её непременно получат, а книга может быть «прорубью чужой реальности».

Попробуйте не спеша читать и разбирать хотя бы по одному стихотворению раз в несколько недель. Постепенно вы заметите, как меняется восприятие ребенком художественных текстов.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Ground Picture / Shutterstock / Fotodom

Комментарии(4)
В. С. Соловьев:
«Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?»
Это поэзия, а проза описывает без искажений даже в произведениях фантастики.
Решение ученого рождается в образах, которые формирует искусство, а передача этого решения другим людям требует точности, чему обучаемся благодаря прозе. Но перенос образа из головы ученого в реальную жизнь не бывает без искажений.
Стихи нужны детям для того, чтобы понимать русский язык в той мере, в которой он существует, со всеми метафорами и синонимами. Когда пишешь свои стихи и ищешь рифму, то понимаешь, что это не так просто подобрать определенное слово в нужном месте. Но то, когда ты осознаешь большое количество синонимов и сравнений, то это позволяет тебе вкладывать душу в каждую строчку.
Да и обычное предложение в прозе эти элементы только украшают, показывают всю «жизнь» языка
Есть ли норматив для школьников. Почему они по 11 четверостишец учат у нас?