7 картин, которые помогут рассказать ребёнку про Октябрьскую революцию
7 картин, которые помогут рассказать ребёнку про Октябрьскую революцию

7 картин, которые помогут рассказать ребёнку про Октябрьскую революцию

Кто такой Александр Лабас и как его творчество помогает учить историю

Алёна Коваленко

11.10.2017

Когда читать книги и смотреть фильмы надоест, можно продолжить учить историю, например, через картины. Это правда классный способ! Художнику Александру Лабасу было 17 лет, когда произошла революция 1917 года. И поэтому его работы, которые можно увидеть на выставке в ИРРИ до 10 декабря, это почти «фоторепортаж» с места событий.

Художник Александр Лабас родился в 1900 году и застал много важных событий прошлого столетия. Первые путешествия на самолётах и дирижаблях, две мировые войны, освоение космоса. Но если выбирать событие, которое повлияло на художника больше остальных, то это, конечно, Октябрьская революция.

«Мне было 17 лет. Я часто возвращался к теме Октября и Гражданской войны. Это время я удивительно чувствую. Его образы меня преследуют», — писал Александр Лабас в своих дневниках. На основе воспоминаний своей юности художник создал сложную для себя серию работ «Октябрь»: «Я поклялся себе, что буду всё-всё смотреть и потом обо всём напишу! Везде пролезу. Пусть хоть смерть! Ничего не пропустить! Вот она перед глазами делается новая история!».

Матрос, 1930 (Государственная Третьяковская галерея)

Февральская революция продлилась чуть больше недели. Но эти восемь дней сильно изменили ход русской истории и подготовили почву для Октябрьской революции. Российская империя была ослаблена Первой мировой войной: все силы страны были направлены на поддержание армии, которая терпела одно поражение за другим. Зимой 1917 года в крупных городах начались перебои с хлебом: пекарням не хватало топлива, чтобы его испечь. У булочных выстроились длинные очереди-«хвосты» желающих запастись хлебом заранее. Люди, проводившие дни напролёт в «хвостах», принялись громить витрины магазинов. В Петрограде беспорядки переросли в настоящие хлебные бунты, к которым стали присоединяться бастующие рабочие.

Мирная демонстрация против войны, запланированная на 23 февраля, вышла из-под контроля — среди лозунгов «Хлеба!» и «Долой войну» появляется лозунг «Долой царя»

К 27 февраля весь Петроград оказывается захвачен беспорядками, в которых принимают участие и солдаты, ожидающие в городе пересылки на фронт. Начинается вооруженное восстание.

Император Николай II в это время находится в Могилёве, где располагалась ставка Верховного главнокомандующего — другими словами, штаб-квартира российских войск во время войны. Он посылает в город телеграмму с требованием остановить демонстрантов и спешно выдвигается в Петроград. К этому времени все железные дороги были перекрыты бастующими, и император направляется в Псков. Тем временем в Петрограде к восстанию присоединяются правительственные войска, второй Балтийский флотский экипаж, а также матросы крейсера «Аврора». Этот боевой корабль принимал участие в Русско-японской войне (1905) и в Первой мировой (1914-1918), а в 1916 году был отправлен на ремонт. В феврале 1917 экипаж «Авроры» перешёл на сторону восставших, одним из которых вполне мог быть герой этого портрета Александра Лабаса. 28 февраля была взята Петропавловская крепость — один из важнейших объектов города. Происходит переворот — страну теперь возглавляет Государственная дума, принявшая сторону восставших, а ещё Петроградский совет, созданный рабочими и солдатами. Находясь в безвыходной ситуации, 2 марта Николай II отрекается от престола в пользу брата Михаила, который на следующий день делает то же самое. Так всего за несколько дней в России была свергнута династия Романовых, правившая более 300 лет.

В противогазе. Из серии «На манёврах». Эскиз, 1931 (Государственный Русский музей)

Одной из главных причин революционных событий стала Первая мировая война. Она отнимала у России огромное количество сил и ресурсов, но самым разрушительным последствием затяжных сражений стали колоссальные человеческие жертвы. На этой войне впервые было использовано химическое оружие: в сражении у бельгийского города Ипра в 1915 году немецкая армия в наступлении на войска Англии и Франции применила ядовитый хлор. От газа пострадало более 15 тысяч солдат, 5 тысяч скончались. После этой трагедии неотъемлемой деталью экипировки союзных войск становится противогаз. Такими же противогазами снабжались и русские солдаты, которые ждали переправки на фронт. Но несмотря на принятые меры, число жертв продолжало расти. Александр Лабас вспоминал:

«Хорошо помню предреволюционное время. Война чувствовалась везде. Мы жили у Белорусского вокзала, и я видел, как привозили с фронта тяжело раненых солдат, видел отравленных газами. Раненых было так много, что госпиталь занимал целый шестиэтажный дом».

Невыгодность войны была очевидна всем, но только не Государственной думе. Созданное на её основе Временное правительство, а точнее, министр иностранных дел Павел Милюков, в апреле 1917 выпускает ноту о «войне до победного конца», в которой он уверяет союзников России в полном соблюдении обязательств и в намерении продолжать войну. Это выступление было встречено недовольством со стороны людей и демонстрациями, которые привели к кризису Временного правительства и отставке Милюкова.

Приезд Ленина в Петроград. Эскиз, 1930 (Государственная Третьяковская галерея)

Во время кризиса Временного правительства в Россию возвращается Владимир Ленин. Когда в стране прогремела Февральская революция, лидер большевиков находился в эмиграции в швейцарском Цюрихе. Большевики выступали за прекращение войны — из-за этого их партия считалась нелегальной, а, значит, никто из партии большевиков не входил во Временное правительство. 3 апреля 1917 года Ленин прибывает в Петроград — на Финляндском вокзале соратники устраивают ему торжественную встречу, после которой он приветствует толпу, которая собралась перед зданием вокзала, используя в качестве сцены броневой автомобиль «Остин». Или нет?

Несмотря на воспоминания очевидцев, многие историки считают, что это выступление — вымысел. Политическая программа Ленина, или так называемые «апрельские тезисы», были объявлены им через некоторое время после приезда, да и версий того самого броневика крайне много, чтобы привести его как вещественное доказательство. Но после того, как эту сцену воспроизвёл режиссёр Сергей Эйзенштейн в своем фильме «Октябрь», легенда стала историческим фактом. Фигура Ленина на броневике стала одним из самых воспроизводимых образов в искусстве — не остался в стороне и Александр Лабас. Он не был в Петрограде в то время, но видел фильм Эйзенштейна, по которому и была воспроизведена эта картина. Заметьте, что Ленин, в отличие от других фигур на полотнах Лабаса, здесь тщательно прописан и узнаваем. Такими были каноны «ленианы» (произведений искусства, в которых главным героем был Владимир Ленин) — у художников был единый стандарт изображения вождя революции. Всего Лабас написал два варианта с Лениным на броневике (оба — 1930, Государственная Третьяковская галерея и Национальная галерея Грузии, Тбилиси).

«На выставке „Москва–Париж“ была моя картина „Ленин в 1917 году“, созданная в 1930 году по ранним эскизам. Она 51 год простояла у меня в мастерской, я её никуда не давал, так как она написана совсем в другом плане, чем было принято в определённые годы».

Под арку на штурм. Эскиз, 1932 (коллекция Александра Балашова)

В целом, возвращение Ленина пришлось на очень удачный для большевиков период. Нота Милюкова о продолжении войны вызвала разрыв между Советами и Временным правительством. Нарастали волнения в городе — теперь на плакатах демонстрантов «Долой самодержавие!» сменилось на «Долой Временное правительство!». В разгар войны в отставку уходит министр иностранных дел Павел Милюков, а также военный и морской министр Александр Гучков. Члены Временного правительства и Советов объединяются, чтобы выйти из кризиса, но безуспешно. В июле проходит первая вооружённая демонстрация большевиков, к которой присоединились матросы, солдаты и рабочие. «Июльские дни» приводят к очередному кризису Временного правительства — теперь его возглавляет Александр Керенский, на тот момент военный и морской министр. В правительстве опять нет большевиков, и они начинают планировать вооружённое восстание.

Сентябрь 1917 запомнился сразу двумя событиями — мятежом Верховного главнокомандующего Лавра Корнилова, потребовавшего передать ему власть, и очередным развалом Временного правительства. В Советах преимущество за большевиками. Они создают Военно-революционный комитет формально для защиты от войск Корнилова, но на самом деле для организации переворота.

25 октября начинается штурм Зимнего дворца, в котором заседает Временное правительство. Эти события изобразил Александр Лабас в работе «Под арку на штурм». Мы видим происходящее со стороны арки Генерального Штаба — с этой точки обзора Дворцовая площадь напоминает сцену театра, декорациями которого становится Зимний дворец. Присмотритесь к горизонту: художник изобразил ключевого участника Октябрьской революции — знаменитый крейсер «Аврора». Из пушек этого корабля был произведён холостой выстрел, который послужил сигналом для начала штурма Дворца, что привело к победе большевиков.

Наш переулок утром, 1929 (Государственная Третьяковская галерея)

Революция захватывает и Москву. Весь город оказывается поделённым между противостоящими силами. Революция застала Александра Лабаса семнадцатилетним студентом Строгановского училища — дом в Стрелецком переулке, в котором художник жил вместе со своими родителями, улицы Сретенка и Мясницкая были оккупированы большевиками.

«Наш район был у большевиков, а Арбат у белых. У меня там жили родственники, и я хотел пройти к ним, хотя это уже было опасно. Зато я мог всё увидеть», — вспоминал Лабас

В ту осень этот привычный и даже обыденный пейзаж казался художнику особенно красивым:

«И это напряжённое состояние, поразившее меня тогда, тишина в переулке, красивая осень и предчувствие гигантских событий стояли у меня перед глазами, когда я в 1929 году писал картину „Наш переулок утром“. Осень, загорелся рыжий клен, нависло большое дерево, а вдали туман, сквозь него видны дома, большие каменные и деревянные, видны фигуры бегущих людей, слышны отголоски перестрелки».

У стен Кремля. Из серии «Октябрь», 1959 (коллекция Ольги Бескиной-Лабас)

Главный эпизод Октябрьского восстания в Москве — взятие рабочими и солдатами Никольской башни Кремля — выполнен Лабасом с подробностью раскадровок к фильму. Здесь очень интересно показана работа художника с самыми разными техниками, причем все они напоминают процесс создания картины от наброска до законченной работы в цвете. 28 октября Кремль взяли отряды юнкеров, расстреляв 300 солдат, перешедших на сторону большевиков. Большевики начали артиллерийский обстрел Кремля. Снаряды повредили колокольню Ивана Великого и Спасскую башню, Успенский и Благовещенский соборы, были разрушены Никольские ворота. 2 ноября юнкера объявили о капитуляции — революция в Москве победила.

Мой брат в 1931 году (коллекция Ольги Бескиной-Лабас)

Революция переросла в Гражданскую войну. После рассказов брата Абрама, вернувшегося с поля боя с простреленным пальцем, Александр Лабас не может остаться в стороне от событий гражданской войны. В 1919 году он идёт добровольцем на фронт. Его судьбу решил Давид Штеренберг — художник-авангардист, руководивший отделом ИЗО Наркомпроса РСФСР. Он устроил молодого живописца при Политуправлении 3-й армии Восточного фронта, чем, возможно, спас его от гибели.

На войне Лабас был одним из художников, которые делали агитационные плакаты и расписывали поезда

Брат живописца построил военную карьеру — он был заместителем начальника штаба Киевского Военного Округа. Однако после окончания войны режим большевиков становится строже. Начинаются репрессии и расправы над революционерами, которые затронули и брата художника. В 1937 году Абрам Лабас был расстрелян по обвинению в военном заговоре. Художник так и не успел создать его живописный портрет. Это одна из немногих работ Лабаса, на которых человек в военной форме изображён подробно и узнаваемо. По прошествии лет для художника обе стороны Революции стали одинаково виновными в разрушительных погромах и убийствах, ведь в любой войне люди перестают быть людьми.

Увидеть все эти работы и лично устроить ребёнку экскурсию по 1917 году можно в Институте русского реалистического искусства, где проходит выставка художника Александра Лабаса. В экспозицию вошло около 50 графических и живописных работ из собрания Третьяковской галереи, Пушкинского музея и Лабас-фонда, а ещё архивные фотографии из собрания МАММ 1917–1923 годов.

Выставка Александра Лабаса в ИРРИ продлится до 10 декабря, а посетить её можно с 11.00 до 20.00.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет
Больше статей