Тренд последних лет — раннее музыкальное развитие. Совсем еще маленьких детей обучают импровизации на фортепиано, игре на скрипке с трех лет, водят на симфонические концерты. А еще есть занятия по орф-педагогике — элементарному музицированию, основанному на связи музыки, движения и речи. Со стороны кажется, что дети на таких занятиях просто бегают под музыку. А как им это помогает? Разбираемся.
«Для ребенка, который не двигается под музыку, музыка попросту закрыта»
На занятиях музыкой по принципам орф-педагогики всегда очень творческая атмосфера. Со стороны это похоже на музыкальное театральное представление с большим количеством инструментов: здесь есть и ксилофоны, и металлофоны на резонаторных коробках с необычайно красивым звуком, и разнообразные шумовые инструменты.
В конце каждого занятия есть какой-то итог, но это не главное. В следующий раз дети с педагогом могут взять за основу ту же песню и сделать всё совсем по-другому.
Основные принципы орф-педагогики:
- От практики к теории;
- От целого к детали;
- От простого к сложному;
- От спонтанности к заданности;
- От произвольного к контрольно-волевому;
- От центра к периферии. Развитие активности рук: 1) плечо (барабан), 2) локоть (ксилофон), 3) кисть (фортепиано или другой мелодический инструмент).
Для ребенка, который не двигается под музыку и не имеет такого опыта, музыка попросту закрыта, считают преподаватели орф-педагогики. Движение лежит в основе биологического восприятия музыки, а понимание ее структуры происходит через речь и интонации.
Орф-педагогика: что это такое
В представлении большинства людей музыкальное образование — это нотная грамота, нотные диктанты, подбор аккомпанементов по правилу гармонии и импровизация в лучшем случае на первом курсе музыкального колледжа. Но есть и другая система обучения, возникшая в 1950-е годы XX века.
Изначально музыка не была отдельным видом искусства. Это был синкретизм искусств: музыка, речь и движение. Музицирующие собирались вместе, чтобы хорошо провести время, а так как это было в дописьменный период, то ни слова, ни музыка не записывались, и каждый раз в исполнение привносилось что-то новое. Это был априори импровизационный подход. Половину забыли, а половину заново придумали. И так каждый раз.
С точки зрения музыковедения элементарная музыка — это стиль, который характеризуется определенными чертами. И в числе первых — простота выразительных средств. Это простые формы, мелодии из одной фразы, простые аккомпанементы, выдержанные на одном звуке, способ развития музыкальной ткани по принципу повторности, плюс простые танцевальные движения.
Орф-педагогика и элементарное музицирование — это музыкально-педагогическая концепция выдающегося немецкого композитора и музыкального педагога Карла Орфа. Но есть важный нюанс: не Орф придумал элементарное музицирование. Он лишь взял его за основу своей концепции. А пришел он к ней, изучив музицирование народов мира по историческим записям фольклористов.
Создавая свою концепцию элементарного музицирования, Карл Орф исходил из мысли, что музицирование, которое было свойственно взрослым людям в эпоху «детства человечества», будет близко детскому миру в целом.
Для детей мир целый, они не разделяют свою деятельность на отдельные виды искусств
Ребенок, когда берет в руки барабан, начинает не только сразу играть, но и напевать и двигаться в такт. Такова биологическая природа восприятия музыки. Это и есть орф-подход: дети двигаются, начинают с речи, переходят к пению — и в результате получается синкретизм искусств и маленький театр.
В немецком языке, к слову, элементарное музицирование называют элементальным, но и суть тут немного другая — это музыка, состоящая из элементов.
Совместное музицирование
Карл Орф изобрел еще и новую концепцию обучения — шульверк (шуле — «школа», верк — «работа»). Смысл простой: учусь, работая; учусь, делая. Эта концепция была противопоставлена концепции обучения музыке, состоящей из заучивания нот, музыкальных терминов, биографий композиторов.
Орф говорил, что шульверк — это возможность подключить ребенка к его собственному источнику творчества. Когда применяется не репродуктивная модель обучения (разучиваются произведения по принципу «надо вот так, а дальше непременно легато»), а ребенку дается возможность выбирать и предлагать.
Ребенка спрашивают: «А как еще можно сделать?», «А как можно было бы сыграть этот аккомпанемент?», «А какой еще аккомпанемент можно подобрать к этой мелодии?». Весь процесс обучения построен на принципе бесконечных вопросов и совместных поисков ответов на них.
По сути, шульверк — это 5 томов небольших партитур для совместного музицирования с детьми. Этакая антология музыки для детей, в основе которой лежат песни европейского фольклора.
В России до сих пор нет ни одного полного издания «Шульверк» на русском языке. Первый том из пяти был впервые издан в 2008 году, но дальше дело не пошло.
Однако эта антология — не панацея, она не дает четких указаний, как и что именно надо делать.
Это лишь рекомендации. Можно открыть, посмотреть, закрыть и придумать свое
За 80 лет существования шульверк концепция элементарной музыки распространилась по всему миру: ее последователей много в Латинской Америке, США, Австралии, Иране, Турции, есть огромная ассоциация в Китае, разумеется, есть продолжатели традиций Орфа во всех европейских странах. Везде есть свои орф-шульверк-ассоциации.
В России проводятся семинары в рамках орф-ассоциации RusFOSA, она является частью педагогического общества России как подразделение секции музыки, но не более того.
Еще одна проблема: сейчас каждый может написать, что он ведет занятия по орф-педагогике, однако это может быть вовсе не так. Бег с платочками по кругу под музыкальные инструменты — это не орф-педагогика. Это просто суррогат — внешняя игровая форма. Поэтому выбирая, в какую орф-группу отдать ребенка, стоит обратить внимание на то, какая квалификация у педагога, где он учился, сколько семинаров по орф-педагогике посетил.
Битва педагогик
В России впервые заговорили об орф-педагогике в 60-е годы XX века. Первым начал использовать эту концепцию профессор Лев Вячеславович Виноградов. В тот момент как раз решался вопрос, по какой системе вести музыкальные школы страны. В 70-е годы в Институт Орфа ездила большая делегация, состоящая из представителей Гнесинской и Мерзляковской школ (одни из лучших музыкальных школ Москвы. — Прим. ред.). Вернулись все под большим впечатлением и даже привезли орф-инструменты. Однако победила всё равно советская программа, разработанная Дмитрием Кабалевским.
На основе идей Кабалевского написано множество учебников, и именно по ним и по сей день преподается музыка в общеобразовательных школах с 1-го по 6-й класс.
В конце 80-х годов Вячеслав Жилин после поездки в Институт Орфа развернул обширную просветительскую кампанию — и в России начали появляться общества орф-педагогов, сначала в Челябинске и Екатеринбурге, а после и в других крупных городах страны.
Нет педагогов — нет педагогики
Получить образование по специальности «элементарное музыкальное воспитание» можно в Институте К. Орфа в Зальцбурге. Это полноценные четыре года для студентов. Но образование платное, стоит оно около 5 тысяч евро в год.
Однако сейчас можно учиться в любой стране по системе семинаров. И в России тоже. Программа обучения в России с присвоением дополнительной квалификации «орф-педагог» состоит из двух частей — практической и теоретической. Каждая объемом 250 часов.
Орф-педагог — универсальный музыкант, это метаквалификация
Желательно, чтобы преподаватель умел играть на разных инструментах (блокфлейта, ксилофон, барабан), импровизировать, петь и танцевать. Также желательно владение детской теорией сольфеджио донотного периода и умение поддерживать и запускать творческие состояния. Плюс педагог должен знать про принципы социализации, групповое обучение детей разного возраста и владеть игровым подходом.
В изначальной концепции занятия предполагались для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Но с тех пор выросло множество педагогов, и появились те, кто смог гармонично вписать орф-педагогику в музыкальные занятия в детском саду, и даже те, кто работает с детьми от 3 лет.
Любой родитель, конечно, может отучиться на семинарах по орф-педагогике и начать преподавать или хотя бы заниматься дома со своим ребенком сам. Однако у него должно быть музыкальное образование, в идеале высшее. Орф-педагогика — это не просто набор песенок и покупка музыкальных инструментов. Все-таки это больше обучение, чем игра.
Занятия должны быть систематическими, дома можно и нужно брать в руки бубен и барабан, играть на ксилофоне и гармонике, но лучше все-таки отдать ребенка в группу, поскольку орф — это еще и социализация, и коммуникация, и совместное творчество. Другими словами, элементарное музицирование — универсальный инструмент для развития творческой личности на самом раннем этапе. Работать в этой концепции с детьми после 10 лет довольно трудно — они уже начинают стесняться своих творческих проявлений.
Зачем вообще нужна орф-педагогика
Занятия, основанные на концепции «орф-шульверк», дают комплексное развитие. Любые музыкальные занятия априори включают все разделы мозга, отвечающие и за аналитическое мышление, и за творческое восприятие.
Не так давно исследователи выявили, что мозг математиков, решающих красивое сложное уравнение, и мозг музыкантов, слушающих или исполняющих музыку, работает одинаково.
Элементарное музицирование — это развитие креативности с участием всех видов искусств, и каждый ребенок всегда может найти роль себе по душе. Кто-то будет играть на музыкальном инструменте, кто-то предпочтет петь или читать речитатив, кто-то ограничится тем, что в конце ударит в треугольник, а кто-то выберет для себя роль глашатая. Ребенок, прошедший через все стадии элементарного музицирования, становится социально активным, умеющим не просто взаимодействовать, но и договариваться, а главное, точно знающим, что такое радость творчества.
В орф-педагогике нет цели воспитать человека с абсолютным слухом
Он на самом деле, как признаются многие профессиональные музыканты, не очень-то и нужен. Многие великие композиторы его не имели, как и исполнители. Абсолютный слух — это подарок судьбы, который может разве что помочь поступить в престижную музыкальную школу или вуз да писать нотные диктанты на отлично.
Ряд преподавателей отмечают, что наличие в высших музыкальных учреждениях творческой лаборатории на базе орф-педагогики было бы чрезвычайно полезно будущим музыкантам.
Студенты консерватории проводят все годы обучения за инструментом, оттачивают технику исполнения, динамические и интонационные штрихи. И никакой радости свободной игры и творчества. Орф-подход дает невероятный толчок для развития творческого потенциала.
Орф-педагогика — отличная база для профессиональных занятий музыкой. За детей, прошедших через элементарное музицирование, академические педагоги, как правило, сражаются. Но важнее то, что орф — это еще и радость творчества, игра, которая помогает выйти на новый уровень познания мира. А это нужно не только будущим музыкантам, через такой опыт неплохо пройти вообще всем.
Фото на обложке: tanya_wild / Shutterstock / Fotodom