«Люди часто путают труд и насилие»: о музыкальных школах и не только
«Люди часто путают труд и насилие»: о музыкальных школах и не только
«Люди часто путают труд и насилие»: о музыкальных школах и не только

«Люди часто путают труд и насилие»: о музыкальных школах и не только

Маруся Поликарпова

01.11.2019

Мечтаете вырастить из ребёнка великого музыканта или художника? Или просто хотите, чтобы он отличал «ля» от «ми»? О разделении программ в области искусств на общеобразовательные и предпрофессиональные и новом способе аттестации педагогов в эфире программы «Радиошкола» рассказала руководитель дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства Екатерина Калачикова.

Не художественная и не музыкальная, а школа искусств

На самом деле поменялось только название, а специализация осталась та же. В государственном поле все художественные и музыкальные, театральные и хореографические школы всегда назывались школами искусств. Это не было визуально отражено, поэтому родителям понятие «школа искусств» кажется чем-то новым.

Теперь в школе искусств с музыкальным профилем появятся художественные отделения. Музыкальная школа сможет открыть несколько классов по живописи. Если в одном районе здание театральной школы реставрируют, то театральные классы могут появиться в художественной. Школа сама решает, как ей называться. Законом это не регламентировано. Нет навязанной политики, что у нас произойдёт слияние всех видов искусства в одном здании.

Число школ искусств остаётся стабильным: открываются новые, какие-то уходят на реконструкцию и на капитальный ремонт. В этом году появился и новый формат — студии, которые создают на базе школ искусств. Первая открылась в школе им. Ракова в Марьиной Роще. Называется она «Студия № 19», потому что много лет эта школа была под номером 19. Такой формат подразумевает освоение нетрадиционных, новейших технологий в сфере искусств, которые пригодятся в современных творческих профессиях. Планируется, что к концу 2020 года в каждом районе Москвы будет такая студия.


Основной выбор ребёнок должен сделать после 4-го класса

Родительский запрос зачастую поделён на два вектора. Меньшая часть хочет, чтобы дети занимались восемь часов в неделю в музыкалке, пели в хоре, участвовали в конкурсах и концертах и вообще полностью соответствовали термину «предпрофессионал», который потом свяжет жизнь с искусством. Но большинство родителей всё-таки хотят, чтобы ребёнок просто занимался саморазвитием. Им не так важны конкурсы и победы. Им нужно, чтобы ребёнок прикоснулся к искусству, освоил азы нотной грамоты или хорового пения. Они не стремятся к мировой славе.

На основе этого запроса в новом законе об образовании, который вступил в силу в 2013 году, программы в области искусств поделены на общеразвивающие и предпрофессиональные. И тут же у родителей появился страх, что общее образование в школах искусств будет иметь факультативный характер. Это не так.

Успех и развитие ребёнка зависят не от названия программы или количества часов, проведённых в школе. Всё дело в преподавателе и методологии

Обе программы ведут одни и те же люди. Педагог не может готовить одного ребёнка очень хорошо, а другого — спустя рукава. Если он хороший учитель, то он на обеих программах преподаёт одинаково.

Во-вторых, количество часов, например, в музыкальной школе для учеников с первого по четвёртый класс одинаковое в программе и общей подготовки, и предпрофессиональной. То же самое касается и набора предметов. Только в конце четвёртого класса родитель вместе с ребёнком должен решить, стоит ли усложнить программу, есть ли у него желание стать мастером в этом деле. Именно четвёртый класс — это переломный момент в жизни воспитанника школы искусств, когда нужно сделать выбор.


Главную роль играет не школа, а педагог

Если ребёнок хочет стать профессиональным музыкантом, нужно как можно раньше попасть к педагогу, который начнёт этим заниматься. И счёт идёт на годы. Попадёшь к нему позже — придётся исправлять ошибки, которые не замечали другие преподаватели годами. Это отнимет много сил и отдалит от цели стать лучшим.

Так что чаще всего люди стремятся попасть либо к выдающимся мастерам, либо к очень хорошим педагогам, которые легко находят контакт с детьми. Важно, чтобы человек смог донести до ребёнка информацию, научить его, а не просто показать ему, какой преподаватель профессионал. Подход и чуткость необходимы.

Учителя школ искусств с каждым годом живут всё лучше, потому что их зарплаты растут: существует программа грантовой поддержки мэра Москвы. В прошлом году каждый педагог получил грант в размере 120 тысяч рублей. В этом году его увеличат примерно на 40–50%. И на количество часов это никак не влияет. Получается, есть комфортные условия и нет сверхнагрузки. Это привлекает молодых педагогов, и к нам идут работать выпускники вузов.


Отзывы в сети помогают найти хорошего педагога

Сейчас оценивание педагога действительно стало другим. Если раньше на успех учителя влияло количество конкурсов, в которых участвовали и побеждали его ученики, то сейчас во внимание принимают тестирование. Почему конкурсы отошли на дальний план? Часто дети приносят много дипломов, но не очень высоких степеней и со слабых соревнований. Объективности здесь нет.

Теперь мы оцениваем педагога по двум испытаниям. Первое — видеозапись урока, который проводит учитель. Эксперты анализируют формат его общения с детьми и профессиональные тонкости: постановка руки, замечания с точки зрения специализации. Вторая часть — тестирование. Вопросы для него разрабатывают педагоги высшей категории, они затрагивают психологию и педагогику. Простые, понятные темы из классических учебников. Много дискуссий было по поводу пункта по общей педагогической культуре. Он предполагает пять вопросов по истории искусств. Но у педагога такой школы общий культурный уровень должен быть высоким.

Тестирование на эмоциональное выгорание не влияет на аттестацию, но за него можно получить дополнительные баллы, если есть желание

В рамках аттестации мы попросили учителей, чтобы родители их учеников написали отзыв об их педагогической деятельности и поставили хештег. Но они восприняли это как задание, а не как приятный бонус. Они даже приносили отзывы от родителей в письменном виде. Но идея была другая: отзыв в сети помогает другим родителям найти хорошего педагога. Приятно видеть, когда мамы и папы пишут по хештегу искренние и подробные комментарии о работе учителей. Для меня как для родителя такие отзывы информативны. Я понимаю, к какому преподавателю стоит отвести ребёнка.


Работа должна приносить радость, а не боль

Когда педагоги увидели на аттестации тест на уровень профессионального здоровья, то восприняли это как оскорбление. Многие в России не признают помощь психолога, потому что думают, что обращение к нему — признание собственной неполноценности. Но у нас не было цели обидеть. Мы стремились помочь преподавателю понять, что с ним происходит.

Для нас результаты теста тоже полезны: мы можем подобрать инструменты решения для ситуации, когда педагог выгорает. Мы сделали курс про базовые аспекты психологии и педагогики. Из образовательного ресурса он превратился в форум, где педагоги со слезами в течение нескольких часов рассказывали о своих проблемах с детьми и родителями, о своих чувствах. Благодаря сложившейся ситуации мы поняли, что учителя нуждаются в группах таких же учителей, где можно обсудить все педагогические проблемы, выговориться.

Сейчас группы эффективны: здесь можно поделиться своими чувствами, попросить совета, рассказать о своих трудностях в работе. Это живая платформа для решения педагогических проблем.

Люди часто путают труд и насилие. Можно очень много работать и получать от этого удовольствие. Это труд. Каждая ошибка — новый урок, который приближает человека к победе. Но многие думают, что самое главное в процессе образования — страдание. Потому что, если ты не пострадал, результата быть не может. Раньше люди считали это нормой. Но я думаю, что сейчас мы идём по пути от страдания к осознанной работе, которая доставляет удовольствие.

Полную запись интервью с Екатериной Калачиковой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».

Читайте также
Комментариев пока нет
Больше статей