Учится в музыкалке, но ненавидит музыку — это довольно частая история. Или вот еще сюжет: ребенок учится пару лет музыке, а потом бросает и больше ни разу в жизни не подходит к инструменту. Почему такие занятия становятся травмирующим опытом и как этого избежать? Размышляют преподаватели и ученики «Музыкальной мастерской Юрия Розума», которая реализуется при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть» и Международного благотворительного фонда Юрия Розума. Программа нацелена на развитие талантов и раскрытие потенциала музыкально одаренных детей.
Что не так с музыкалками
Юрий Розум, пианист, народный артист России. Первая проблема музыкальных школ — это их материальное оснащение инструментами, нотным материалом. Будем честны, не у всех музыкальных школ есть бюджет на новые инструменты.
Но важнее, мне кажется, недостаток педагогов, которые умеют увлечь детей. С ребенка можно и нужно требовать, но только тогда, когда ты сумел его увлечь, подарил ему любовь к музыке. Если в сознательном возрасте молодой музыкант может многое делать сам, ему нужна только корректировка, то в детстве увлеченность, интерес к музыке и желание заниматься на 90% зависят именно от преподавателя.
Музыка — это невероятно интересный, богатый и красочный язык, но его надо понимать и чувствовать, а не заучивать.
Как у нас принято? Здесь сыграй громче, здесь сыграй тише — из такого подхода и выходит зубрежка, автоматическое повторение нот, от которого нет никакой пользы. Это сравнимо с требованием читать стихи на китайском языке, не зная языка: заучить можно, но смысл не поймешь. Прежде всего преподаватель должен показать ребенку, что из себя представляет музыка как язык, и уже после можно учиться на этом языке говорить.
А в музыкальных школах иногда все наоборот. Родители мне жалуются: ребенок хотел заниматься, а учительница сидела рядом с линейкой и била его по пальцам, если он что-то не так делал. Ну кто же захочет продолжать после такого?
Надо идти от обратного: администрация музыкальных школ должна давать специальное поощрение, премии педагогам, к которым дети тянутся. Педагогам, которые изобретают новые подходы к ученикам, не боятся экспериментировать с музыкой, умеют заинтересовать. Ребенку непременно нужен внимательный, поддерживающий взрослый-профессионал, который убережет от разрушительных эмоций, поддержит и направит.
Приезжая на мастер-классы в разные города, я часто вижу одну картину: старательный ребенок исполняет зазубренное произведение, а когда я прошу сыграть только мелодию без аккомпанемента — только одной рукой, — он теряется и не может ее воспроизвести. И я понимаю, что подход муштры все еще очень распространен в музыкальных школах.
В методике преподавания должно быть больше свободы. Ведь каждый ученик индивидуален. Кому-то нужно все детально объяснять, а кому-то, наоборот, дать как можно больше произведений для самостоятельной работы. Музыка возникла на закваске любви, говорит о любви и преподаваться должна тоже с любовью.
Почему дети бросают занятия музыкой
Ярослав Тимофеев, музыковед и музыкант, преподаватель арт-лаборатории «Музыкальной мастерской». Почти все негативные воспоминания о музыкальной школе обычно связаны с личностью педагога, который не нашел правильный ключик к ученику или сам был эмоционально нестабилен. Именно из-за этого мы потом слышим от взрослых фразы вроде: «Да я за километр не подойду к фортепиано, потому что учился в музыкальной школе».
Поэтому главный совет родителям — внимательно следить за тем, что происходит у ребенка с педагогом
Неплохо хотя бы несколько раз сходить на уроки, пообщаться с учителем, потому что от его личности зависит очень многое. Если педагог авторитарен или даже агрессивен (к сожалению, и такое бывает), нужно ребенка забирать, не боясь скандалов, и переводить к другому учителю.
А второй совет — учитывайте конечные цели музыкального образования и желание ребенка.
Если вы чувствуете, что ваш ребенок может стать потрясающим музыкантом, а профессионалы вам говорят, что у него невероятный слух и способности, то в определенном возрасте — до 12–13 лет — можно и нужно заставлять его заниматься. Аккуратно, без силовых методов, но регулярно напоминать, ставить занятия в график. Это замечательно вырабатывает трудолюбие, без которого музыкальную карьеру невозможно построить.
Если же вы отдаете ребенка в музыкальную школу исключительно ради общего развития, в качестве хобби, то, наоборот, занятия музыкой нужно превращать в радость, не заставлять, а по-игровому помогать в этих занятиях.
В «Музыкальной мастерской» дети из регионов учатся писать свою первую музыку — по собственному желанию. Преподаватели из команды «Музыкальной мастерской» приезжают в самые разные города (от Омска до Ноябрьска), где проводят для учеников и учителей местных музыкальных школ мастер-классы и творческие вечера.
Что делать педагогам
Ярослав Тимофеев. Я исхожу из двух предпосылок. Во-первых, заразить чем-то хорошим (той же любовью к музыке) можно только в том случае, если ты увлечен и влюблен сам. Поэтому я рассказываю детям о музыке только то, что меня волнует, это обычно и вызывает отклик у учеников.
Во-вторых, нужно рассказывать то, что интересно самим детям, педагог должен представлять, чем живут его ученики. Приведу конкретный пример: сегодняшние дети, которые живут в среднестатистических семьях, а не в семьях музыкантов, слушают в основном попсу (в такси, кафе, по радио, с телефонов) — это их звуковой мир, а не квартеты Шуберта и Равеля.
Совет 1. Обращайтесь к современной музыке
Иногда я предлагаю детям проанализировать с точки зрения музыкальной теории те песни, которые они знают и любят — например, рэперов или других артистов, модных у подростков.
Когда ты объясняешь детям, как устроена эта музыка, какие там работают законы, им это интересно: как будто им объяснили, как устроен айфон или ракета, летящая в космос. А потом не спеша можно перейти на классическую музыку и обнаружить, что базовые законы едины. Какой бы музыка ни была — простой или сложной, — она все равно остается музыкой.
Совет 2. Придумывайте игры
Детям всегда интересны игры: в мире музыки таких целое множество, и никто не мешает придумывать собственные. Бах, например, был великим мастером полифонии — это искусство сочинения музыки, когда разные голоса произведения живут своей жизнью. Это фактически звуковая математика. Жанр, в котором Бах часто писал полифоническую музыку, называется «фуга».
И я придумал фуга-баттл: два ребенка встают с флажками, я запускаю аудиозапись, и они пытаются угадать, когда зазвучит главная тема, — в это время им нужно поднять правильный флажок.
Это бывает довольно трудно, потому что Бах иногда пишет ложные темы, когда она как будто бы начинается, но тут же прекращается. Таким образом учеба превращается в довольно увлекательный квест. Музыкальные упражнения по возможности всегда должны быть игровыми, потому что до 12–13 лет другие формы детям не очень интересны.
Совет 3. Отказывайтесь от оценок
Анна Зуммер, режиссер и преподаватель. Еще одна из важных методик, которая, к сожалению, не сможет прижиться в классических музыкальных школах, — это отсутствие оценок. Ты не даешь ребенку негативную обратную связь.
У нас на занятиях ребенок не боится высказываться как словесно, так и творчески. Ощущение свободы помогает вовлекать ребенка в процесс создания музыки. Дети понимают: что бы они ни сделали, никто их не будет оценивать, им никто не скажет, что это плохо.
Также можно использовать метод арт-медиации — это способ коммуникации, который помогает более активно включить зрителя в анализ произведения (будь то изучение картин в музее или музыки в школе).
Арт-медиации помогают подростку расслабиться и начать писать свою музыку, так как здесь есть зона тотального принятия. У нас это работает так: подростки заполняют анкету, в которой указывают место в городе, которое для них дорого. Там могло произойти важное событие (первый поцелуй, признание в любви), или это место для уединения. А затем мы с группой ребят перемещаемся по таким местам и проводим там практики. Вспоминая связанные с конкретным местом истории и эмоции, ребенок получает импульс, который и ложится в основу его будущего музыкального произведения.
Во время арт-медиаций подросток открывает для себя совершенно новый мир, где ценят и его самого, и его музыку, воспринимают как серьезного музыканта. Это мотивирует делать что-то дальше.
Хотите услышать результат арт-медиации? Послушайте музыку, которую написали дети из Омска и Ноябрьска, вдохновившись во время арт-медиаций в «Музыкальной мастерской Юрия Розума».
А почему именно музыка?
Кристина Лысова, ученица «Музыкальной мастерской Юрия Розума», 12 лет. Игра на фортепиано — это возможность побыть подальше от суеты, наедине с собой. Когда я играю произведение, я переживаю все эмоции, которые, кажется, вкладывал в него композитор.
У меня часто не получается игра, хочется быстрее все закончить. Но я прокручиваю в голове фразу «Все требует тренировок и времени», успокаиваюсь, настраиваюсь, и все удается! Мама поддерживает меня, когда я думаю, что все плохо, и радуется, когда у меня отлично получается играть, — это придает сил и уверенности. И не менее приятно осознавать, что рядом есть человек, который всегда поможет, даст совет, — моя добрая учительница Алла Леонидовна.
Матвей Манкевич, ученик «Музыкальной мастерской Юрия Розума», 12 лет. Мне нравится изучать историю музыки и писать музыку самому. На первый взгляд процесс написания выглядит простым, но если присмотреться — это сложно, ведь нужно эмоционально вкладываться в работу.
Если бы мне разрешали в музыкальной школе играть любимые произведения, я бы учился с еще большей отдачей. Как-никак моя конечная цель — создать вместе с другом игру про школьников в параллельном измерении, и именно для этой игры я и хочу написать музыку.
«Музыкальная мастерская Юрия Розума» работает при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть» совместно с Международным благотворительным фондом Юрия Розума. В программе «Музыкальной мастерской» два основных направления. К примеру, здесь есть лаборатория арт-медиации, на которой ученики музыкальных школ обучаются композиторскому мастерству и создают свои первые музыкальные произведения. А еще «Музыкальная мастерская» проводит мастер-классы и творческие встречи с преподавателями из команды Фонда Юрия Розума для учащихся и педагогов региональных школ искусств, организует концерты начинающих исполнителей совместно с именитыми мастерами.
Фото на обложке: Dejan Dundjerski / Shutterstock / Fotodom
Реклама. Рекламодатель Фонд поддержки социальных инициатив «Родные города». LjN8JudhK
1. Преподаватели музыкальных школ на периферии имеют ставку в размере 8 340!!! (В обморок не упали от цифры?)
2. В школу берут всех подряд! Без отбора!
3. Дети не признают понятие " домашние задания»!
4. Родители чаще всего равнодушны, чем и как занимается их ребенок!
5. Современные дети не усваивают классику, особенно полифонию! Они просто её не слышат! Вспомните, что мы слушали раньше по радио и телевидению! Теперь у них с пелёнок попса.
6. Проще всего " кивнуть» на педагога. Но проблема, к сожалению, совсем в другом!
А зачем? Игра на фортепиано — не тот навык, что остро необходим в повседневной жизни, без него вполне можно обойтись. Даже если у ребёнка есть способности, это не значит, что нужно обязательно их развивать вопреки интересам ребёнка. Хочет — пусть занимается, не хочет — его дело.