Финские школы уже упразднили уроки чистописания, в английских и ученики, и учителя пишут исключительно печатными буквами. А вот российские первоклассники всё ещё корпят над прописями. Итальянский каллиграф, дизайнер, преподаватель и спикер фестиваля Typomania Моника Денго объясняет, почему это не повод для переживаний, а наоборот — большое везение.
Зачем в XXI веке писать от руки?
Научные исследования подтверждают: мозг работает по-разному, когда человек пишет от руки и когда набирает текст на компьютере. В первом случае мы полнее осмысляем текст, лучше запоминаем его, развиваем критическое мышление. Плюс постигаем базовые принципы гармонии, баланса, красоты.
Часто люди думают, что усвоили какие-то факты на слух, но на самом деле по-настоящему запоминают их, только записав от руки. Дело в том, что понимание многих вещей и процессов происходит не только благодаря разуму, но и телу. Когда мы пишем от руки, между мозгом и телом формируется связь, способствующая более глубокому осмыслению информации. Я часто сталкиваюсь с этим во время работы: например, редактор одной из моих книг не просто вычитывала текст, но и выполняла все описанные мной упражнения — так ей удалось по-настоящему понять и пропустить через себя то, о чем я пишу.
Возможно, все это звучит так, будто я считаю, что письмо от руки может изменить мир — хотелось бы, чтобы это было настолько просто. Но ведь чистописание помогает нам оставаться на связи с собственным телом. А значит все-таки улучшает качество жизни.
Нужно ли следить за почерком?
Принято считать, что содержание написанного важнее формы. Но с помощью почерка вы можете сделать контент еще ярче. Порой, просто глядя на рукописную страницу, я многое понимаю про автора. Получаю эмоции лишь благодаря тому, как этот текст написан. Почерк — один из важных способов самовыражения. Страница, написанная чистым, красивым, ритмичным почерком может принести чувство удовлетворения, гордости, причем и ребенку, и взрослому.
Когда я была ребенком, нас тоже учили чистописанию, так что я могу писать разборчиво и опрятно. Но, зная правила, я постепенно пришла к своему собственному стилю и почерку. Он уже не стандартизирован и не для всех, но для меня и моих личных записей. В этом и заключается свобода — когда ты умеешь делать так, как принято, и так, как хочешь сам, у тебя нет границ, ты можешь самовыражаться разными способами.
Можно ли обойтись без прописей с их скучными заданиями?
Правила важны. Просто детям нужно объяснять, для чего они пишут в прописях, как им это поможет. Не «пиши эту букву так, потому что надо», а «действуй так, потому что для этого есть определенная причина». Тогда правило запомнится и приживется.
К тому же, только хорошо зная правила, вы сможете их нарушать. Если у вас нет базовых знаний о чем-то, вы можете лишь воспроизводить, делать копии. Но не творить самостоятельно.
Символы, из которых образуются буквы, не были просто придуманы кем-то однажды. Письменность имеет свою историю, эволюцию. Представьте, Italic cursive, который я преподаю, зародился еще в эпоху Ренессанса — и большое количество новых шрифтов на латинице создавались на его основе.
На мой взгляд, человек, который знает, с чего начинается буква, из каких символов она состоит, как появляется на бумаге, может нарушать правила правописания, привнося в процесс свою индивидуальность. В этом и есть разница между копированием и глубоким пониманием.
Важно использовать прописные, не печатные буквы?
В Европе сейчас не везде учат курсиву (в российской школе — безотрывный рукописный шрифт. — Ред.), многие преподаватели даже не знают его основных правил. И когда мы говорим о том, что письмо от руки развивает мозг, мы не имеем в виду конкретный способ написания слов. Нет достаточного количества исследований о том, что именно прописной шрифт как-то по-особенному влияет на работу нашего мозга.
На мой взгляд, печатное и прописное письмо можно сравнить с обычной ходьбой и танцем
Когда мы были детьми, мы все любили танцевать, танец был нашим способом самовыражения. Использование рукописных шрифтов — точно такая же возможность сделать повседневные, обыденные движения красивыми, наполненными, свободными.
В некоторых странах уроки чистописания уже заменили компьютерным набором текста. Как это может повлиять на развитие детей?
Мы с коллегами уверены: работа с клавиатурой должна вводиться, только когда мозг ребенка будет способен поддерживать бимануальную координацию. То есть обе его руки смогут работать одинаково эффективно — у многих данный навык формируется лишь к девяти годам. Письмо от руки при этом — завершающий этап развития мелкой моторики, играющий важную роль в координации рук и зрения. И, заменяя ручку клавиатурой, мы можем просто упустить этот этап.
Это, впрочем, не значит, что я призываю отменить компьютерный набор текста. Просто, если мы точно знаем, что письмо от руки помогает мозгу работать эффективнее, странно не использовать этот инструмент, правда?
Материал подготовлен при участии стажера Анны Кадочниковой
Выставку каллиграфических работ Моники Денго можно увидеть на фестивале Typomania — проект посвящён шрифту, типографике, каллиграфии, моушн-дизайну и диджитал-арту. Экспозиция продлится до 16 июня в Музее Москвы.
Есть разные виды восприятия и развивать необходимо все, т. к. мы не знаем какой из них понадобится в будущем в большей степени.