«Зарплата выше, чем в театре». Как и зачем профессиональная актриса ушла работать в школу
«Зарплата выше, чем в театре». Как и зачем профессиональная актриса ушла работать в школу
«Зарплата выше, чем в театре». Как и зачем профессиональная актриса ушла работать в школу

«Зарплата выше, чем в театре». Как и зачем профессиональная актриса ушла работать в школу

Кристина Кольцова

3

21.02.2024

Актриса театра и кино Елизавета Тетерева уже восемь лет ведет театральный кружок в школе и уверена, что для нее это важнее собственной актерской карьеры. Мы попросили Елизавету рассказать, зачем сценический опыт нужен детям и не скучает ли она по съемкам.

«Изучаю внутренний мир детей»

После выпуска из театрального я провела год, снимаясь в эпизодах и массовке, а мама, педагог со стажем, однажды просто села напротив и сказала мне: «Пора». Она работала в детском саду и выяснила, что там давно собирались открыть детскую театральную студию. Так всё и началось.

Перед первым занятием у меня был ступор — они все маленькие, и я боялась, что у меня не получится перевести театральное искусство на детский язык. Так что первые пять минут я просто стояла среди бегающих вокруг меня детей и думала, что с ними делать. Сейчас, спустя почти восемь лет работы в школе, я вспоминаю это с улыбкой. Теперь я официально провожу театральные мастер-классы, ставлю школьные спектакли, а на деле — раскрываю потенциал детей и изучаю их внутренний мир, разглядываю, на что они могут быть способны.

Конечно, бывают такие дети — смотришь и сразу понимаешь, что его на любую роль можно поставить, открытый, буквально ко всему готовый. Но есть тихие ребята, с которыми только со временем понимаешь, что они могут гораздо больше, чем можно было подумать, — они просто застенчивые и им нужно время.

Я считаю, что детей, которым «не дано», не существует

Это всегда вопрос правильного педагога, который вовремя скажет: «Ничего сложного нет, не бойся, поверь в себя». Многие родители как раз замкнутых ребят и отправляют в театральные студии, чтобы «прокачать». И, может быть, за пару занятий прорыва и не случится, но результат будет, даже если на спектакле ребенок произнесет всего пару реплик — это уже будет небольшой победой. Поэтому я уверена, что любой ребенок может прийти на занятия без кастинга.

Театр очень нужен школе — как детям, так и родителям. Для родителей, которые садятся в зрительское кресло, театр — это не только гордость за ребенка и прикосновение к искусству, это место, где все могут отвлечься, переключиться с привычного режима жизни.

«Родители иногда так берегут детей, что не дают им буквально прожить жизнь»

Театр помогает детям по-новому взглянуть на мир, почувствовать магию сцены. Этот опыт не только способствует социализации, он раскрепощает, а это может пригодиться даже на уроке физики. Чтобы это случилось, я даю детям возможность не оглядываться на то, как они выглядят со стороны, — а такая возможность в обычной жизни подростков выпадает редко.

Иногда на занятиях я даю задания, которые надо выполнять с закрытыми глазами и отключенной головой. Постоянно напоминаю, что оценок нет и понятия «правильно/неправильно» тоже. Ведь чем взрослее ребенок, тем больше у него переживаний и зажимов, так что я люблю говорить подросткам: «Сделай хоть раз в жизни так, как ты чувствуешь».

Со временем дети начинают доверять себе, и мне кажется, это очень полезный навык для многих ситуаций во взрослой жизни

Кроме того, театр помогает и с осознанием эмоций: через простые вопросы «Что ты чувствуешь в этот момент?», «А что представлял?», «Какое ты животное сейчас?» — можно помочь подростку понять, что у него на душе. Часто они просто не понимают, что именно чувствуют, поэтому и сыграть это чувство не могут.

Я всегда советую ученикам собирать свою «актерскую копилочку» — учиться ловить эмоции в повседневных ситуациях каждый день, запоминать, как они чувствуются в теле, а потом «доставать» их на сцене. Забавно, кстати: бывает, что иногда родители так берегут своего ребенка, что не дают ему буквально прожить жизнь и разбить коленку. Я, например, прошу вспомнить ученика что-нибудь болезненное, чтобы сыграть эмоцию, а он такой: «А у меня не было такого никогда». А ведь любой опыт важен.

А еще театр позволяет выплеснуть все противоречивые подростковые чувства, которые копятся и не выражаются. Родителям что-то рассказать может не каждый подросток, а вот в театре это можно просто хорошенько прокричать. Но выплеск надо контролировать: у них ведь настроение очень часто меняется, иногда задуманный план занятия рушится в первые пару минут встречи с детьми. Поэтому, когда они возбужденные, гиперактивные, я даю что-то медитативное, могу включить классическую музыку, а когда их надо, наоборот, растрясти — мы отрываемся вовсю.

«Каждому по строчке раздашь — и все счастливы»

Хоть я и не учитель, я все-таки работаю в школе. Обычно администрация старается не вмешиваться в работу студии, хотя бывали разные случаи — диктовали и что ставить, и сколько детей брать, и какой хронометраж должен быть у спектаклей.

Творческому человеку в этом, конечно, сложно. Например, директивно говорят ставить Островского, а тайминг ограничивают двадцатью минутами. Как за это время можно раскрыть автора и тему, разобрать пьесу так, чтобы каждый хорошо сыграл, но чтобы суть осталась неизменной, — это сложный вопрос. С директивным Маршаком или Барто, например, для детей помладше проблем нет: там каждому по строчке раздашь — и все счастливы, а старшим иногда дают Вампилова, Достоевского или Шукшина. И я сижу и думаю, что же с этим делать.

На мой взгляд, школьная литература непонятна для восприятия ребенка в том возрасте, когда он вынужден с ней знакомиться. Это потом они станут старше и всё поймут, а пока я стараюсь брать близкий детям материал. Даже если нужно взять что-то из школьной литературы, я, например, никогда не беру Достоевского, беру что-то подростковое — про дружбу, про школьную жизнь. Зачем давать им играть произведение, где двое стреляются на дуэли? Они же еще не понимают, что такое ущемленная честь благородного человека, а вот про первую влюбленность и ссору с родителями — пожалуйста. Дети начинают расти в актерском деле, когда понимают, что именно они делают. Я считаю, что лучше объяснять чувства и игру на элементарных произведениях, а многие произведения из школьной программы требуют детального разбора заранее.

«Я не могу, я в детях»

Многие спрашивают: «А ты когда снова будешь играть?», «Где тебя посмотреть?». А я не могу, я в детях. Наверное, я не так сильно люблю театр. Конечно, параллельно школе есть проекты, где я работаю актрисой, это из моей жизни не уходит, просто на это нужно время. У меня много коллег-актеров работает с детьми, кажется, сейчас школа сильно меняется и ей это нужно, да и зарплата в школе выше, чем в театре. Правда, и работы значительно больше. Передавать знания и воспитывать иначе, чем воспитывали тебя, — это круто.

Фото: личный архив Елизаветы Тетеревой

Комментарии(3)
преподавать крнкретную химию или неконкретное искусство лицедейства (без домашних заданий и контрольных) это две большие разницы. И по трудности восприятия инфы и пополезности для цивилизации.
Я очень рада инициативе актрисы. Давно предложила подхд к учебному плану. Разделила учебные предметына 4 части. 1. Воспитывющая интеллект (естественно-научный цикл). 2. Воспитывающая эмоциональную сферу личности ребёнка (изо, театр, музыка, культура общения). 3. Воспитывающая духовную сферу (история, литература, история религии). 4. Средства науки и обучения (язык родной и иностранный, математика, информатика.
В самые трудные годы (мой педстаж 32 года) в нашей школе были самодеятельные театральные постановки. Особенно удачные — когда принимали в штат (хоть на полставочки) актёров драматического театра. Мы (учителя, дети, родители) очень благодарны вам, актёрам, за ваш труд. Не уходите! Режиссёры к нам на подработку точно не попросятся)))
Больше статей