Из уроков музыки в школе, как правило, люди помнят только портреты композиторов над доской, старое расстроенное пианино и «Лунную сонату» Бетховена. Но оказывается, всё бывает совсем по-другому. Учитель музыки Никита Савельев, который в 2016 году принял участие в шоу «Голос», рассказал, зачем музыка нужна детям и какими мелодиями живёт молодежь.
Коллеги думают, что на уроке мы только поём
Уже два года я работаю в школе № 851 учителем музыки и педагогом-организатором, а ещё мы вместе с коллегой возглавляем воспитательный отдел. Я пришёл в школу, потому что устал от нестабильности в музыкальной индустрии. Да и мне всегда была интересно преподавать, у меня даже есть педагогическое образование. До этого работал музыкальным руководителем президентских проектов — делал для них всю музыку. Также продвигал своё творчество, но этим я занимаюсь и сейчас.
Об уроках музыки в школе сложился стереотип, что это скучно. Многие коллеги думают, что на уроке мы только поём и больше ничего не делаем. Хотя на самом деле есть обязательная программа и минимум, который должен знать ребёнок. На самом деле, урок музыки — это урок культуры, она развивает общий кругозор. По сути это предмет, который должен идти вкупе с историей и литературой. На музыке мы изучаем исторический аспект: как она развивалась от народной до современной, изучаем жанры.
Сейчас существует большая проблема: люди не разбираются в музыке, они её не понимают. Молодежь в основном слушает то, что модно, а те, кто постарше, учитывают только свои вкусовые предпочтения, не зная, что вообще происходит в музыке. Но если мы с начальной школы будем приучать детей быть слушателями, не судить категорично, любить разную музыку, принимать и знать её — тогда у нас вырастет совсем другое поколение, которое будет смотреть на всё совершенно другим взглядом.
Дети не знают, что любят классику
Ну уроках мы проходим как классическую музыку, так и современную. Часто люди сами не понимают, что они любят классику. Например, дети смотрят диснеевские мультфильмы, а в них, как правило, звучит симфонический оркестр. Композиторы, которые пишут музыку к различной анимации, — это современные классики, потому что они ориентируются на каноны классической музыки. Дети об таком даже не подозревают.
В пятом-шестом классе мы проходим историю развития эстрадной современной музыки, от пятидесятых годов и до наших дней: джаз, рок-н-ролл, нью-вейв, британский рок, Битлз, зарождение и развитие рок-музыки, диско, потом соул и хип-хоп — в общем, все жанры, которые существуют.
К шестому классу дети уже достаточно хорошо разбираются в них. Они понимают, какими были артисты, почему вообще появился тот или иной жанр. Детям действительно это интересно, у них есть представление о взаимосвязи поколений.
Сейчас они слушают Билли Айлиш, но могут проследить цепочку и знают, кто стоял у истоков этого жанра
Базис, который все должны знать, мы, конечно же, тоже проходим, но стараемся преподнести его в нескучной форме. То есть современную музыку слушают только пятые и шестые классы. Когда мы затрагиваем связь поколений, допустим, проходим народную музыку, мы тут же обращаемся к современным композиторам, которые используют её в своем творчестве — например, певец Стинг или вообще Джах Калиб.
Часто с детьми мы проводим музыкальные «угадайки» — угадываем музыку, которую мы проходили по программе, песни из фильмов, мультфильмов, сериалов, компьютерных игр. Таким образом дети раздвигают свои границы понимания музыки. У них вообще очень разнообразный вкус. Они слушают электронику, классику, есть любители рока. Со стороны ведь кажется, что дети слушают только то, что в моде. Но это не так.
У меня такой принцип: на уроках мы максимально вовлечены в процесс, а поощрением становится то, что я не даю домашних заданий. Как правило, дети хорошо запоминают, когда они общаются, обсуждают и дискутируют. На уроках у нас всегда есть обратная связь, а всю информацию, которую дети получают, мы закрепляем.
Каждый урок у нас бывают «двухминутки», когда мы вспоминаем основные термины и понятия, артистов и факты. В течение учебного года дети, конечно же делают проекты — рассказывают про своего любимого артиста и какой-то конкретный жанр. Всё это происходит в формате так называемого форума.
У нас в школе есть телевидение, радио и мастерская организации концертов
На базе школы мы открыли медиапространство, где работает несколько направлений — они не только про музыку, но и вообще про творчество. Мы предлагаем всем, у кого есть интерес, в этом участвовать. Мы не пытаемся отсеивать более или менее талантливых, а принимаем туда исключительно по желанию. Бывает, что люди, которых ты не сразу замечаешь, раскрывают свои таланты позднее.
У нас есть СМИ, где дети полностью занимаются сайтом, инстаграмом, другими социальными сетями. Есть ТВ-студия — там трудятся журналисты, работают с камерой, снимают, монтируют. У нас есть те, кто занимается концертной деятельностью — это не только артисты, но и сценаристы, организаторы, техники. А ещё у нас есть радио — там тоже целая группа детей, которая занимается только этим. Главная цель — сделать так, чтобы всем было интересно, и желающих действительно много.
Мы делаем в школе мероприятия «под ключ», собираем творческое ученическое самоуправление и учим их, как правильно писать сценарии, как делать нетрадиционные мероприятия — в формате спектаклей, иммерсивных шоу. Номера с классных руководителей не собираем, нам важно, чтобы организаторами были именно дети. К 11 классу они уже могут сами сделать качественное и классное шоу. У них много креативных идей, потому что дети всегда немного впереди нас.
В «Голос.Дети» идут уже подготовленные люди
В 2016 году я участвовал во взрослом шоу «Голос» и добрался до этапа «слепых прослушиваний». Если говорить про «Голос.Дети», то, на мой взгляд, туда идут уже подготовленные люди. Это дети, которые не просто поют у себя в школе, развлекаются дома, а люди, которые уже по сути выбрали свой путь на долгие годы вперед. Они готовятся к профессиональной жизни.
Проблема скорее в том, как детей настраивают родители и чего они хотят от этого конкурса. Если вы себе ставите задачу просто победить и стать популярным, — то, конечно, вам не стоит туда идти. Потому что в первую очередь это опыт, который поможет понять, как всё работает изнутри. Ведь одно дело — смотреть по телевизору: совсем другое — прочувствовать это на себе.
Конечно, ребёнок должен быть психологически устойчивым. Нужно быть уверенным в себе и чётко понимать: есть вероятность, что ты не пройдешь или выступишь не так, как можешь, потому что это совсем другой уровень. Задача педагогов и родителей правильно настроить ребёнка.
Если они сделали всё грамотно, участие будет только в плюс. Если же нет, тогда у ребёнка, конечно, травмируется психика
Даже у взрослых все этапы конкурса очень стрессовые: сначала тебе нужно отправить видео, потом тебя приглашают на очный кастинг, где сразу же записывают твоё выступление, а потом — слепые прослушивания, где ты фактически живёшь три дня, уезжаешь только домой поспать. Но я не думаю, что организатору нужно думать об этом с точки зрения психологии и не считаю, что за этим можно как-то проследить.
Я думаю, что ситуация, которая случилась на последнем «Голос.Дети» — это просто ещё один пиар-ход Первого канала. В последнее время у проекта рейтинги сильно падают, ведь, как правило, такое шоу живёт три года. Чтобы как-то привлечь зрителя, я думаю, и была спровоцирована эта ситуация.
Даже если ты научишь чему-то одного ребёнка из тысячи — это большой шаг
У детей есть внутреннее движение, которое уже после двадцати лет начинает приостанавливаться. Часто говорят: «А, в наше время дети были лучше и знали больше». Но сейчас поколение очень интересное: они умные, они умеют правильно работать с информацией. Зачастую они могут чего-то не знать, но они способны достать эту информацию и правильно её донести.
Работать с детьми — одно удовольствие. Во-первых, это много позитивной энергии, которую они дарят, а во-вторых, они делают тебя лучше, заставляют быть тебя современным, идти в ногу со временем. Они переворачивают твой мир, да и мир вообще. Кроме этого, ты сам становишься лучше, наблюдая за детьми. Даже если ты научишь чему-то одного человека из тысячи — это большой шаг. Ты влияешь на ребёнка, а он — на тебя. В итоге ты даже начинаешь лучше разбираться в своей работе.
От бюрократии в школе никуда не уйти, у нас страна такая. Но тем не менее быть учителем — это всё равно творчество. Хотя всё зависит от темперамента и человека: ты на любом месте можешь делать свою работу интересной, если ты горишь идеей и стараешься что-то улучшить.
В рамках спецпроекта «Карта учителей» мы будем ежемесячно публиковать монологи учителей из разных уголков России, следите за обновлениями. А пока можете подписаться на рассылку «Привет, учитель!», письма для которой пишут сами учителя.