«Сын ездит на мотоцикле, но в шлеме у него играет Шопен». Правила воспитания отца рунета, галериста Емельяна Захарова

«Сын ездит на мотоцикле, но в шлеме у него играет Шопен». Правила воспитания отца рунета, галериста Емельяна Захарова

Время чтения: 4 мин
Емельян Захаров с сыном Даниилом и дочерью Василисой / Фото: РИА Новости (Валерий Левитин)

«Сын ездит на мотоцикле, но в шлеме у него играет Шопен». Правила воспитания отца рунета, галериста Емельяна Захарова

Время чтения: 4 мин

Совладелец галереи «Триумф» и идеолог Международного фестиваля классической камерной музыки «Т Фестиваль» в Новой Третьяковке Емельян Захаров известен еще и как один из отцов рунета — в 1996 году вместе с партнерами Емельян основал главный российский провайдер. Но сегодня мы поговорим о настоящем отцовстве: папа Дани (25 лет), Василисы (20 лет) и Лиды (9 лет) дает мастер-класс, как помочь детям полюбить искусство.

1. Мой отец работал директором Большого зала Консерватории, так что любовь к классической музыке не моя заслуга. Классика постоянно звучала у нас дома — мы слушали пластинки на чешском проигрывателе Tesla, обсуждали эту музыку. А еще была такая замечательная Ирина Виноградова, которая вела детские концерты в Большом зале Консерватории. Она очень интересно рассказывала про музыкальные инструменты, про то, что и как надо слушать, помогала нам, детям, фантазировать — до сих помню эти воскресные походы на концерты. Ну и порой меня просто не с кем было оставить, тогда папа шёл со мной в директорскую ложу консерватории, и я сидел там буквально не дыша, потому что шла репетиция. В общем, классическая музыка окружала меня с самого детства. The Beatles и прочих я впервые услышал классе в 10-м, благодаря своему другу Антону Носику. Но полюбить модную музыку так и не смог — и не могу до сих пор.

Емельян Захаров с дочерью Лидой

2. Я никогда не говорил детям: «Вот ты слушаешь или смотришь плохое, а я тебе сейчас посоветую хорошее». Просто притащив ребёнка в музей, театр или консерваторию, вы не можете заставить их получать там удовольствие. Чтобы им стало интересно, родитель сам должен быть увлечен искусством — ну или хотя бы хорошо подготовлен. Важно заинтересовать ребёнка какой-то историей, уметь рассказывать про картины, про художников, про композиторов, быть готовым к тому, что тебе будут задавать вопросы.

Все мои дети с раннего возраста ходили со мной на концерты классической музыки. Я знаю, что они при этом слушают и что-то свое: рэп, ещё что-то модное. Но не вопреки классике, а в дополнение к ней. Даня, например, живёт в Лондоне, передвигается исключительно на мотоцикле, но в шлеме у него при этом звучит Шопен.

3. Открывая детям мир искусства, вы делаете их жизнь богаче. Важно не только слушать музыку, важно учить детей любить живопись, архитектуру, заставлять их — теперь уже заставлять — читать книги. Просто таким образом вы подарите им еще несколько дополнительных источников наслаждения. Человек вырастет, и, помимо общепринятых вещей вроде секса, спорта, каких-либо стимуляторов, ему будут доступны другие возможности испытать радость, счастье, эйфорию.

Это не какие-то дорогие вещи, просто они не всем доступны. И говорить, что мы не смогли дать детям разностороннее образование, потому что это очень дорого — лукавство. Поход в музей, на концерт классической музыки не стоит баснословных денег, другое дело, что подготовка к нему требует ресурсов, но уже не финансовых, а эмоциональных и временных.

Жена, художница Александра Вертинская, и дочь Лида

4. С младшей дочерью мы стараемся много читать, хотя сама она делать этого не любит. Мы не заставляем её, просто ищем такие книги, которые будут для нее интересными. На днях, например, моя жена Саша купила потрясающую книгу «Дневник кота-убийцы», мы стали ее с Лидой читать и не могли оторваться — до часу ночи хохотали, хотя утром нужно было вставать в школу. Кстати, читаем мы чаще всего вслух и по очереди — сначала я, потом она, и так далее. Это тоже делает процесс увлекательнее и не даёт заскучать.

5. Всегда можно найти способ превратить дело, которое ребёнок считает скучным, в весёлую игру. Например, все дети не любят учить стихи, которые им постоянно задают в школе — это и правда довольно занудный процесс. Как тут помочь? Просто начать читать вместе с ребёнком, как бы играя: вот сейчас я его прочитаю стихотворение так, как это сделал бы бегемот, а теперь — голосом Бабы-яги, а потом с интонацией военного. Ребёнку от этого становится весело. Он тоже начинает участвовать и предлагать свои варианты прочтения и так незаметно для себя запоминает текст.

Дочери Василиса и Лида

6. Со старшими детьми я с раннего возраста общался на равных, как со взрослыми. А с младшей перестал это делать. Просто понял, что так неправильно, что нужно делать скидку на возраст человека, не ждать от него каких-то взрослых реакций. Да, здорово говорить с детьми как с друзьями, но рано или поздно ты будешь недоумевать и сердиться — чего это они меня не понимают. С Лидой я перестал это делать, принял ее детскость, и взаимопонимания стало намного больше.

7. По-настоящему обидеться на ребёнка невозможно, но показать, что тебе обидно, иногда может быть полезно. Ключевое слово — «иногда», превращать такие манипуляции в образ жизни, по-моему, неправильно. Бывают, впрочем, случаи, когда без этого обойтись нельзя: порой необходимо даже гаркнуть, чтобы тебя услышали. Дети ведь часто сами провоцируют такую реакцию, проверяя границы. И тут взрослому важно обозначить черту, которую нельзя переходить. Впрочем, реальных ситуаций, когда повышение голоса на ребёнка оправданно, за всю жизнь случается крайне мало.

Дочь Лида и сын Даня

8. Думаю, современных детей нужно учить быть гибкими, учить учиться. Мир сейчас меняется с такой скоростью, что сложно сказать, к чему именно нам нужно готовить ребёнка. Наверное, в первую очередь — к вариативности, чтобы человек был гибким, быстро схватывал новое. Что для этого нужно? Научить его получать удовольствие от новых знаний, учиться не из-под палки, а с азартом исследователя. Тогда, каким бы ни было наше будущее, человек не пропадет.

9. Рано или поздно любой человек столкнется с травмами. Невозможно прожить жизнь и не узнать, что такое предательство, несправедливость, насилие, потеря близких. Ограждать от всего этого ребёнка до условной свадьбы невозможно. Поэтому нам как родителям нужно просто постоянно дарить детям любовь, столько, сколько мы можем, по максимуму. И тогда она станет для человека такой подушкой безопасности, золотым запасом, который будет помогать ему пережить сложности.

Международный фестиваль классической камерной музыки «Т Фестиваль» проходит в Новой Третьяковке с 14 сентября по 14 декабря. Завтрашний завершающий концерт сыграют Павел Милюков (скрипка) и Борис Березовский (фортепиано). Трансляцию концерта можно будет посмотреть на главной странице «Яндекс.Эфира».

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Подписаться
Комментариев пока нет
Больше статей