В Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску этнографу Юрию Кнорозову с ошибками
В Санкт-Петербурге на Гранитной улице установили мемориальную доску этнографу, расшифровавшему письменность индейцев майя с двумя ошибками — одной исторической и одной орфографической. Об этом сообщает »Фонтанка».
На доме, где жил ученый, разместили памятную доску с изображением портрета ученого на фоне Камня Солнца — монумента ацтеков. При этом Кнорозов занимался именно цивилизацией майя, которые жили за несколько тысяч лет до ацтеков. Помимо этого, создатели доски в тексте об этнографе забыли выделить запятой причастный оборот «раскрывший миру тайну письменности майя».
«Композиция представляет из себя стеклянный портрет, как бы символ из XXI века к прошлому, на фоне календаря ацтеков, майя, этой древности. И это такой путь в будущее», — рассказывал на церемонии открытия доски ее автор — скульптор Вячеслав Бухаев.
На ошибки обратил внимание доцент исторического факультета РГГУ Дмитрий Беляев, который утверждает, что предупреждал о них авторов, когда увидел макет мемориальной доски. «К сожалению, то, о чем я писал неделю назад, воплотилось в жизнь. 19 ноября, в день 100-летия со дня рождения Юрия Кнорозова, в Петербурге, на фасаде дома по Гранитной улице, 10, все-таки установили мемориальную доску, на которой ученый, дешифровавший письмо майя, изображен на фоне Камня Солнца — монумента ацтеков. На мелочи типа отсутствия выделения причастного оборота „раскрывший миру тайну письменности майя“ запятыми, внимания уже и не обращаем», — написал Беляев на своей странице во «ВКонтакте».
По словам ученого, рисунок, на фоне которого изобразили портрет Кнорозова, — это не календарь майя, а жертвенный алтарь куаушикалли, созданный в 1502 году по случаю коронации правителя Теночтитлана Мотекусомы II Шокойоцина, более известного широкой публике как Монтесума. При этом индейцы майя жили за несколько тысяч лет до ацтеков.
«Письменность майя — это 3 тысячи лет до нашей эры. Первый календарь их потом и трансформировался у ацтеков, ольмеков. Он примерно такой, похожий. В Кунсткамере специалисты — никто не возражал. А я хотел сделать современную доску, из стекла, обработанного лазером, на фоне старой плиты», — сам Бухаев в связи с этим заявил, что не видит в таком изображении никаких проблем.
ИСТОРИИ
«Неудобно, чтобы на русской сказке стояла фамилия нерусская». Как цензура ломала жизнь Тамары Габбе. Переводчицы Андерсена и редактора Маршака
ИСТОРИИ
«Писалось хорошо. Дистрофия на работе мозга не сказывалась»: история жизни академика Дмитрия Лихачева
ИСТОРИИ
От «Рабочего и колхозницы» до пивной кружки: за что любили и ругали скульптора Веру Мухину
>этнографу, расшифровавшему письменность индейцев майя с двумя ошибками
за что же ему доску, если он две ошибки при расшифровке допустил?