От крещения Руси до смерти Сталина: что можно узнать о русской истории из комиксов
От крещения Руси до смерти Сталина: что можно узнать о русской истории из комиксов

От крещения Руси до смерти Сталина: что можно узнать о русской истории из комиксов

Илья Кабанов

06.11.2017

Историю можно учить даже по комиксам (или графическим романам). Пока таких комиксов больше за рубежом, но и у нас появляются переводы интересных биографий. Главный редактор научно-популярного альманаха metkere.com Илья Кабанов рассказывает, что интересного можно узнать об истории России из англоязычных комиксов.

«Владимир: Русский князь» (США, 2011)

Lee Wanaselja, Vladimir: Prince of Russia

Американское издательство Kingstone Media, специализация которого — комиксы на религиозные темы, нашло неожиданный источник вдохновения. Так среди «Библии в картинках» и графических жизнеописаний библейских пророков появилась история князя Владимира Святославича, крестителя Руси. «Владимир: Русский князь» — это почти дословный пересказ «Повести временных лет», которая в форме комикса становится буквально «Игрой престолов». Сюжет начинается сексуальным насилием, продолжается братоубийством и религиозными конфликтами.

Больше всего создателя комикса (как, впрочем, и авторов «Повести временных лет») интересовали духовные поиски героя. В детстве Владимир увлекается христианством под влиянием своей бабки, княгини Ольги, но после её смерти возвращается к более традиционному для Киевской Руси того времени язычеству. В процессе князь приходит к человеческим жертвоприношениям — на этом месте читатель должен осознать всю глубину морального падения главного героя. Но вскоре после этого Владимир объявляет кастинг на роль новой государственной религии, выбирает христианство «греческого образца», крестится сам и крестит своих подданных.

Заканчивается «Владимир» монологом престарелой ключницы Малуши — матери князя, которую когда-то изнасиловал его отец. Выясняется, что весь комикс был её собственным рассказом-напутствием. Женщина предупреждает, что после князя Владимира на Руси будет много правителей, которые попытаются лишить страну её наследия, в том числе «узурпатор Владимир, который заманит вас в тьму тирании». Речь о Владимире Ленине, заботливо объясняет автор в примечаниях. Последние слова Малуши: «Я ваша Россия-матушка, возвращайтесь в лоно церкви!». Наталье Поклонской, кажется, такой комикс должен понравиться.


«Невский. Народный герой» (США, 2012)

Ben McCool, Mario Guevara, Nevsky: A Hero of the People

Если «Владимир: Русский князь» скорее про христианскую пропаганду, то вышедший годом позже «Невский. Народный герой» — это пропаганда государственная, а точнее, советская. Его авторы адаптировали в графическом формате фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна, оставив практически нетронутыми основные сюжетные линии картины.

Как и «Владимир», эта новелла не для слабонервных — авторы показывают русское Средневековье жестоким и кровавым. Вероятно, благодаря более сильному в литературном плане первоисточнику персонажи здесь получились объёмнее, а их мотивации — более понятными. В комиксе есть и тема предательства, и комедийная линия, но, конечно, основной акцент сделан на патриотическом чувстве.

Забавно, что авторы считают прозвище «Невский» фамилией. Герои именно так обращаются к Александру Ярославовичу, чего, разумеется, не могло быть в реальности. На самом деле князя начали называть Невским лет через 200 после смерти.

Вообще, по этому комиксу точно не стоит учить историю: всё-таки это адаптация художественного фильма, а не учебника. При этом многочисленные исторические неточности (к примеру, тевтонскими рыцарями, точнее Ливонским орденом, руководил не Герман фон Балк, который умер за несколько лет до Ледового побоища) не мешают получать удовольствие от сюжета. За что, конечно, спасибо Эйзенштейну. А самыми интересными частями «Невского» мне показались приложенные к нему документальные материалы: интервью кинокритика, эссе о фильме и его месте в советской военной пропаганде. Даже если вы хорошо знакомы с творчеством Сергея Эйзенштейна, будет интересно познакомиться с мнением американских интеллектуалов на его счёт.


«Смерть Сталина» (Франция — Великобритания, 2017)

Fabien Nury, Thierry Robin, The Death of Stalin

Вероятно, каждая смерть изрядно задержавшегося на своём посту начальника проходит по одинаковому сценарию: к неостывшему ещё телу сбегаются заместители, один из которых рано или поздно занимает место усопшего.

Французская графическая новелла «Смерть Сталина» на голову выше и «Владимира», и «Александра Невского». Во-первых, это не адаптация классики, а самостоятельное произведение (которое к тому же скоро будет экранизировано). Во-вторых, авторы сразу предупреждают, что к их работе нужно относиться снисходительно: хотя они и изучали обрывочные воспоминания участников событий, сюжет пришлось конструировать почти с нуля, с изрядными «художественными допущениями». В-третьих, там отличные иллюстрации — каждый лист комикса хочется рассматривать в поисках интересных деталей. Наконец, «Смерть Сталина» — это просто очень смешно и чем-то напоминает фильмы братьев Коэнов.

В итоге получилось, с одной стороны, исследование о природе власти и насилия, а с другой — плутовской роман в тоталитарных декорациях, герои которого отчаянно пытаются перехитрить друг друга.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет