«Я была слишком чёрной, чтобы работать в школе»: история Нэнни Берроуз, которую боялся сам президент
«Я была слишком чёрной, чтобы работать в школе»: история Нэнни Берроуз, которую боялся сам президент
«Я была слишком чёрной, чтобы работать в школе»: история Нэнни Берроуз, которую боялся сам президент

«Я была слишком чёрной, чтобы работать в школе»: история Нэнни Берроуз, которую боялся сам президент

Элла Россман

2

16.03.2021

Ее родители были рабами, а сама Нэнни Берроуз стала одной из главных американских активисток, выступающих за образование для темнокожих. Хотя Берроуз многое сделала для темнокожих женщин в США, сегодня не все помнят ее даже в родной стране. Рассказываем удивительную историю смелой учительницы из Вашингтона, которая уже в 26 лет стала директором собственной школы.

Не берут в школу — построй собственную!

Нэнни Хелен Берроуз родилась в 1879 году в сельской местности штата Вирджиния, недалеко от Вашингтона. Ее родители в прошлом были рабами, а после освобождения зарабатывали физическим трудом: мама до конца своих дней трудилась прачкой. Папа Нэнни умер, когда она была еще ребенком, погибли и все ее младшие сестры. В детстве вместе с мамой Нэнни переехала ближе к Вашингтону, где пошла в школу.

Нэнни Хелен рано показала себя талантливой и сообразительной ученицей и настоящим лидером. Ее успехи, конечно, были заслугой и ее учителей: она училась у знаменитого педагога Анны Джулии Купер, которая, как и Нэнни в дальнейшем, выступала за права темнокожих и за доступность образования для всех граждан США, вне зависимости от расы или пола.

Анна Джулия Хэйвуд Купер. Фото: BlackPast.org

Как и Анна Купер, Нэнни Берроуз решила стать учительницей. Однако, несмотря на высокую оценку за специальный экзамен для учителей, работу она найти не могла: государственные школы ей отказывали. Непонятно, почему именно это происходило, но историки считают, что школьные администрации предпочитали нанимать учителей с более светлым цветом кожи и другого социального происхождения. Несмотря на отказы, Берроуз не бросила мечту преподавать и решила основать собственную школу — для темнокожих девочек.

Идея была поистине безумной, особенно если учесть, что Берроуз не хотела брать деньги на свою школу у белых. Она работала на самых разных работах, чтобы скопить на свой проект: бухгалтером, секретаршей, уборщицей. Нэнни Хелен удалось привлечь к проекту нескольких лидеров местного сообщества темнокожих: например, пожертвование на ее школу сделала Мэгги Лена Уолкер — предпринимательница и первая темнокожая женщина в США, управлявшая банком. Уолкер вложила в школу 500 долларов (в то время это была довольно значительная сумма).

Занятия в школе Берроуз, до 1930 года / Library of Congress
Занятия в школе Берроуз. До 1930 года. Фото: Library of Congress

Благодаря Уолкер и другим благотворителям Берроуз удалось приобрести участок почти в 250 соток. Во многих работах по возведению школы и облагораживанию территории она участвовала лично: например, в перестройке сарая в общежитие для учениц.

В возрасте всего 26 лет Берроуз стала директором собственной школы — она назвала ее «Национальной ремесленной и профессиональной школой для женщин и девочек». К ней начали записываться ученицы со всей страны: это была первая школа в США, созданная специально для афроамериканских женщин.

Почему именно темнокожие девочки?

В XVIII и XIX веке в США мало где развивали образование, доступное темнокожим. И даже наоборот: в некоторых штатах действовали законы, которые запрещали учить афроамериканцев писать и читать, — родителям приходилось тайно обучать детей грамоте.

«Мы выходили из дома каждый день около девяти часов утра — с книгами, завернутыми в бумагу, чтобы их не увидели полиция или просто белые люди. Мы входили во двор по одному, шли на кухню Л., которая и была нашим классом. Соседи иногда замечали, что мы туда ходим, но думали, что мы учимся ремеслам… После школы мы уходили так же по одному и потом ждали друг друга на площади».

Из воспоминаний Сьюзи Кинг Тейлор, бывшей рабыни с плантации в штате Джорджия, позднее армейской медсестры. Записаны в 1890-е

Особенно популярны были такие запреты на Юге и на Среднем Западе, жители которых славились своим расизмом. Именно на Юге США появилась организация ку-клукс-клан, отстаивавшая превосходство белых, — ее создали бывшие солдаты-южане, проигравшие в Гражданской войне между Севером и Югом.

В 1865 году, после окончания Гражданской войны, приняли Тринадцатую поправку к Конституции, согласно которой все рабы освобождались и становились полноправными гражданами США. Но даже после этого в общественной жизни страны оставалось еще много расизма: например, узаконенная сегрегация в образовании и общественных пространствах. Де-факто сегрегация остается проблемой в США и сегодня: например, слабые общественные школы или плохие криминальные районы в городах остаются преимущественно «не белыми».

Марш ку-клукс-клана в Солсбери, штат Северная Каролина. Август 1966 года. Кадр из документального фильма «Klansville, U.S.A»

Образование рано стало одной из целей борьбы темнокожих американцев за свои права. Нэнни Берроуз занималась именно образованием афроамериканских женщин. В этом своем стремлении она предугадала все то, о чем в конце 1990-х будут писать авторы теории интерсекциональности.

Теория интерсекциональности (или теория пересечения) — это подход, придуманный американским профессором права Кимберли Креншоу. Креншоу разбирала разные юридические кейсы, связанные с дискриминацией, и заметила, что в некоторых случаях виды угнетения по разным признакам могут «пересекаться», накладываться друг на друга и создавать уникальные ситуации, которые не регулируются законом. Современные юристы и все те, кто занимается правами человека, ищут способы работать с подобными случаями и фиксировать их в законодательстве.

Во времена Берроуз, конечно, еще не существовало никакой теории интерсекциональности, но ее наблюдения были очень похожими: американские темнокожие женщины во многих отношениях оказываются более уязвимы даже по сравнению с темнокожими мужчинами. У них мало доступа к образованию не только из-за цвета кожи, но и из-за влияния стереотипов об интеллекуальных способностях женщин, которые были весьма распространены в конце XIX — начале ХХ века.

Большую роль играло и убеждение, что женщинам учеба вообще не нужна и у них другое предназначение в жизни; из-за него родители больше внимания уделяли образованию сыновей, нежели дочерей. Берроуз хотела мотивировать темнокожих женщин не только получать экономическую самостоятельность, но и заниматься интеллектуальной работой профессионально.

«Как мне объяснить женщинам, что они способны смело мыслить и вносить свой вклад в этот великий проект, который мы называем Соединенными Штатами Америки?»

Нэнси Берроуз, цитата приводится по книге «Nannie Helen Burroughs: A Documentary Portrait of an Early Civil Rights Pioneer» (2019)

Именно поэтому в школе Берроуз женщин обучали не только ремеслам или базовым знаниям: ее создательница хотела, чтобы темнокожие женщины имели возможность наравне с другими участвовать в дискуссиях о политике, праве и искусстве. Важной частью учебного плана стала история афроамериканцев в США — Нэнни Хелен считала, что темнокожие женщины должны понимать свое прошлое и причины, по которым они живут так, как живут.

В целом школа Берроуз предлагала академическую подготовку, эквивалентную старшим классам средней школы и первым годам общественных колледжей. Обязательным в ней было и религиозное обучение: Нэнни Хелен была убежденной христианкой.

Её боялся даже президент

В школе Нэнни Берроуз сначала училась 31 девушка, но с каждым годом число желающих попасть в нее росло. Постепенно в маленьком здании всем стало тесно. В 1929 году школа переехала в новый комплекс с восемью зданиями и существенно расширилась — и это несмотря на Великую депрессию, экономический кризис конца 1920-х. Берроуз оставалась бессменным директором школы до конца своих дней.

Нэнни Хелен так никогда и не вышла замуж и не родила детей. Всю свою жизнь она посвятила образованию, а параллельно успевала заниматься политической работой и даже писала пьесы для любительского церковного театра.

Более 50 лет Берроуз проработала в христианском союзе — Национальной баптистской конвенции США. Она выступала с речами о правах темнокожих женщин, а самую известную из них («Как сестрам не дают помогать») прочитала, когда ей был всего 21 год. Нэнни убеждала женщин голосовать и выдвигаться на выборах — и в целом интересоваться политикой и общественной жизнью своей страны. Ведь только так, по ее мнению, можно было по-настоящему изменить реальность к лучшему.

Активистки Национального баптистского съезда женщин. Между 1905 и 1915 годом. С плакатом — Нэнни Берроуз / Library of Congress

В 1950-е годы, когда движение за права темнокожих в США усилилось, Нэнни дружила с родителями Мартина Лютера Кинга, поддерживая его борьбу и приглашая выступать на организованных ею мероприятиях.

Берроуз была настолько хорошо известна в политических кругах, что ее боялся даже президент США

После того, как она выступила против бездействия Вудро Вильсона в ответ на многочисленные случаи линчевания темнокожих, президент установил за ней слежку.

Нэнни Хелен Берроуз умерла в возрасте 82 лет в 1961-м — в том же году, когда произошло знаменитое восстание в Олбани, штат Джорджия. Темнокожие жители города организовали мирные демонстрации за десегрегацию общественных мест. В американских городах тех времен оставалось еще множество публичных пространств «только для белых» — школ, кафе, автобусов, разделенных на специальные зоны для пассажиров с кожей разного цвета. Активисты все больше выступали против этой унизительной практики.

Школа Берроуз в Вашингтоне все еще действует и стала престижным частным учебным заведением, где сегодня могут учиться девочки и мальчики любой расы и этноса. Школа продолжает выпускать учениц, которые становятся профессорами, юристками, художницами — и, конечно, активистками за права человека, продолжающими дело ее основательницы, Нэнни Хелен Берроуз.

Статья основана на материалах издания Washington Post, портала BlackPast.org, а также на книге Карен Джонсон «Uplifting the Women and the Race: The Lives, Educational Philosophies and Social Activism of Anna Julia Cooper and Nannie Helen Burroughs» (2000) и докторской диссертации Шантины Шеннелл Джексон, защищенной в Калифорнийском университете в Беркли в 2015 году.

Комментарии(2)
Интересная статья, всегда то прошло не так много времени как люди стали делить себя по цвету кожи, впрочем история циклична, и у тех кто не помнит пришлого, нет хорошего будущего. Только вот слово юрист — мужской род, почему в статье проявилась профессия «юристка» и нет профессии «профессорша»: «…которые становятся профессорами, юристками»?
Школа, скорее всего не торговая и, а ремесленная и. Trade — ремесло.
Больше статей