Что читать с детьми о войне и какие темы — табу

Что читать с детьми о войне и какие темы — табу

Рассказывает главный редактор «Пешком в историю»
Время чтения: 4 мин

Что читать с детьми о войне и какие темы — табу

Рассказывает главный редактор «Пешком в историю»
Время чтения: 4 мин

С детьми начинают активно обсуждать тему войны в преддверии Дня Победы, а после благополучно о ней забывают до следующего года. Главный редактор издательства «Пешком в историю» Александра Литвина рассказывает о книгах, которые можно читать и с малышами, и с подростками, и как детектив, и как сказку. Главное — не забывать доставать их просто так, без привязки к датам.

Я не исследователь детской литературы, поэтому на эту тему могу говорить только с позиции читателя, но читателя заинтересованного и эмоционально вовлеченного. Готовясь написать этот текст, я собрала на рабочем столе высокую стопку книг из домашней библиотеки. Книг российских и зарубежных авторов в ней получилось почти поровну. На основании этой выборки я попробую сделать небольшой обзор. В нём будут только те книги, которые я сама прочла. В основном, художественная литература, а также дневники и воспоминания.

Начну с десяти из новых или недавно переизданных книг о войне, которые произвели самое сильное впечатление. Перечисляю их не по значимости, а в случайном порядке, как вспомнились:

  • «Он упал на траву» Виктора Драгунского
  • «Дневник Анны Франк», графический роман Арье Фольмана и Давида Полонского
  • «Облачный полк» Эдуарда Веркина
  • «Зима, когда я вырос» Петера ван Гестела
  • «Сурвило», графический роман Ольги Лаврентьевой
  • «Я должна рассказать», Маши Рольникайте
  • «Ласточка-звёздочка» Виталия Сёмина
  • Рассказы Людвика Ашкенази
  • «Полынная ёлка» Ольги Колпаковой
  • «Лети, майский жук» Кристине Нёстлингер.

Когда я попробовала проанализировать свои предпочтения и те книги о войне для детей, которые по моей просьбе порекомендовали читатели на фейсбуке (количество комментариев и споров по меркам моей страницы было большое), то возникло гораздо больше вопросов, чем ответов.

Почему война, закончившаяся 75 лет назад, не отпускает нас? Должны ли мы обязательно сами рассказать детям о войне? Всё ли мы знаем о войне? Каким смыслом мы наполним события этого страшного времени? Что мы хотим понять про тех людей, которые жили тогда, и про самих себя? Что такое героизм и кого мы считаем героем? Как рассказать о семейной истории в контексте истории страны? Обо всех ли мы будем говорить: о тех, кто сражался, о тех, кто трудился в тылу, о тех, кто жил под оккупацией, о тех, кого угнали в Германию, о военнопленных, о тех, кто был замучен и убит? Должен ли в книге для детей обязательно быть счастливый конец? Какие темы для детской книги о войне — табу? Кто имеет право писать о войне?

На эти вопросы каждому приходится искать для себя ответ самому, а я попробую все же порекомендовать книги для разных типов читателей.

Многие взрослые считают, что писать о войне может только тот, кто сам её пережил, а наши современники, избалованные мирной сытой жизнью, не могут претендовать на то, чтобы хоть в какой-то степени достоверно показать нам ту эпоху. Или же читателям кажется, что вымысел автора — не важно, современник ли он нам — просто не в силах вместить в себя правду о войне. В этом случае для чтения и обсуждения с детьми можно посоветовать книги-воспоминания и книги-дневники:

  • «Когда я был маленький, у нас была война» Станислава Олефира: про жизнь в украинском селе «под немцами» и после освобождения,
  • дневник француженки Элен Берр,
  • документальные рассказы из «Дороги жизни» Нисона Ходзы.

Повести авторов, вернувшихся с войны, которые вошли в серию «Как это было» больше подойдут для подростков. Здесь и герои — почти ровесники читателя, и приключения, и любовь. В этой серии вышли и «Сестра печали» Вадима Шефнера, и «Будь здоров, школяр» Булата Окуджавы, и «Он упал на траву» Виктора Драгунского. Читая эти книги, понимаешь, что тема войны — очень подростковая.

Война обнажает подлинную сущность людей, срывая маски с лицемеров. Знаем ли мы себя — на что мы способны? Какими мы станем завтра, через год, через пять лет? Кто в экстремальной ситуации поведёт себя как герой, а кто окажется трусом и предателем? Есть и новые книги, где герой растёт, а вместе с ним растёт и читатель, например, тетралогия «Остров в море» Анники Тор, недавно вышедший «Матч смерти» Николетты Бортолотти.

Современные авторы также хотят дать голос людям той эпохи, рассказать их истории по-новому, так, как это важно нам сейчас, потому что тема прошлого не отпускает нас. В графических романах «Дневник Анны Франк» и «Сурвило» формат комикса позволяет авторам визуально расставлять акценты в повествовании, сделать его эмоциональным и динамичным.

Для читателей, которые любят сказки и фантазии, подойдут книги, где спасение описывается как чудо, где добрые и бесстрашные люди помогают герою выжить, и где в повествовании чередуются реалистические и фантастические картины. Например, «Ковчег времени» Мартина Щигельского или «Ленинградские сказки» Юлии Яковлевой.

Тех, кто предпочитает авантюрные романы, бесстрашных героев, которые переживают невероятные приключения, преодолевают все препятствия и побеждают в самой заведомо проигрышной схватке, тоже может заинтересовать тема войны. Например, книга «Дневники Виктора и Нади. Ленинград, 1941» Давиде Морозинотто. В русском издании вымышленная история сопровождается цитатами из настоящих дневников и воспоминаний военного времени, чтобы начать разговор о том, как это было на самом деле.

Можно ли сохранить свои убеждения, достоинство, остаться человеком в нечеловеческих условиях? Здесь борьба идёт уже не только с врагом, но и с самим собой. Для читателей постарше, готовых заглянуть во тьму: «Это не должно повториться» Антонины Никифоровой, хрестоматия «Свидетельства о Ленинградской блокаде», составленная Полиной Барсковой, «Я должна рассказать» Маши Рольникайте.

Иногда прямой разговор о войне по разным причинам не получается. Тогда, как в греческой трагедии, самое ужасное должно происходить за сценой, так, чтобы о нём можно было догадаться. Так можно говорить не только с чувствительными читателями, но и с теми, кто уже «проглотил» множество самых разных книг и готов реконструировать события по полунамекам, расследовать прошлое, как это делает детектив. «Зима, когда я вырос» Петера ван Гестела — именно для них.

Надеюсь, что каждый взрослый, которому важно поговорить с детьми о войне, о семейной истории, об истории страны и мира, найдет для ребенка верные слова и свою книгу.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (ju_see)

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(1)
Подписаться
Комментарии(1)
Я родился в войну, а ещё и отслужил на офицерских должностях после завершения учебы. Но не могу понять, почему столько внимание именно последней войне. Как бы забыты трагедии Первой мировой и Гражданской. Не купируем ли историю, сосредоточившись только на ВОВ? В истории России много войн. Если читаем о войне, то сопереживаем или увлекаемся, как любой приключенческой литературе? Не подменяем ли трагедию романтикой? Вот строчки из стихов Кульчицкого (до 1941 года) и Твардовского (после 1941 года) «Я раньше думал: „лейтенант“ # Звучит „налейте нам“, # И, зная топографию, # Он топает по гравию» «Кому память, кому слава, # Кому темная вода, — # Ни приметы, ни следа». В беседах с подростками я выбрал тему не о войне, а о жизни и смерти (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/89271-uchimsya-lyubit-russkuyu-klassiku-3), когда история не сокращаетя до событий ради Великой победы.
Больше статей