От года до пятнадцати | Мел
От года до пятнадцати

От года до пятнадцати

Искусство
Время чтения: 12 мин

От года до пятнадцати

Искусство
Время чтения: 12 мин

Считается, что математика учит логике. Только надо учитывать, что той логике, которую можно запрограммировать. А в жизни мы совершаем вполне логические поступки, которым нас обучили опыт и знания не только в математике. Абстрактное мышление, которое вырабатывают точные науки, формируется позже. Сначала формируется латеральное мышление, вырабатывается интуиция, создаются предпосылки восприятия образов, без которых сложно было бы ориентироваться в среде обитания.

Я утверждаю, что математика ущербна без других наук. Мы размышляем, когда спорим, пытаясь обосновать ту или иную точку зрения. В диалоге идет развитие, позволяющее человеку проводить анализ среди вариантов, которые не поддаются описанию через алгоритмы. Иначе нас заменил бы искусственный интеллект уже в ближайшие десятилетия.

Онегин и Ленский

Математик и банкир

Директор банка сказал: «У меня уже полно математиков. Ты мне найди того, у кого развито логическое мышление». Эта фраза была в финале нашей встречи. Я рекомендовал ему классного математика. Математик хотел покинуть госструктуру и устроиться в коммерческую фирму. Для этого формировал то, что сейчас называют портфолио. Изучив очень солидных американских теоретиков, создал программу для расчётов. Я был уверен, что экономика строится на математических расчётах. А банкир сказал, что они ему не нужны. И пояснил, что не надо лейтенанту измерять солдат, чтобы выстроить их по росту. Вот и он принимает решения, сравнивая, а не вычисляя.

Этот разговор состоялся 25 лет тому назад. Со временем я понял, какой смысл банкир вложил в понятие «логическое мышление».

Что мы знаем о Чацком и о Молчалине

Чацкий разговаривает с теми, кто с ним на сцене? Или он обращается к нам, к зрителям? А Молчалин? Пресмыкающийся, угождающий, плывущий по течению или циник, использующий слабости других? Разнообразие вопросов порождает новые режиссёрские находки. У Тургенева герои спорят. Их убеждения определяют их поступки. А взгляды Раскольникова изменяются в системе диалогов. Вы это обсуждали на уроках литературы? Это проверяют на ЕГЭ?

Мой знакомый профессор, который готовит экономистов, жаловался мне на ЕГЭ. В прежние времена, принимая экзамены, он сам отбирал для себя студентов. Отбирал тех, кого можно обучить логическому мышлению. А теперь большинство его студентов способны лишь осваивать критерии, алгоритмы. Поэтому он отказался от проблемно-деловых игр, а пичкает их формулами.

Чего не достаёт в предметах биологии

Наука строится на сравнительном анализе предложенных объяснений. Сравнение строится на базе опыта. Принимается та теория, которая лучше соответствует опытным данным. Умирают те теории, которые не приспособлены к реальной жизни. В математике чётко определено, при каких условиях теорема верна. В системе рынка не так. Там нет чётких границ. Из множества решений нужно отобрать то, которое позволит лучше понять, что будет востребовано рынком. А здесь оценка без математической точности. Процессы в рынке ближе к теории Дарвина, чем к математике. Появляется новая идея, которая либо приносит дополнительный эффект бизнесу, либо со временем отвергается.

Физика с ее математическими расчетами, конечно, важна. У нас готовят успешных физиков. А нужно ли методику преподавания физики переносить на другие предметы, где успехи наших выпускников скромнее? Нет. Подход преподавания биологии должен отличаться от преподавания физики. В физике есть механизм, и мы изучаем его по частям. Начинаем с простейших законов и простейших технологий. Это позволяет понять, как состыковать детали, что является основой производства. А в биологии важнее показать, как организм приспособился к изменениям во внешней среде.

Существует распространенное мнение, что в природе выживает сильнейший. А тогда как существуют вместе и одноклеточные и обезьяны? Сам человек не выживет без простейших организмов, так как он не целостный механизм по типу автомобиля. Человек — это сложнейшая экосистема, в которой присутствует множество организмов.

Методики преподавания математики, физики, биологии, литературы не должны копировать одна другую. У каждого предмета своя система логики. Поэтому логическое мышление лучше развито у тех, кто смог освоить наибольшее число логических построений.

Конечно, биология не имеет точных формул, и в этом смысле она сложнее математики и физики.

История сложнее биологии

А как же исторический процесс? Он построен по тем же законам приспособляемости и отбора, что и процессы в биологии? Почти. С корректировкой, что решения принимают люди. К закону естественного отбора добавилась воля человека. И в каком учебнике описаны те развилки, которые возникали на том или ином историческом этапе? Кто и как обсуждал готовящиеся решения, которые повлияли на ход событий? А какие решения можно было бы обсуждать сейчас, когда результаты тех решений нам известны? В исторической науке нет точного решения, как в математике. Там ответы, как по Чацкому и Молчалину, без чётких границ.

Ученик самостоятельно формулирует ту или иную позицию, с ним другие ученики и преподаватель входят в диалог. Тогда в его мозгу происходит тот самый процесс, который является логическим мышлением. Логическое мышление в том значении, как его понимают описанные выше банкир и экономист.

Латеральное мышление лучше развито у тех, для кого искусство не чуждо. Но искусство очень многозначно. Для его более глубокого понимания требуется хороший кругозор. Нужно ли говорить, что многие художники творили с расчетом, что у зрителя будут возникать ассоциации с литературными героями, в другими произведениями искусства? В том числе из предыдущих эпох, если произведения стали столь знамениты, что продолжают жить в наше время. А часть произведений современного искусства даже нельзя понять, если не знать истории.

Что понимать под искусством? Это понятие менялось на всем протяжении его развития. Сейчас оно имеет самое широкое значение. Для понимания искусства лучше всего пройти по залам Третьяковки. Ведь любой посетитель считает, что там собраны только произведения искусства.

Сначала заглянем в залы древнерусской живописи. Там изображены лики, а не лица. Ведь в то время рисовались не картины для отображения действительности. Они имели культовое значение. А религиозные каноны разрешают изображать лишь то и так, как тому приписывала церковь с ее догматами и ограничениями для творчества художников.

С приходом Петра I стала развиваться светская культура. Живописные полотна изображали то, что заказывала императорская семья и приближенные к ней. Потом окружению императора начали подражать дворяне, а тогда живопись стала отражать и их вкусы. С возникновением буржуазии стало расти разнообразие, как сюжетов, так и приемов при создании полотен. С появлением разночинцев стали появляться картины социальной направленности.

Разнообразие живописных полотен породило споры о том, что должны изображать художники. Появились эстеты, которые видели в искусстве источник красоты и изящества. А потребности театрального искусства потребовали отхода от канонов, сложившихся в живописи, так как они значительно удорожали запуск новых постановок. Так постепенно появлялось разнообразие, которое послужило спорам о назначении искусства.

Это лишь схема той истории живописи, которая представлена в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

В начале XX века появляется футуризм, провозгласивший новое искусство. Искусство, которое не имеет границ и рамок, сформированных ее предыдущей историей. Энергичные молодые лидеры используют эпатаж. Они могли провозглашать лозунги типа того, что прошлое искусство пора на свалку истории. Более разумные их лозунги заключались в желании вывести искусство из музеев, сделав их частью повседневной жизни. Темп поиска новых направлений был столь высоким, что изменения в искусстве можно проследить на временном интервале в одно поколение.

Прослеживание путей поиска новых направлений в живописи позволяет понять выставка творчества одного из мировых столпов художников-живописцев российского происхождения — Михаила Ларионова (1881-1964). Выставка его работ была открыта 19 сентября 2018 года в Третьяковке на Крымском валу. От картин, которые близки импрессионистам, художник перешел к абстракционизму (лучизм).

Михаил Ларионов 1902 Абрикосовый сад
Михаил Ларионов 1908 Павлин
Михаил Ларионов 1912 Стекло

Импрессионизм — это желание воспроизвести личные эмоции через то, что художник наблюдает. Беспредметное искусство — это желание создать определенное настроение через форму и цвет у того, кто потребляет искусство.

Сейчас и импрессионизм, и абстракционизм вошли естественным образом в нашу повседневную жизнь. Убедиться в этом просто. Достаточно посетить две станции метро Савеловская. Радиальная станция открылась 31 декабря 1988 года, а станция на БКЛ открылась 30 декабря 2018 года (через 30 лет). Первая станция содержит мозаичные панно, которые великолепно характеризуют очарование русского севера при скудости его красочного разнообразия. Перейдите с радиальной линии на БКЛ. Вы сразу ощутите обилие света, которым наделен север в солнечный зимний день. Оба стиля, начатые в живописи, воплотились в реальную жизнь. А наличие их на соседних станциях лишь подчеркивает необходимость совместного существования разнообразных направлений в искусстве.

Искусство не просто вышло из дворцов и музеев, как того требовали создатели новых направлений в начале XX века. Оно стало воздействовать на наше настроение и наши впечатления об окружающем мире. Это очень быстро поняли идеологи советского государства. Они финансировали и пропагандировали в искусстве только то, что стали называть соцреализмом.

Обычно для демонстрации принципов соцреализма демонстрируют картины с группами людей, которые жадно слушают или приветствуют своих вождей. Я же решил привести две самые известные работы талантливейшего художника Юрия Пименова (1903-1977), отображающие то, что ассоциируется с повседневностью. В молодости Пименов увлекался экспрессионизмом, но сумел сориентироваться на то, что хочет видеть руководство страны. Я люблю его картины, написанные по канонам соцреализма. Я не осуждаю его за то, что он писал в соответствии со вкусами партийного руководства, как не осуждаю тех, кто в XVIII веке удовлетворял вкусы императорского двора. Подчеркну еще раз, что Пименов не изображал ликование народа при встречах с вождями пролетариата. Он более тонко реализовывал то, что власть требовала от художников.

Юрий Пименов, «Новая Москва», 1937.

Это Театральный проезд в Москве, а не Москва. Машины имели единицы. А женщина за рулем — исключительный случай. Поэтому нет светофоров, а пешеходы могут переходить улицу в любом месте. В те годы заасфальтировано было лишь несколько центральных улиц, а домов выше пяти этажей были редкостью. Люди же воспринимали картину с ожиданиями, что так будет везде, надо только подождать.

Юрий Пименов, «Свадьба на завтрашней улице», 1962.

Сейчас мы не можем себе представить, чтобы люди шли по доскам. А тогда это было нормой. В новых районах обычно ходили в резиновых сапогах, так как грязь около домов была естественным состоянием дворов еще долгие месяцы после появления новоселов. Вроде бы Пименов это и показал. Но его картина воспринималась в том ключе, что трудности лишь временные, а уже не за горами одно большое счастье.

Итак, идеология вторглась в пространство художников. Живописцы могли заработать лишь картинами соцреализма, получая заказы от руководителей государственных учреждений. А кто-то из них решил отразить на своих картинах желание партийного руководства навязывать свои идеологические установки беспартийным художникам. Так возникло еще одно направление в искусстве. Одним из родоначальников стал Илья Кабаков (зарабтывал, сотрудничая с издателями детской литературы). Выставка его работ, отнесенных к концептуальному искусству, была открыта в Третьяковской галерее на Крымском валу 6 сентября 2018 года. Выставке дали название «В будущее возьмут не всех». Это то название, которое совпадает с одной из знаменитых его инсталляций. И этим названием уже идет противопоставление соцреализму, которое отражало идею, что при коммунизме будут жить все.

На фото с выставки видна лишь одна чать фразы: «В будущее возьмут не всех».

Каждая инсталляция — это отдельный зал. Поэтому я привожу лишь отдельные фрагменты и объясню их значение.

Это фрагмент картины Кабакова, которая сама пропитана духом соцреализма. На ней стройка с кранами подобными той, что на картине Пименова. Лопаты самые настоящие приделаны перед картиной. Они сразу ассоциировались с тем трудом, которые выполняли лимитчики. Лимитчики — это те, кто получил по лимиту возможность работать в Москве, чтобы потом получить московскую прописку. Это что-то типа гастарбайтеров, которые приезжают из бывших республик СССР (во времена создания инсталляции они входили в состав СССР). На картине грязь около дома, ощущение бесхозяйственности. Так получился соцреализм, вывернутый наизнанку.

Какие ассоциации возникают при просмотре данного фрагмента одной из инсталляций? Слова песни напоминают мне времена, когда она постоянно звучала из радиорепродукторов. Именно они были в домах с единственной государственной радиопрограммой (приемники были в редких семьях, а трехпрограммное радиовещание в квартирах появилось позже). А муха? Мух было полно. Конечно, не зимой, а с весной появлялись снова. Они летали стаями, а в магазинах висели специальные липучки для их ловли. Поэтому у людей той эпохи мухи вызывают эмоции как что-то постоянное и надоевшее. Вот и песни с их соцреализмом докучали не меньше надоевших мух. А еще муха ассоциируется со свободным полетом. Весной просыпались и летали, летали, летали. Как любое талантливое произведение инсталляции Кабакова вызывают разнообразные ассоциации.

Инсталляции Ильи Кабакова понятны лишь тем зрителям, которые знакомы с историей нашей страны. А для просмотра фильмов соцреализма, которые заполняют экраны наших телевизоров, историю знать не надо. Ведь у них не было задачи отражать реальность.

Математика не бывает соцматематикой. И соцреализм не являлся реализмом в его узком понимании. Создатели кинокартин той эпохи должны были уводить людей от реальных проблем с верой в светлое будущее. Поэтому искусство инсталляции понимать сложнее, чем наслаждаться фильмами эпохи строителей коммунизма. Ведь для понимания инсталяций Кабакова требуются знать историю своей страны не так, как она дается в школьном курсе. Надо еще и иметь представления о жизни людей ушедшей эпохи.

А сложно ли создать инсталляцию самому? Думаю, что это под силу каждому, кто способен к творчеству. Конечно, это то, что называют самодеятельностью. Но ведь любой профессионал с чего-то начинал. Поэтому в качестве примера даю вариант возможной инсталляции. Этим хочу пояснить мысль, что современное искусство доступно каждому.

Полистайте в интернете и сравните фотографии разных эпох. Мне на глаза попались демонстрации людей с портретами. Демонстрация требует определенных правил, поэтому она есть часть современного искусства. Это искусство формируется совместно организаторами и участниками процесса. Я специально сделал две фотографии черно-белыми, чтобы легче было ощутить схожесть проводимых мероприятий.

Несут портреты вождей

Несут портреты тех, кто в молодые годы нес портреты вождей

Инсталляция может быть создана, собрав группу лиц, несущих портреты с демонстраций обеих эпох. Для этого надо еще проделать дополнительную работу: внимательно рассмотреть оформление демонстраций разных эпох.

Когда-то «Черный квадрат» Малевича интерпретировался как конец искусства. Конец в том смысле, что все уже новое в искусстве создано, поэтому можно лишь повторять те стили, которые возникли. Именно по этому пути шел Михаил Ларионов. Но развитие продолжалось за счет появления новых направлений в искусстве, что продемонстрировал Илья Кабаков.

Сейчас активно развивается направление искусства, где его авторы стараются создать то, чего не было до них. Чего нет ни в природе, ни в технике. Наиболее сложно формировать ассоциации, возникающие при соединении музыки, движения и слова. Там успешны только профессионалы очень высокого уровня. Не случайно стало знаменитым «сНежное шоу Славы Полунина». А на его базе создали еще одно шоу, назвав его «Снежная симфония», где непосредственное участие принял Гидон Кремер со своим коллективом «Кремерата Балтика».

В новогоднюю ночь при наступлении года 2019 по каналу «Культура» был показан балет-шоу PLAY (ИГРА) хореографа Александра Экмана, поставленный в Парижской опере.

PLAY (ИГРА) (скриншот) Закадровый голос перечисляет этапы жизненного пути от детского сада до пенсии. И задают вопрос, а что дальше? В душе должна звучать музыка. Не возьмут в будущее, если не было творческих порывов.

Большая часть жизни у нас в той или иной степени связана с прошлым и с настоящим. Искусство строилось именно с учетом того, что знание истории вызывает самые сильные эмоции. Новое искусство отошло от этих традиций.

Современное искусство может формировать любые ассоциации. К примеру, фэнтези. Есть художники, артисты, певцы, танцоры, ученые и так далее, которые стараются придумать что-то такое, чего до них не было. Там не только профессионалы. Ведь любое искусство осваивается самодеятельными коллективами. К тому же, жестких правил для отделения профессионалов от любителей не существует. Для этого нужны критерии, признанные всеми, а эти критерии еще не сложились. Современное искусство доступно всем, кто склонен к творчеству.

Современное искусство — это игра! Создавайте свое! Не ждите поздравлений по телевизору и концертов из Кремлевского дворца. Иначе затянет болото повседневности.

Наша семья пошла по пути создания своего праздника, который отличен от канонов праздников государственных. На праздник к нам прилетают гуманоиды, которых человечество сформировало для освоения космоса. Мы творим, а при этом не противопоставляем современное искусство тому, что было создано ранее. Мир становится разнообразнее, когда старое и новое сочетаются.

Искусство давно вышло из музеев, став нашей повседневностью. Ребенок заходит в интернет, где он постоянно сталкивается с новыми формами искусства. Любой сайт содержит что-то, что надо считать искусством. Ребенок еще не готов сформулировать, как это искусство воздействует на его эмоции. Не может сформулировать, но может уже что-то понять. А понять сможет, если сам вовлечен в деятельность, связанную с искусством. Он ищет те сайты, которые соответствуют его эмоциональному состоянию. Родители должны анализировать его интересы, чтобы понять, что вызвало те или иные эмоции, как на них повлиять. Авторитет родителей и прародителей в семье позволяет остановить те или иные негативные интересы.

Наиболее сильное воздействие оказывают коллективные мероприятия. Там обычно присутствуют элементы шоу.

На снимках не просто групповые занятия. Эти занятия с использованием элементов шоу. Шоу сильнее будоражит эмоции. Сильные эмоции воздействуют на ту часть мозга, на базе которой происходит формирование другой части мозга, отвечающей за логические поступки.

Каждый родитель должен сам себе ответить на вопрос, чем ребенок будет интересоваться в интернете после тех шоу, которые устраивают взрослые с вовлечением их детей. И должны решать, на каких мероприятиях их дети не должны присутствовать, а в организации каких мероприятий лучше поучаствовать родителям. Участие в подготовке коллективного шоу позволяет взрослому влиять на его содержание. А, следовательно, на формирование в первую очередь латеральной части мозга а интересах развития своего ребенка.

И еще раз повторю, что после сильного эмоционального возбуждения ребенок будет искать в интернете то, что возбудило его. Иными словами, участие в коллективных мероприятиях с элементами шоу не проходит бесследно, оно формирует дальнейшие увлечения ребенка.

В шоу вплетают элементы истории. Я выше написал, что восприятие искусства зависит от знания истории. А знание истории нужно не только для восприятия искусства. Она формирует то, что называет выработкой решений.

Нажмите здесь и перейдете к статье ИСТОРИЯ

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(2)
Комментарии(2)
в смысле, как мог Пименов родиться в 1903, а умереть в 1877?
Спасибо, исправил на 1977
Больше статей