Как создавался мультфильм «Моана»
Подготовка к съёмкам мультфильма «Моана» началась с исследовательской экспедиции на Фиджи, Самоа, Таити и в Новую Зеландию. Кинематографисты не только вдохновились колоритом и невероятной красотой Океании, но и пообщались с местными жителями, чтобы создать максимально реалистичные образы героев фильма и передать самобытность культуры островных обитателей.
Убедиться, что им это удалось как нельзя лучше, вы сможете 27 июля в 19:30 на Канале Disney. А пока предлагаем узнать чуть больше о том, как создавался этот мультфильм.
Копаем глубже!
Режиссёрское кресло на съёмках «Моаны» разделила целая команда во главе с режиссёрами Роном Клементсом и Джоном Маскером, которые создали «Русалочку», «Аладдина» и «Принцессу и Лягушку». Они решили отправиться на тихоокеанские острова и лично встретиться с местными жителями. Среди множества людей, с которыми встречались создатели фильма, Клементс выделяет одного человека: «Старик на острове Мо′ореа задал нам простой и очень важный вопрос: „Многие годы нас захватывала ваша культура, — сказал он. — Может, на этот раз наша культура, наконец, захватит вас?“»
На Фиджи кинематографисты некоторое время провели в местных общинах. Они встречались с туземцами, слушали истории и поверья, трапезничали со старейшинами и вождями, а также стремились узнать побольше о местных профессиях: учителях, мастеровых, фермерах, рыбаках и мореходах. Авторы фильма консультировались с экспертами в области археологии и антропологии по вопросам, касающимся истории, культуры, музыки, танцев, техники резьбы по дереву и камню и так далее.
Кинематографисты привезли с собой в Америку некоторых мастеров своего дела. Эта консультационная группа получила название «Траст Океанской Истории». В него входили антропологи, учителя, лингвисты, татуировщики, хореографы, специалисты по возведению церемониальных построек, мореплаватели и культурологи. Все они помогали специалистам Disney в процессе съёмок.
В фильме можно увидеть 60 видов растений, в том числе, например, некоторые виды кокосовых пальм, хлебное дерево и таро. Член Траста Океанской Истории Фрэнк Мерфи помог кинематографистам определиться, какие деревья могли произрастать на островах в описываемый в фильме период, а какие — нет.
На студию пригласили хореографа, специализирующегося на полинезийских танцах, чтобы тот показал основные движения аниматорам. Художники наблюдали за танцем, делали наброски и просили мастера объяснять смысл каждого движения.
Действие фильма происходит 2000 лет назад, и костюмы персонажей выполнены из материалов, которые можно было найти в те времена. Кроме того, аниматоры консультировались с профессиональными астрономами относительно того, как выглядело небо над Тихим океаном 2000 лет назад.
Дочь вождя, спортсменка и просто красавица
В работе над образом Моаны определяющим фактором стал авантюрный характер героини. Художники черпали вдохновение в образах островитян, которых съёмочная группа встречала во время поездки, а также в фотографиях коренных жителей Полинезии. Аниматоры потратили много времени на прорисовку глаз Моаны. У неё очень миловидное лицо с ярко выраженными скулами и немного выступающей верхней губой.
Команда аниматоров пыталась передать в движениях Моаны её стойкий характер и уверенность в своих силах. «Мы хотели, чтобы она выглядела спортивной и эффектной, — говорит аниматор Эми Смид. — Она очень энергична, сильна и обладает отличной координацией».
Столь же важно было в точности передать все эмоции, которые переживала Моана.
Аниматоры создали более 180 контрольных точек на лице героини, при помощи которых можно было воспроизвести практически любую эмоцию
Моана меняет в фильме семь нарядов, включая красную набедренную повязку, в которой выходит к океану ещё совсем малюткой. «В основном мы наряжали Моану в одежду красных и оранжевых оттенков, — говорит художница Нейсе Бове, которой поручили разработать дизайн костюмов для персонажей фильма. — Красный цвет в её случае отображал принадлежность к семье вождя».
Дизайнеров во многом вдохновлял океан — в костюмах часто использовались морские элементы, ракушки, жемчужины и кораллы. Это неудивительно, ведь имя «Моана» переводится с большинства полинезийских языков как море или океан, или дословно «глубокая вода».
Финальный дизайн полностью отрисовывался на компьютере. Художникам приходилось создавать каждую материю отдельно, чтобы добиться аутентичности. После этого необходимо было учесть физические свойства материи и просчитать, как именно то или иное движение персонажа скажется на виде материала. «Мы работали настоящими портными, — рассказывает супервайзер по симуляции Марк Тинг. — Мы изучали настоящую ткань, чтобы решить, как лучше перенести ее на монитор, а после „пошива“ примеряли одежду на персонаже».
Немаловажной деталью образа Моаны стали ее длинные кудрявые волосы. Более шести месяцев ушло на разработку программы Tonic, при помощи которой художники создали реалистичные прически. Она позволила художникам сделать волосы Моаны такими, какими они были бы в реальном мире: каждый волосок двигался независимо от остальных, они разлетались в стороны и вновь собирались в локоны. Причем после каждого движения головой укладка немного отличалась от предыдущей, как в жизни.
Харизматичный полубог
Полубог Мауи — харизматичный персонаж, который упоминается во многих мифах и легендах Океании. Жители большинства островов считают Мауи весельчаком, шутником и оборотнем. Своим волшебным крюком он мог вытащить из океанской глубины целый остров, у него хватало сил, чтобы замедлить ход солнца.
Разрабатывая образ Мауи, аниматоры наблюдали за выступлениями бодибилдеров и тяжелоатлетов. «В первую очередь мы обращали внимание на рестлеров и футболистов — очень сильных спортсменов с большой мышечной массой, — говорит аниматор Карлос Кабрал. — Затем мы подарили развитую мускулатуру нашему герою, и, надо сказать, он активно пользовался своими мышцами, особенно в динамичных сценах».
Тело Мауи украшает множество татуировок. Среди них есть тату «Мини-Мауи» — двухмерное изображение, которое выполняет функции совести героя. Мини-Мауи заставляет хозяина делать добрые дела, хочет он того или нет. Тату было анимировано традиционным ручным способом по технологии, в которой добились внушительных успехов аниматор Walt Disney Animation Эрик Голдберг и его команда. Авторы частенько сравнивали Мини-Мауи со сверчком Джимини, который «исполняет роль» совести Пиноккио в одноименном полнометражном мультфильме 1940 года.
Работая над формой волшебного крюка Мауи, аниматоры черпали вдохновение в настоящем созвездии. В Океании его так и называют — Крюк Мауи, во всём остальном мире оно известно как Скорпион.
В каждом из зверей, птиц или рыб, в которых превращается полубог, угадываются отличительные особенности Мауи: в частности, на их теле появляются татуировки. По словам аниматоров, труднее всего им было работать над Мауи в образе орла. «Очень непросто было добиться реалистичности, когда герой расправлял и складывал свои крылья, — говорит один из аниматоров. — Нам пришлось попотеть над пёрышками».
«А в глазах каждый день океан бескрайний…»
Действие фильма происходит на островах Тихого океана, поэтому аниматорам пришлось создать много, очень много воды. В среднестатистическом фильме Disney 40–50% кадров содержат спецэффекты. В фильме «Моана» это количество возросло до 80%.
Океан в мультфильме «Моана» — не просто одна из локаций, а живое существо и полноценный персонаж
Чтобы аниматоры могли изучать поведение океана и придумывать, как такой необычный герой мог бы демонстрировать свои эмоции и характер, был создан испытательный стенд.
Механизм испытательного стенда позволял практически полностью изменять структуру волны, вплоть до мельчайших «жестов», которые копировались аниматорами. Команда по созданию эффектов добавила некоторые нюансы — рябь, брызги и всплески, чтобы волна получилась еще более реалистичной.
Кинематографисты изучали буквально всё — от цвета и чистоты воды до того, как свет отражается от белоснежного песка, даже под водой. Чтобы определить степень прозрачности воды, команда конструкторов собрала весьма громоздкое устройство. «Мы соорудили приспособление из серых, черных и красных шариков, висящих на веревках на расстоянии полутора метров друг от друга, — рассказывает директор по освещению Адольф Лузински. — Конструкцию погружали в воду и фотографировали с разных ракурсов из-под воды. В длину приспособление достигало 15 метров».