Написать в блог
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках физической культуры

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках физической культуры

Время чтения: 5 мин

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках физической культуры

Время чтения: 5 мин

ПРОБЛЕМАТИКА

Результаты медицинского исследования образа жизни детей школьного возраста дают основания говорить о возникновении новой угрожающей общемировой тенденции — недостаточной физической активности и малоподвижном образе жизни: в школе больше не встретишь бегущих и орущих школьников, все сидят и смотрят в свои телефоны/планшеты. Мы не будем раскрывать подробнее проблему гиподинамии, хотя бы потому, что про это немало где написано. Но можно сказать все с той же уверенностью, что машины, пароварки и пульты для телевизора, планшеты, мобильные телефоны и компьютеры — все это и есть причины возникновения гиподинамии. Конечно, нет необходимости отказываться от благ цивилизации и возвращаться к ручной обработке полей. Мы в статье полагаем и показываем, что спасение от гиподинамии находится там же: в современных высоких технологиях.

К сожалению, в современной школе до сих пор не выработался системный подход применения современных технологий в обучении. Хотя данная проблема поднималась еще и в советское время, например, если говорить о физической культуре, В. К. Бальсевичем, чья идея заключается в адаптации высоких спортивных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в большом спорте, к повышению эффективности школьного физического воспитания. Конечно, сейчас трудно представить себе школу (по крайней мере московскую) без компьютерных классов и интерактивных досок. Но их использование остается на уровне показа презентаций и учебных фильмов. Что, к слову, лишь усугубляет проблему гиподинамии.

КОНЦЕПЦИЯ

Для применения нашей педагогической технологии, что является ее плюсом, по сути не надо ничего более сложного: или проектор, или пассивная интерактивная доска. Это может быть реализовано и так, и так. Но если в пассивной интерактивной доске уже все готово к использованию, то к проектору нужна видеокамера: она будет отлавливать яркие предметы — мячики, а компьютер должен рассчитывать положение и считать попадания.

Как, наверное, Вы могли догадаться, наша идея — это компьютерная игра. Но ее экраном служит не монитор, а стена. А играть в нее надо не сидя, а бегая, ловя мяч и кидая его. Смотрите нашу первую иллюстрацию, в которой мы описываем только одну возможную игру.

В этой игре хаотично перемещаются монстрики, количество которых одновременно на доске 2-3. При попадании мяча по монстрику — он исчезает через вспышку и через секунду появляется новый, какой-то другой.

Здесь сразу видны метапредметные связи: старшеклассники могли бы и могут на уроках информатики придумывать и реализовывать такие игры. Для этого требуются знания не только в программировании и алгоритмах, но и в психологии: на улучшения каких качеств направлена реализованная игра, ведь это могут быть групповые, индивидуальные игры, с одним и более мячом, какие угодно. Кроме того, игру надо «нарисовать», что требует художественного видения и умения.

Это творческое мышление, это игровое мышление. Это проектная деятельность. Это то, о чем все говорят. И это то, что нужно. По сути мы получаем безграничные возможности реализации чего угодно.

А Вы когда-нибудь видели школьника, играющего в компьютерные игры? Если видели, то знаете, что его просто не оторвать: он поесть забывает. А с нашей концепцией мы имеем ту же игру, но игру, которую поощряют родители и общество в целом.

По данным НИИ физиологии детей и подростков в РФ, если в первом классе количество здоровых детей — до 70%, то к окончанию школы этот показатель — лишь 10-15%. А нашу технологию можно использовать и как здоровьесберегающую. Для этого достаточно поставить такие пассивные интерактивные доски по школе и разрешить детям ими пользоваться на перемене.

Иллюстрация 1

ПРИМЕНЕНИЕ К ОБУЧЕНИЮ ФУТБОЛУ

Мы переходим к обучению футболу, одному из самых популярных видов спорта в нашей стране, с помощью адаптации описанной технологии.

Предлагается следующая концепция, смотрите вторую иллюстрацию. У нас все также есть экран, реализованный через проектор или пассивную интерактивную доску, в виде футбольных ворот. На каком-то расстоянии от «ворот» есть лазерный луч, прямо как в фильме «Миссия невыполнима». Ученик бежит с мячом, и, как только он пересекает луч, случайным образом на экране внутри «ворот» появляется черный квадрат. Ученик незамедлительно должен ударить по мячу и попасть в этот квадрат. Таким образом будет тренироваться реакция и различные удары.

А вместе с применением электронного мяча, описанного в статье М. Н. Оробея и А. Ю. Тарасова «Электронный мяч как средство контроля на занятиях физической культурой» (Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 12 (142)), мы получаем все шансы воспитать будущих чемпионов, которая наша страна так ждет.

Иллюстрация 2

ВЫ ТОЛЬКО ПРЕДСТАВЬТЕ!

Несколько «интерактивных стен» может полностью раскрыть вопрос дифференцированного обучения на уроках физической культуры как по гендерному признаку, так и на основе физического развития, и здоровья учащихся: на каждой из таких стен могут транслироваться свои упражнения для разных групп обучающихся.

Представьте, например, если эти упражнения будут показываться каким-то сказочным человекоподобным существом для младших групп школьников и олимпийскими чемпионами для среднего и старшего звена. Тогда у учителя останется больше времени на контроль правильности выполнения упражнений учащимися, для этого не нужно будет останавливать весь класс, чтобы сделать замечание только одному.

В информационную эру можно найти всю информацию по упражнениям, всяким разным, нацеленным на что-то конкретное, даже видео с их выполнением. Но человек не видит себя со стороны, ему сложно контролировать правильность выполнения упражнений на первых порах. Для этого и существует учитель физической культуры, тренер. Здесь мы как раз и получаем индивидуальную работу с обучающимися, интерактивная стена развязывает нам руки. А «красочность» технологии позволит выработать у обучающегося привычку к физической активности и поднять его заинтересованность в уроках физической культуры.

Плюс снятие кинограмм (с современным развитием это практически стало домашней технологией) движения и сравнения их с кинограммой образца, например, олимпийского чемпиона, позволит ученикам технически грамотно выполнять учебные движения по видам спорта и стремиться им к большему.

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ИГР

Мы переходим к описанию нескольких игр, которые могут использоваться с интерактивной стеной.

«Плитки фортепиано». По 5 вертикальным белым дорожкам на стене появляются черные прямоугольники. Обучающийся должен в них последовательно попадать. При попадании на прямоугольник воспроизводится нота. Чтобы проиграть всю мелодию, ученику необходимо каждый раз ловить отскакивающий от стены мяч, иначе он пропустит какую-то ноту.

«Вышибала». С экрана надвигаются разрозненной толпой, например, зомби. Ученику необходимо быстро по ним попадать мячом, чтобы «они до него не добрались».

«Попади». На стене случайно появляется черный квадрат. В него необходимо быстро попасть, чтобы получить очки, иначе он исчезнет.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОЛ?!

Описанные нами взаимодействия с интерактивной стеной всегда строились на использовании мяча как средства управления. Но, вообще говоря, это необязательно. Можно сделать, чтобы средством управления было движения тела обучающегося. Для этого его должна снимать камера, а вычислительное устройство должно обрабатывать движения его тела и то, что они означают. В конце концов, можно сделать интерактивный пол и получить нечто на подобие электронного танцпола.

ВЫВОДЫ

Урок физической культуры — не средство, но цель. Здесь ценен сам процесс работы, нужной, без преувеличения, каждому. Ведь школьники часто говорят нечто вроде «мне не нужна математика, я хочу быть историком»; мне не нужна литература, я хочу быть химиком» и т. д. Но сказать, что кому-то не нужна физкультура, конечно, можно, но это равносильно тому, что объявить, что человеку могут быть не нужны здоровье, красота и сила. Не нужно быть Иммануилом Кантом, чтобы понять, что такое утверждение было бы глупостью. Но если это все же кому-нибудь не ясно, миссия учителя физической культуры состоит в том, чтобы убедить его в обратном, и никак иначе, кроме как регулярной, систематической, методически грамотной работой со школьниками. Интерактивная стена как раз и позволяет все это осуществить. Мы лишь показали толику ее применения. Но мы уверены в том, что перспектива использования интерактивных стен огромна в любом разделе школьной программы по физической культуре.

Канадцы

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей