Русский язык в настольных играх — чтобы создавать новые семейные традиции
Свершилось. Мы наконец провели семейный фестиваль словесных игр «Родная речь» и только потом поняли, что у нас получилось найти уникальную нишу. С одной стороны, в отличие от «Игрокона», «Комикона» и «Игромира» у нас были только игры, так или иначе связанные со словами. С другой стороны, в отличие от книжных и литературных фестивалей у нас была речь не письменная, а звучащая. Оказалось, что на этом перекрёстке ещё никого нет.
Почему перекрёсток пустой
С одной стороны, перекрёсток пуст, потому что специализированных на словесных играх издательств мало, хотя у каждого крупного издателя есть хотя бы пара словесных настольных игр. И издательствам неинтересно.
С другой стороны, и к русскому языку родители относятся как к школьному предмету, а особое внимание к развитию устной речи исчезает с поступлением в школу (ораторское искусство не равно развитию устной речи).
Зато все родители хотят, чтобы дети умели общаться. Вот на этой почве мы их и объединили на площадке Центра культуры совхоза им. Ленина.
Во что играли
Игры были импровизационными и обучающими, для тренировки памяти и развития фонематического слуха, для постановки руки и взаимопонимания. Рандомные механики, традиционное лото, онлайн-программы, игры DIY. И поговорить, и написать, и сделать что-то своими руками — оказывается, слова нужны везде.
Игры Татьяны Барчан
Одним из открытий и для нас, и для родителей стали игры Татьяны Барчан (АНО «Игротека «Ребус»). Все её игры сделаны так, что даже такие сложные вещи, как, например, грамматические категории, в жизнь ребёнка входят естественно как дыхание. И что самое важное — запоминаются надолго. То есть ребёнок видит и чувствует сначала целостность языка, что в нём всё взаимосвязано, а потом уже из этой целостности выделяет правило, связанное с конкретным языковым явлением, например, твёрдостью-мягкостью согласных звуков. «Чувствует» — это важное слово. Все игры устроены таким образом, что каждое текстовое задание — и на карточках, и на игровом поле — подкрепляется рисунками. Это делается, чтобы у ребёнка включались сразу и логика, и образное мышление (из опыта педагогической практики — образного восприятия детям не хватает гораздо сильнее, чем интеллектуального развития). И то, что важно именно для образования — в каждой игре заложена возможность бережно и ненавязчиво проконтролировать, усвоил ребёнок правило или нет. Из большой игротеки Татьяны Барчан на фестивале были представлены игры для развития орфографической зоркости и для умения распознавать значение многозначных слов, ребусы и шарады: «О чём речь», «Какого рода пони?», «Словесный калейдоскоп», «Падежи на виражах», «Светило однажды светило», «Твёрдый знак», «Я знаю слово», «Одного поля ягоды».
«Мерсибо»
В онлайн-формате в обучающие игры дети могли сыграть на «Логотренажёре» компании «Мерсибо» и в более сложном варианте «Мерсибо плюс». Повторяя за диктором слова и кликая мышкой, дети тренировались в азах изучения грамматики и развивали фонематический слух. В общей сложности у «Мерсибо» больше 200 игр для детей от двух лет.
«Каллиграфия»
Те, кто постарше, с удовольствием выводили буквы на мастер-классе по каллиграфии, который проводили педагоги центра «Наши дети». Оказалось, что даже у самой обычной буквы «А» есть свои штрих-секреты. Пока дети знакомились с тайнами соединения штрихов, мамы выяснили, что каллиграфия нужна не только для того, чтобы почерк был понятным. Это хорошая тренировка внимательности и уравновешенности. А по прогнозам, именно недостаток внимания будет главной проблемой школьников через несколько лет.
«Экивоки. Космос»
Игра «Экивоки» — по сути игра очень простая, в ней нужно всего лишь объяснять, показывать жестами или рисовать загаданные слова, но фишка именно этой игры в том, что слова и выражения в ней подобраны так, что игру невозможно перевести на другой язык. Для загадывания выбраны выражения, связанные с нашей культурой; названия фильмов, ставших легендарными; ситуации, которые можно представить только у нас и нигде больше, и даже школьный сленг. «Игра сделана из русского материала, который настолько живой и естественный, что игроки не обращают на него никакого внимания, пока не встретят своё родное выражение на карточке. И словно открывают его заново!» — говорит создательница игры Ольга Якимук. Закономерно, что интерес к игре был большим и у детей, и у родителей.
Angel Home
Мастерская Angel Home, которая проводит интерактивные спектакли по книгам в кафе «АндерСон» и детской студии «Вилла Курица», на фестивале организовала мастер-класс по созданию «говорящих» открыток. Дети получали только бумагу-основу и сами рисовали фантастических существ, которые начинали «говорить» и меняли настроение благодаря простой геометрической иллюзии. Это был самый добрый мастер-класс.
Самые интересные настольные игры со словами придумали биохимик и математик. О чём это говорит? В мире всё взаимосвязано!
«Простые правила»
В создании игр дизайн-студии настольных игр для детей и семьи «Простые правила» участвуют молодые, энергичные, талантливые авторы и художники из самых разных уголков России. «Мы стремились и продолжаем создавать наши игры для всей семьи, с простыми правилами, с быстрой лёгкой игрой, красивыми, качественными, компактными, — говорит создательница компании Дарья Ермакова, — настольная игра — выдуманный мир, который даёт возможность ребёнку быть успешным, проявить сильные стороны и почувствовать слабые. Ну и самое главное, настольные игры — это живое общение». А на фестивале «Простые правила» показали несколько игр, в которых скорость реакции сочеталась с полётом фантазии, а тренировка наблюдательности (и умение видеть мир во всём его разнообразии) поддерживалась развитием интуиции (и умением доверять себе): «Пакля-рвакля», «Мягкий знак» и «Телепат».
«Русский вкусный»
На площадке мастерской «Русский вкусный» рисовали друдлы (визуальные загадки, картинки, в которых надо за переплетением линий увидеть какой-то сюжет), но не в классическом варианте их изобретателя Роджера Прайса, а в творческом, когда форма друдла появлялась спонтанно, тут же прямо перед детьми, и они сразу же включались в поиск смысла в изображении и придумывании историй по рисунку. Отточить навык фантазирования и сюжетосложения можно было тут же во время игры в «Экспромт», а создать своего героя — с помощью набора «Весёлые портреты» издательства Clever. Портреты становились поводом для начала разговора — и между детьми, и между ребёнком и родителем. То есть история и создание образов помогали преодолеть стеснение и облегчить первый шаг к общению или становились поводом для открытия новых качеств в ребёнке.
Монтессори-площадка центра «Наши дети»
И для самых маленьких детей, которые только приобщаются к стихии речи, Центр дополнительного образования «Наши дети» организовал площадку, где мамы могли познакомиться с фрагментами монтессори-среды для малышей до трёх лет, обсудить вопросы развития детей раннего возраста с монтессори-педагогом ЦДО «Наши дети».
«Наши дети» — образовательные центры дополнительного образования для детей с тёплой домашней атмосферой, квалифицированными преподавателями и большим разнообразием программ, где находят занятие по душе и гуманитарии, и технари: робототехника и scratch -программирование, физика и математика, языковые программы — русский язык, английский язык, китайский язык, японский язык, испанский язык, занятия с логопедами и творческие мастерские по живописи.
А что потом?
Когда мы говорили, что в глубине души надеемся на то, что фестиваль станет для родителей источником вдохновения и новых идей для семейных традиций, нам очень хотелось в это верить, но у нас не было практической основы для этой веры. И когда через неделю после фестиваля на занятиях мальчик рассказывал: «А мама достала с антресолей настольные игры, они там в пакете лежали, вчера играли», эта основа появилась. Процесс пошёл. И мы рады. Потому что верно выбранные слова могут изменить всю жизнь.
Фотографии: Ирина Свириденко