Педагогическое творчество: что это такое и из чего состоит
Блоги05.04.2017

Педагогическое творчество: что это такое и из чего состоит

…и насколько оно необходимо в работе учителя

»… Любой педагог — он творец». Трудно не согласиться в этом с министром образования Ольгой Васильевой. Но у меня вопрос: а в чём состоит творчество педагога? Вопрос не праздный. Ответив на него, можно ведь и решение для современной школы найти. А это, согласитесь, та ещё задачка! Стоит попробовать.

Для начала давайте определимся с понятием «творчество». Вот как его толкует «Википедия»:

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.

Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

На мой взгляд, это самое толковое определение понятия «творчество». Есть и другие; я не ставил задачу найти все и предлагаю остановиться на этом определении как самом полном, понятном и современном.

Здесь «творчество» удачно определяется через отличие от понятия «производство» за счёт выделения отличительных признаков:

  1. уникальность, новизна результата,
  2. невоспроизводимость результата другими людьми,
  3. отпечаток личности автора в продукте.

Теперь давайте посмотрим, что считается продуктом педагогической деятельности. Обратимся к теоретикам. Цитирую одну из работ: «Продукт педагогической деятельности — формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих… Результат педагогической деятельности — это развитие обучающегося: его личностное совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности».

Мудрено, как всегда у теоретиков, но похоже на правду. Остановимся на этом.

Но сразу очевидно, что такой продукт педагогической работы не имеет отношения к творчеству педагога по всем трём отличительным признакам. Судите сами. Уникальность этого продукта обеспечивается уникальностью самого школьника; воспроизвести этот продукт может любой профессиональный педагог; личность педагога может отпечататься на обучающемся, но это скорее нежелательный минус, поскольку гораздо важнее проявить личность самого ученика.

Автор этого продукта педагогической деятельности — всё окружение ученика и он сам, но не отдельный педагог.

Тогда где же творчество педагога?

Обратимся снова к теоретикам, спросим напрямую. Одни пишут, что «деятельность учителя — всегда творческая деятельность…», и этим ограничиваются как аксиомой. Другие пишут, что педагогическое творчество «заключает в себе определённые элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приёмов учебно-воспитательной работы, их определённой модернизацией. Оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено на производстве. Рационализатор не создаёт чего-то принципиально нового, а вносит лишь определённые усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество».

За высший уровень профессиональной деятельности учителя принимается педагогическое новаторство как внесение и реализация новых, прогрессивных идей, принципов и приёмов в процесс обучения и воспитания, которое значительно изменяет и повышает их качество (почти цитата, оттуда же). Там же отмечается, что новаторство — это жизненный подвиг учителя. И что настоящих педагогов-новаторов не так много.

Про подвиг согласен, это единичный продукт. А вот с отсутствием творчества в работе педагога согласиться не могу.

Проанализировав деятельность педагога, я пришёл к выводу: единственное уникальное и неповторимое, что создаёт в своей работе педагог и что несёт в себе его отпечаток, — это его урок. Урок — вот продукт творчества педагога.

Заказчик (общество) выделяет педагогу время на творчество: половину своей трудовой занятости педагог увлечён подготовкой к уроку, творчеством. А вторую половину времени он представляет свой продукт ученикам. Это как в театре: труппа долго-долго репетирует, а потом выступает на радость публике.

Очевидно, что подготовка к уроку отнюдь не означает вспомнить предмет или тему. Это — срежиссировать урок так, чтобы получить максимальную мотивацию у всех обучающихся класса. Будет мотивация — будет работа учащихся, а, значит, будет понимание.

Сравните учителя с репетитором. Последнему не требуется никакого творчества. Отчасти потому, что здесь не ставятся задачи воспитания. Но больше потому, что ученик — всего один. И мотивация уже оплачена

Творчество профессионального педагога, работающего с классом, направлено на то, чтобы сделать единый урок для всех и для каждого ученика в классе. То, что практически невозможно. И это — главная проблема школы.

«Взять» внимание целого класса (если это обычный, «нефильтрованный» класс) невозможно, когда не обладаешь чрезвычайной харизмой. Ни владение предметом, ни знание психологии, ни тем более внешние данные не заменят «высокий авторитет, основанный на умении подчинять других своей воле». Таких людей — единицы. Педагоги-новаторы — среди них. Но потому-то новаторство и не тиражируется, что перенять методику новатора можно, а его харизму — нет. Вот и пытается массовый педагог компенсировать недостаток личной харизмы придумыванием всяких ухищрений.

Но даже педагоги-новаторы не способны научить весь класс. Если вы не согласны, то ответьте на простой вопрос. Был ли в вашей практике случай, когда вы добивались на уроке стопроцентной мотивации и стопроцентного понимания у учеников? Если вдруг «да», то какова стабильность такого вашего результата? Только не надо говорить ставшую уже дежурной фразу «есть необучаемые дети». Это — ложь, призванная скрыть беспомощность применяемых образовательных технологий. Любого ученика, допущенного к школе, можно обучить. Это — моя правда, проверенная на личном опыте.


И вернёмся к педагогическому творчеству.

1. Если урок не срабатывает, каким бы ФГОСовским он ни был, может, следует избавить педагога от необходимости «творчествовать»? Время для непосредственной работы с детьми тогда практически удвоится. Это значит, как вариант, что наполняемость класса можно снизить вдвое.

2. Если отнять у педагога его творчество и снабдить чётко прописанной технологией, может, не потребуется такое количество отчётов и проверок со стороны заказчика, которыми сегодня его обложили? Опять же увеличится время для непосредственной работы педагога с детьми.

3. Если школьники станут полноценными субъектами педагогического процесса, разве это не облегчит нагрузку на педагога? Разве не взорвёт детскую мотивацию к обучению? Разве не превратит их в активных добытчиков знаний вместо пассивных бездельников? Пусть творят ученики. Даже если у них это будет получаться хуже, чем у учителя (поначалу), их в 25 раз больше! Они в любом случае натворят больше, чем педагог. К тому же с большей пользой для себя и абсолютно бесплатно.

4. Если все дети станут мотивированными к учёбе без учительских танцев с бубном, если все они будут достигать понимания и добиваться успеха по любому предмету; если педагог избавится от необходимости ежедневно совершать бесполезный творческий подвиг, если он будет стабильно достигать своих профессиональных целей, разве он не станет счастливым?


Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(3)
Вероника Свешникова
Автор озвучил то, о чем я давно размышляю. Почему-то ТВОРЧЕСТВО вознесли на пьедестал, перегнули палку. Везде слышишь: «Только творческий учитель…!» Но учить детей — это своеобразное, но все же ремесло. Слово «ремесленник» стало звучать как оскорбление. Но очень часто от человека, хорошо знающего педагогическое ремесло можно получить гораздо больше пользы в школе, чем от некоторых творцов. Кроме того творчество — спонтанный процесс. Работал: работал по технологи, что-то перестало устраивать — и родилось рационализаторское решение. А из учителей стали просто «выжимать» креативность. Подавай творчество везде и всегда, пусть даже в ущерб основной работе.
Алиса Скачкова
Если все дети станут мотивированными к учёбе без учительских танцев с бубном? Не совсем поняла, каким образом у них появится такая мотивация, без учителя… Личность учителя и его отношение к конкретному ученику играет ОГРОМНУЮ роль. Считаю, что творчество учителя, заключается в смекалке, которую он проявляет в каждой конкретной ситуации на уроке.
Андрей Шалаев
Алиса Скачкова
Алиса, ответ именно на Ваш вопрос есть в моей четвёртой статье на Меле. Во второй тоже есть кое-что, но похоже эти мои статьи пока не доступны для прочтения, ждут редакции. Все статьи сегодня доступны на сайте Педсовет, четвёртая — здесь: http://pedsovet.org/publikatsii/pedagogika/o-fgosah-i-ih-primenenii
Больше статей