Почему стоит перестать превращать уроки истории в уроки морали
Блоги15.05.2020

Почему стоит перестать превращать уроки истории в уроки морали

На школу часто возлагают не только образовательную, но и воспитательную функцию. Но далеко не все родители и учителя с этим согласны. Наш блогер, учитель Алина Боева, считает, что на уроках истории в школе мало говорят о фактах и слишком много — о воспитании и морали.

Есть одна вещь, которая меня если не коробит (а зачастую иным словом это впечатление не передать), то точно удивляет — это стремление непрестанно воспитывать вполне себе взрослых людей, которые учатся уже в пятом+ классе и изучают предметы у предметников.

Эти морально-нравственные наставления являются неотъемлемой частью школьных учебников, а зачастую и дополнительно акцентируются преподавателем в процессе урока. И, конечно, самым нравственно-нагруженным уроком предстаёт история — сначала всеобщая, потом история России (вот тут есть, где разгуляться!).

Не стоит полагать, что эти предметы должны нести лишь сугубо событыйно-хронологическую и причинно-следственную информацию, нет. Именно на учителях истории лежит самая большая ответственность в современной России — воспитание Патриота и Просто Достойного Человека.

Например, история Древней Греции. Величайшая цивилизация, афинская демократия, античная культура… этого не достаточно. «Этих мелких» нужно ещё повоспитывать. Так, в главе, посвященной Олимпийским Играм в Греции, появляется эпизод о старике, которому никто не хотел уступать место.

Для тех, кто не знаком с содержанием стандартного школьного учебника по всеобщей истории для пятого класса, поясню: некий старик опоздал на Игры, стадион уже полон зрителей. В итоге старику уступили место спартанцы (все наперебой). На что он парировал: «Все эллины знают правила приличия, но соблюдаете их только вы (спартанцы)».

Зачем в главе про зарождение, развитие и суть древнегреческих Олимпийских игр этот эпизод? А вдруг им родители не рассказали, что нужно уступать место пожилым! На «идеальном» уроке на этом моменте ещё и специально остановятся, вдруг никто не удосужится прочитать параграф!

Ещё эпизод: из видеоурока, посвященного Древнему Риму. А именно, легенде об основании Рима братьями Ромулом и Ремом. На всякий случай напомню: двух братьев, Ромула и Рема, происходящих вроде бы как от бога Марса, посадили в корзину и пустили по течению реки по приказу злого царя. Конечно, все рассчитывали, что выжить им не удастся. Надежды были напрасны, братья выжили и были благополучно вскормлены молоком капитолийской волчицы. Повзрослев, они решили основать свой город, но не договорились о месте строительства и по ряду других моментов. В общем, Ромул убил Рема и с успехом построил город самостоятельно. Город тот назвал в честь себя — Римом.

А теперь к уроку. Что меня удивило в пересказе этой красивой древней легенды? Конечно же, притянутая за уши воспитательная функция! «Друзья, чему нас учит история о Ромуле и Реме?» — спрашивает учитель и сам, как полагается, даёт готовый ответ: «Конечно же, тому, что нужно уметь справляться со своим гневом!»

Простите, что? Где? Давайте посмотрим правде в глаза. Если бы Ромул «справился со своим гневом», неизвестно, удалось бы им в итоге построить Рим, стал бы он тем Римом, который мы изучаем (хотя бы даже в пятом классе)? А, может, это вообще было бы два разных (допустим, братья не смогли договориться), но ничем не примечательных города? Хорошо, вы скажете, что история не терпит сослагательного наклонения. Но, простите, если чему и учит эта история, так тому, что всё Ромул сделал правильно, ведь в итоге он стал первым легендарным царем легендарного великого города.

Очень сложно побороть соблазн морализаторства, когда общаешься с подростками, даже в рамках занятий. Желание «приправить» теорию готовыми выводами, призванными «воспитать Настоящего Человека и Патриота», на мой взгляд, не ведёт ни к заинтересованности предметом, ни к воспитанию, а зачастую и просто притянуто за уши (и ученики это замечательно чувствуют). Короче — хватит их воспитывать, в истории столько всего интересного!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(7)
Юрий Никольский
Согласен, что мораль не должна являться целью предмета. В истории есть случаи, когда нарушение какой-то морали приводило к развитию (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/42705-18). Жизнь сложнее, поэтому не всегда соблюдение правил приводит к положительному результату. Уступить место — это правило, основанное на морали, связанной с уважением старости. Обучение правилам — это упрощение. А для чего нужен предмет истории в школе? К примеру, чтобы понять сложность процессов исторического развития. А процессы зависят от решений многих людей. Конечно, в первую очередь от тех, чьи решения влияют на судьбы народов, стран, а теперь уже всего мира (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/50148-yediny-uchebnik-istorii).
Сергей Голодко
Юрий Никольский
Не думаю, что ломать кайф отказом от ярких и запоминающихся исторических моментов в угоду «понимания сложности процессов исторического развития» для пятикласников увлечённых пафосом «Властелина колец» — педагогически верная стратегия. Всему своё время. Но следует во всём соблюдать меру, а не пытаться «Повесть о настоящем человеке» превращать в слащавую байку про ёжика, приносящего на иголках просфорки сбитому летчику. Мораль и морализаторство как правда и ложь, как свет и тьма, как добро и зло. Где бы они не встречались педагог обязан их различать иначе грош ему цена как педагогу.
Сергей Голодко
Не могу полностью согласиться с мнением автора, так как историю в школе просто невозможно преподавать отстранённо и безоценочно и цинично. Ребёнку необходимо расставлять акценты и приоритеты. История в изобили предоставляет нам примеры величия и неописуемого ужаса остается просто сопоставить одно с другим. И совсем другое дело мелочное морализаторство насильно втискиваемое в контекст рассматриваемого события. Суть Олимпийских игр в Древней Греции состояла в пусть и временном но примирении враждующих полисов, как теперь сказали бы: в создании площадки для достижения консенсуса. «Моральность» спартанцев по сравнению с остальными эллинами скорее искажает историческую правду; народ был куда как суров и жесток, этакие фашисты и милитаристы чистой воды в сравнении с демократичными Афинами, что впоследствии их и погубило. Пример же мифа о Ромуле и Реме можно рассматривать как отправную точку, начало координат развития гуманизма для сопоставления и соотнесения оценочных суждений о тех или иных событиях. Можно подвести итог: я не только не против а обеими руками за воспитательно-дидактическую компоненту в преподавании истории, впрочем, как и во всех остальных гуманитарных предметах в школе, но я совсем не имею в виду приведённые автором пассажи навязчивого морализаторства, которые неизбежно дадут отрицательный педагогический эффект.
Лилия Воропаева
За уши притянуто. Никогда морализаторство не ставилось целью в преподавании истории. Но иногда это естественно вытекает.
Показать все комментарии