«Пора убрать из учебников пиетет и пафос». Еще раз о том, почему современные дети не читают
Блоги03.10.2023

«Пора убрать из учебников пиетет и пафос». Еще раз о том, почему современные дети не читают

С нового учебного года школы России учатся по единым образовательным стандартам. Литература — не исключение. Теперь учителя не могут добавлять или исключать произведения по своему желанию: отступать от программы нельзя. По мнению нашего блогера Андрея Толкачева такой подход окончательно убьет желание читать классику.

Мы детей не спрашиваем: мы навязываем

Наших школьников никто не спрашивает, произведения какого автора они хотели бы почитать: Толстого или Толкина, Кафку или Достоевского, Шекспира или Горького. Все произведения сваливают в одну кучу и говорят «надо». Взрослые без всяких на то оснований тешат себя иллюзией, что ребенок всё-таки возьмется за классику, поняв всю плачевность своего положения. Но дети уже в открытую говорят (я в свое время на такое бы не решился): «Это бред и читать его не буду!»

Дети ходят и в школу-то ходят не потому, что это часть их плана. Следовательно, все, что там предлагается, вызывает в лучшем случае улыбку, отторжение и неприятие, в худшем — страх и депрессию. Одно из социологических исследований показало, что лишь 9% подростков до 15 лет не представляют жизни без книг. Еще бы: учителя сегодня сами говорят, что 4 тома Толстого никто читать не будет, «Молодая гвардия» Фадеева не обязательна, а «Горе от ума» можно тоже не читать — лучше спектакль посмотреть.

Но мы должны наконец посмотреть правде в глаза, чтобы не было как у Чехова в «Чтении»: «Мердяев выздоровел, но не совсем. И до сих пор при виде книги он дрожит и отворачивается.»

3 примера из моего опыта

  • Летом был в Грузии, 3 раза поднимался на Мцхету — 3 раза шел поклониться потрясающему таланту Александра Грибоедова. Там много было русскоязычных туристов — никто к памятнику не подходил.
  • Прихожу со студентами 1 курса на выставку — рассматриваем старинные книги. Спрашиваю потом: «Кто захотел их прочесть?» Ни одного желающего.
  • Пришел на встречу с замечательной Марией Кирилловной Залесской, главным редактором «Молодой гвардии». Там потрясающие книги в серии ЖЗЛ о Тамерлане, Будде, Джоне Ленноне, Булгакове. После встречи спросил: «Ребята: какую хотите прочесть?» Ни одной заявки.

А потом я увидел в руках у ребят книги — не те, о которых мы говорили не встрече. Промежуточный вывод: все, о чем говорят в школе или на официальных мероприятиях, вызывает отторжение. Чтение должно стать выбором молодого человека, глотком свободы.

Почему подростки не читают классику

Есть 5 избитых ответов и 1 новый. Но лично мне все 6 кажутся сомнительными.

1. Книги вообще не читают

И мы стыдливо умалчиваем, что комиксы, онлайн-ужастики, онлайн-фантастику, просто фэнтези дети читают — да еще как! Нам следовало бы согласиться с Джоном Грином: «Существуют произведения, о которых не хочется говорить вслух: это книги настолько особые, редкие и твои, что объявить о своих предпочтениях кажется предательством».

2. Устарели реалии, которые авторы описывают

Нам кажется, что для современного ребенка дуэли кажутся дикостью, балы — телодвижениями сонных мух, поездки на тарантасе по деревням — скучным сомнительным аттракционом, переживания героев Д. надуманными, а юмор Г. устаревшим по сравнению с интернет-мемами и рилсами.

3. Неактуальные проблемы и затянутые сюжеты

Да, действие развивается медленно, чтобы удержать внимание современного ребенка. Мы намекаем: «Смысл этих произведений иначе не понять, вот дочитай и скажи, что ты понял, дружок». А если рефрейминг (прием, позволяющий изменить точку зрения человека — прим.ред.)? И сюжет станет не затянутым, а увлекающим в глубины психологии, истории.

4. Тексты написаны на устаревшем языке

«А словарь, — скажет книгочей — Найти и забыть?» Не наш путь. Можно поговорить об этимологии, а там — масса открытий.

5. Скучные герои

Нет-нет, здесь мы тоже не сдаемся. И восхваляем чистоту души и благородство персонажей: «бедную» Лизу, Гринева, Дубровского, Пьера Безухова, Сонечки Мармеладовой и Евгения Базарова. Но юные читатели не ассоциируют себя с героями этих книг. Даже поучительные примеры из басен Крылова никого не задевают. Да, никто не хочет быть Наташей Ростовой и Андреем Болконским. А почему? Да потому что их навязали. Дайте детям самим выбрать себе героев. Гарри Поттер, — это лучше, чем никто.

6. Книга отвлекает от практического опыта жизни и выбора профессии

Недавно услышал и такое мнение. Взрослые начали так рассуждать, забывая, что чтение — это мышление, а без мышления какой успех в будущем?

Я же вижу одну причину: подростки не читают, потому что им их читать призываем. То, что навязано сверху, вызывает негатив. Более того, в школе классическая литература оказалась в роли лабораторной лягушки, которую в целях изучения препарируют на столе.

Чтение литературы как часть образа жизни

Так что же теперь делать? Не изучать? Изучать, но в определенной парадигме, цель которой проста — сделать чтение частью образа жизни.

Первый этап — изменить учебники по литературе. Убрать весь пиетет и пафос. Уроки должны быть интересными — с обсуждениями, тестами, мозговыми штурмами, деловыми играми и диспутами. Второй этап — самостоятельный выбор книги школьником. Каждый ребенок выберет то, что ему интересно, и прочтет. Без оценочных суждений и назидания. Интересует его проблема буллинга — он выберет роман Адрианы Мэзер «Как повесить ведьму», где главная героиня в школе сталкивается с травлей и неприятием, демонстрирует умение постоять за себя и оптимизм, который в итоге помогают ей обзавестись новыми друзьями. Девочка-подросток не может принять себя — она ищет роман Холли Борн «Эви хочет быть нормальной», героини здесь имеют букет комплексов и учат с ними справляться.

Проблема расставания? Героиня романа Меган Миранды «Фрагменты прошлого» рассталась с любимым и переосмысливает свою жизнь. Переживания из-за развода родителей? Открываем «Сохрани мой секрет» Дженис Эрлбаум — мама с папой разбежались, девочка тоскует по маме, но учится самостоятельности.

Этап третий — мы в своем школьном тесном кругу делимся мнениями и впечатлениями в формате мозговых штурмов. Четвертый — школьники по своей инициативе расширяют круг чтения и классика постепенно входит в поле зрения юных читателей. Пушкина начинают любить за его вдохновение творить. Толстого — за масштабность замыслов и безупречный стиль. Достоевского — как близкого человека, который поможет и найдет ответы на вечные и насущные вопросы. Чехова — за иронию, Кафку — за абсурд, Лондона и Хемингуя — за любовь к жизни, Маркеса — за магический реализм. Да, это реально. Если не заставлять.

На завершающем этапе школьники становятся адвокатами своих писателей: они пишут сочинения и дискутируют на темы прочитанного по своей инициативе.

«Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых». Эту фразу Фазиля Искандера я бы показывал каждому учителю в школе. Иначе после сегодняшних уроков литературы наши дети скажут так, как было сказано в сценарии замечательного фильма «Доживем до понедельника»: «Мы не заметили ту осень, которую любил Пушкин».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Rodica Vasiliev / Shutterstock / Fotodom

Комментарии(43)
Согласен с коррекцией.
Дети читают и пишут в соцсетях — новая форма для выражения своих эмоций порождают современное искусство, которое востребовано новым поколением, но не понято старым поколением (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/89426-eto-vy-bumery-porozhdayete-konflikt-pokoleny-da-vot-tak).
Книга
вызывает эмоции? А во время прочтения есть возможность поделиться своими эмоциями? Об этом на https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/63129-chto-meshayet-podrostkam-polyubit-klassiku-i-chto-my-mozhem-s-etim-sdelat
Юрий! Благодарю за ссылку и статью «Что мешает подросткам полюбить классику и что мы можем с этим сделать»? Мудро и лаконично. Так мы сдвинем камень Сизифа с дороги: дабы не катали его туда-сюда, мешая расти молодой траве. сегодня на 1 курсе со студентами провел эксперимент — 20 человек участвовали. Шишкин и Репин — дайте ассоциации — 0, ибо надоело. Иллюстрация из игры «Имаджинариум» с уродцами, зомби, призраками и т. п. — глаза ребят горят, фантазия рсцветает, фонтан ассоциаций и переход на серьезные темы после игры: ребята активны и спорят и занимаются.
Текст — манифест колхозной культуры отмены.
Повеселило про балы.
Мазурка, полька и вальс — энергичные танцы.
В каждом классе 4-5 девочек из 10 занимается бальными танцами или ходит в хореографический кружок, они автору про балы расссказать могут больше, чем автор этого бесполезного сочинения по телевизору увидел.
Отзыв в духе «Сел не в тот поезд». Понимаю. С кем не бывает?
Автор, вы у взрослых спросите, в школе почти никто сам не читал классику по своей воле. Однако взрослые потом перечитывают снова, и благодарно вспоминают учителей, которые их познакомил с этой литературой. Я тоже считаю, что автор подрывник нашей культуры, зачем противопоставлять русских классиков импортным в своём опусе? Цитата:"Наших школьников никто не спрашивает, произведения какого автора они хотели бы почитать: Толстого или Толкина, Кафку или Достоевского, Шекспира или Горького.»

Неужели вы считаете, что те кто не читает Горького, будет увлекаться Шекспиром? Кому всё равно на Толстого, никакой Кафка тем более не нужен, или там Альбер Камю.
. А Толкиен ваш тут вообще каким боком? С каких пор он классик? Для вас может быть, но не для массового читателя.
Толкин безусловный классик (по крайней мере англоязычного мира), это очевидно. Он автор всемирно популярных произведений, (один из) родоначальник (ов) жанра фэнтази, талантливый литератор, переводчик, ученый-филолог. Однако, как и у любого классика, не все любят и читают его книги.
Показать все комментарии
Больше статей