Это вы, бумеры, порождаете конфликт поколений. Да, вот так

Это вы, бумеры, порождаете конфликт поколений. Да, вот так

Между поколениями возникают противоречия, с этим знакомят ещё в школе в ходе уроков по «Отцам и детям» Тургенева. Но тургеневская эпоха ушла, а проблема осталась, и в XXI веке противоречия между бумерами и зумерами стали одной из тем общественных дискуссий. Так считает наш постоянный блогер Юрий Никольский.

Про бумеров и зумеров

Понятия зумеров и бумеров привязано к датам рождения. У разных авторов даты различаются, принято зумеров относить к родившимся в самом конце XX века, а бумеров к датам рождения с середины 40-х, в 50-х и в начале 60-х годов.

Потом отошли от строгой привязки к датам рождения, называя зумерами тех, для кого цифровые сервисы и технологии стали неотъемлемой частью их жизни. Для бумеров цифровые сервисы и технологии являются в лучшем случае лишь удобным подспорьем в работе и в быту.

Бумеры часто отождествляют молодежь с гаджетами, которые не оставляют им времени для чтения книг. Зумеры обвиняют старшее поколение в нежелании осваивать гаджеты, отдавая свободное время телевизору. И у них сложилось своё отношение друг к другу.

Про восприятие классической литературы

В прошлом году люди старше 60 лет в 5 раз больше тратили времени на просмотр телевизора, чем дети от 4 до 17 лет. Этот средний показатель по возрастным группам не позволяет узнать среднее время, проведенное за книгами, но порождает сомнение, что бумеры тратят на чтение больше времени, чем на просмотр телевизора. Не следует сомневаться, что бумеры читают, такова их привычка с детства. Нет сомнения, что и зумеры в своих гаджетах не игнорируют книги. Они читают, на что указывает рост продаж книг в электронном формате.

С книгами знакомятся с раннего детства, когда родители читают своим малышам русские сказки. Их называют народными, хотя они были переделаны писателями, и лишь в своих сюжетах базируются на устном народном творчестве. Сказки сочинялись в те далекие времена, когда детишки сами кормили курочек, ухаживали за коровами, выращивали растения. Городской ребенок не видит коров и курочек даже при посещении зоопарка. Устная сказка из народного творчества заменена на книгу с иллюстрациями, без которых сказка не будет понятна ребенку. Надо ли пояснять, что эмоции у современного городского ребенка и ребенка времен устного народного творчества различны при прослушивании одной и той же сказки? Для городского ребенка народная сказка ближе к жанру фэнтези, так как не ассоциируется с его реальным миром.

А как с классической литературой? Писатели сочиняли для людей своей эпохи. Сколько людей читали первые издания книг Тургенева? Грамотных было меньше 10%, а среди них не все были читателями тех книг, которые теперь вошли в школьный канон литературной классики. Нельзя ожидать, что сейчас каждый подросток будет осознавать те переживания, которыми были наполнены герои прошедших эпох, а тем более оценивать их мысли и поступки с тех же позиций, с которых оценивали в те годы читающие современники.

Про современное искусство

Виртуальное пространство может предлагать взаимодействие с выдуманным героем. Ребенок может спасать зайчика от волка, нажимая на кнопки клавиатуры или через контролер. Виртуальное пространство формирует для ребенка условия, когда он принимает самостоятельные решения, но при этом может сохраняться сюжет сказки. Новые возможности порождают новые виды искусства, вытесняя прежние его формы при том же назначении для воспитания детей. С этого началось формирование зумеров, когда переживания за героя произведения связано с собственными действиями.

Новое поколение формирует своё новое искусство, отражающее понятный им окружающий мир. Но всегда ли оно будет принято старшим поколением? Конечно, не всегда, иначе не зародилось бы представление, что новое обязано пробивать себе дорогу. Раз надо пробивать дорогу, то хочется убрать старое, которое этому мешает. Поэтому не стоит удивляться, что в начале XX века возникли лозунги «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!», «Долой ваш строй!».

В наш век, век интернета, нет необходимости пробивать себе дорогу, а достаточно начать творить в виртуальном пространстве, где бумеров нет, а зумерами оно активно осваивается.

Формируются иные литературные жанры, хотя литераторы-бумеры не считают их литературой

Бумеры не замечают, что зумеры в социальных сетях создают образы, выдумывают сюжеты, порождают эмоции даже у тех, кто лишь читает их посты. Там подчас рождаются более сильные эмоции, чем при прочтении книги, но это не оценить бумерам, так как они там не творят, являясь в лучшем случае сторонними наблюдателями.

Зумер потребляет виртуальное искусство, поэтому берет в руки гаджет, а бумер предпочитает телевизор, который позволяет переживать, но не участвовать в процессе. Так сложилось у бумеров представление, что зумер не читает, а у зумера сложилось мнение, что бумер постоянно смотрит телевизор.

Противоречия между бумерами и зумерами возникают по той же причине, по какой они появлялись в предыдущие эпохи. Бумеры стараются обучить зумеров понимать то искусство, которое им понятно и близко. Зумеры, создавая новое искусство, не пытаются объяснить его бумерам. Всё в соответствии со сложившимися традицией, закрепленной поговоркой, что яйца курицу не учат.

Про конкурсы и деньги

Конкурсы и премии существуют для того, чтобы потребители обратили внимание на новые тенденции. Но способны ли они сейчас выполнять свои функции, чтобы искусство зумеров стало понятно бумерам?

Ситуация в настоящее время сложилась так, что зумерам нет смысла участвовать в конкурсах, которые проводят бумеры. Конкурсы сформированы по тем старым правилам, когда в них должен выиграть бумер. Устное народное творчество по созданию сказок осталось вне внимания ценителей искусства, когда печатная книга стала доступна в любой семье. А какая судьба может ждать книгу, когда приходит новое искусство в образе виртуальных героев? Компьютерная игра, реализующая сюжет сказки, вытеснит книгу при воспитании малыша? Опасения, заложенные в этих вопросах, не позволяют бумерам сформировать конкурсы для продвижения творческого потенциала зумеров.

При организации конкурсов возникает ещё одна проблема. Зумеры считают ниже своего достоинства подавать на него заявку, как бы выпрашивая что-то у его организаторов. Они привыкли самостоятельно искать и находить тех, кто полезен для общества, предлагая им своё сотрудничество.

Из-за отсутствия желания выполнять требования бумеров для участия в конкурсах создается впечатление, что зумеры презирают деньги. Это не совсем верно. Зумерам важно, чтобы их узнавали и ценили в виртуальном мире, поэтому для них важна оценка их творчества, а не стоимость дворцов, яхт, земельных участков и иных материальных предметов, которые отсутствуют в виртуальном мире. Зумеры будут хвастаться лайками, подписчиками, ссылками. Это не всегда приносит деньги, но всё же они предпочитают жить в соответствии с принципами, на которые среди бумеров способны лишь гении: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Про образование

Процессы образования и воспитания формировались столетиями, чтобы передать опыт предыдущих поколений следующим. Бумеры воспитывают послушание в детском саду, дисциплину в школе, беспрекословное подчинение призывников в армии, а ещё и особое почитание бумеров из ушедших эпох. Такое воспитание является основой устойчивости сложившейся иерархии административных систем. В итоге вырастает новый бумер, готовый подчиняться и покоряться любому установленному порядку с особым статусом для тех, кто этот порядок обеспечивает.

Устоявшиеся формы образования консервируют систему, в которой не предусмотрено места для зумеров

Бумер, имеющий богатый педагогический опыт, уже сейчас сталкивается с конкуренцией педагогов-зумеров. Создателей новых форм обучения не смущает, что использование цифровых методик декларируется государством бумеров уже много лет без заметных результатов в образовании.

Усилия зумеров-педагогов не пропадут даром, так как потребность в самообразовании растет высокими темпами. Зумеры формируют онлайн-обучение, без которого не будет обходиться учебный процесс для их детей. Зумеры уже формируют те методики образования, которые будут предпочтительнее для родителей-зумеров.

Про отношения зумеров к бумерам

В виртуальном мире заметен лишь тот, кто возбуждает эмоции другого, кто кому-то интересен или нужен. В нем нет начальников и исполнителей приказов и указаний. В нем взаимодействуют на равных правах. В нем действуют те законы, которые сформировались на основе общепринятой морали тех, кто ищет себе партнеров, друзей, заказчиков и покупателей.

Зумеры могут принять правила бумеров в обычном мире, но в своем, виртуальном, новом мире они хотят от бумеров лишь одного — не лезьте, а тем более не засылайте провокаторов и троллей.

Зумер в любой момент готов сказать: «ОК, бумер». И не надо обижаться на эту фразу

Ведь она возникла в качестве ответа на слово «молокосос», который произносят бумеры, когда не понимают зумеров. Когда-то молодежь обижалась на это слово, но зумер перестал обижаться, так как не претендует на то, что он освоился лучше бумера в мире, где слабый подчиняется сильному, где доступ к благу определяется финансами, где законы формируют те, у кого для этого больше возможностей.

Возникла ситуация, когда нужно признать равенство поколений бумеров и зумеров. Сложилась новая реальность, которую надо понять и принять, чтобы различия между бумерами и зумерами не порождали конфликты, а соединили педагогический опыт бумеров с виртуальными возможностями зумеров.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / Anna Kutukova

Комментарии(4)
В дополнение «Образование
Геймификация: как игровой подход помогает в обучении и на работе»

https://trends.rbc.ru/trends/education/605c6f2f9a79473a61646994?from=column_15
спасибо, Юрий, прям по полочкам разложили
Деление, мягко говоря неточное. Вероятно, из-за стремления упростить и разложить по полочкам. Я, например, считаю гаджеты всего лишь подспорьем, хотя активно пользуюсь соцсетями и онлайн-обучением, читаю бумажные книги и много лет не имею в доме телевизора, совсем. Кто я?
Конечно, разделение условно. Это внутреннее состояние человека, а не внешние половые признаки, чтобы иметь четкую границу. Это же подобно границам между психотипом городского и деревенского жителя. Лишь при близком знакомстве мне удавалось отличить горожанина от бывшего деревенского жителя, переехавшего жить в городе. Я не берусь дать Вам оценку, но попробуйте примерить на себя следующее: соединен опыт бумера с виртуальными возможностями зумеров. Для людей с богатым жизненным опытом это обычно подходит.