«Сегодня люди делают кукольные шоу, даже не подозревая об этом»
«Сегодня люди делают кукольные шоу, даже не подозревая об этом»

«Сегодня люди делают кукольные шоу, даже не подозревая об этом»

Французский режиссёр — о том, почему кукольный театр никогда не исчезнет

Саша Шведченко

25.10.2019

Французский режиссёр Завен Паре превращает старое искусство кукольного театра в новое: в его спектаклях играют роботы с уникальными механизмами — и конструирует их он сам. Накануне открытия Московского международного фестиваля театров кукол «Гефест» мы поговорили с Завеном о том, что кукольный театр — это не просто старая игрушка, которую нужно натянуть на запястье.

В чём главная особенность кукольного театра?

Кукольный театр — это часть истории театра. Он всегда был рассчитан и на детей, и на взрослых. Более того, весь остальной театр и другие виды перформанса тесно связаны с ним. К нему обращаются все: художники, которые занимаются визуальным искусством, цирк, кино. В каждом из этих видов искусств используются объекты. Так что кукольный театр — это серьёзно, а не просто игра.

Вы можете перенести жизнь в объект, и это невероятно, потому что так вы доносите до других вещи, которые трудно выразить с помощью языка или тела. Кукольное представление — это всемирный и универсальный язык, хотя обычно культура театра очень национальная. Русский театр многого не знает о французском, французский ничего не смыслит в немецком, а тот сильно отличается от английского и американского. А кукольный театр — это такое международное сообщество.

Я говорю по-английски, вы меня понимаете. Но я не понимаю вас, когда вы говорите на русском. Но если мы общаемся посредством объектов, мы можем передать эмоции, я могу объяснить вам, что думаю и чувствую. Это даже легче, чем с помощью языка. Именно поэтому кукольный театр такой захватывающий. Благодаря ему мы можем общаться посредством разных языков и сквозь поколения. Выражать чувства и эмоции через анимированные объекты, например через куклы.

Завен Паре

Когда вы говорите о магии театра, я не понимаю, о чём идёт речь. И детей, и взрослых привлекает в моих проектах как раз то, что я не стараюсь мистифицировать науку или искусство. Почти всем людям гораздо интереснее, как работают вещи, чем какие-то фокусы или магия. Это как изобретение. Ты показываешь его публике, которой интересно, как вы воплощаете собственные идеи.

А ваши спектакли для детей или для взрослых?

Мои спектакли подходят для любого типа публики, большинство из них довольно экспериментальные и гротескные. Я работаю с монстрами, с кукольными животными и другими вещами, но я не вижу в этом каких-то ограничений для аудитории.

На фестивале «Гефест» я проведу конференцию о моей работе как исследователя кукольных театров. Я расскажу об истории кукольного театра, о том, как изучал его в Японии, как построил там платформу робототехники. Я привезу свою первую куклу, покажу, как я собираю их, как я работаю в лаборатории. Это будет такая археология современного кукольного театра.

В какой стране наиболее востребован кукольный театр?

В России их много, например театр Образцова очень впечатляет. Да и во всей Центральной Европе сильная традиция кукольного театра. Чтобы вы понимали, два места, где меня встречали лучше всего, — это Россия и Япония.

Ещё мне нравится, как делают кукольные спектакли в Северной Америке, там они тесно связаны с современным искусством. Они используют анимацию, кино, поэтому кукольный театр становится частью медиа, перформанса. Я сам француз, но у нас скорее локальная культура кукольных театров. А у итальянцев, например, долгая традиция кукольного театра «на ниточках», то есть с марионетками. Но любой кукольный театр нуждается в путешествиях.

Всё-таки кукольным театром интересуется гораздо меньше людей, чем обычным. Как вы к этому относитесь?

Мы должны стимулировать любопытство. Делая такие фестивали, мы не можем привезти все спектакли со всего мира, как бы мы ни хотели. Но мы делаем его, чтобы пробудить интерес к кукольному театру. Я точно знаю, что любопытство детей — это самое важное. Только так мы можем сформировать публику и аудиторию. Мы должны объяснить им, что мир воображения — это прежде всего их желание что-то узнать и понять.

Спектакль Завена Паре «Шесть роботов в поисках автора»

Кукла, даже если это механическая кукла или робот, слабая и хрупкая. Это привносит поэзию в спектакль. У русских людей очень сильная связь с литературой, как и у французов. Для наших стран художественные произведения — всё ещё важная часть нас самих. Но мы часто упускаем поэзию из вида, и театр кукол нам её возвращает.

Что нужно, чтобы кукольный театр стал более популярным?

Кукольный театр в любом случае останется в культуре, потому что нам всем это нужно. Когда я смотрю TED в обычном формате, я думаю, что это просто шоу. Но когда на него приносят какие-то предметы или объекты и что-то делают с ними на сцене, это гораздо зрелищнее и интереснее. Мы уже сыты по горло презентациями в Power Point, так что всё больше и больше людей будут использовать предметы, чтобы взаимодействовать с аудиторией. Люди уже начинают делать кукольные шоу, даже не подозревая об этом.

У театра объектов вообще очень большое будущее, потому что нам постоянно нужно искать другие формы репрезентации действительности. Кстати, известный факт: представлять жизнь через анимированные объекты очень важно, чтобы общаться. Просто подумайте: перед вами неживой актёр, которому вы даёте жизнь и при этом легко можете поделиться этим со зрителем. Объекты помогают людям быть самими собой, быть более уверенными.

Я думаю, у нас всегда были такие отношения с объектами, а кукольный театр — просто метафора этого.

Увидеть спектакль Завена Паре и послушать его лекцию можно с 25 по 31 октября на Московском международном фестивале театров кукол «Гефест». В этом году он посвящён новейшим технологиям в мире театра кукол, в том числе и робототехнике. Помимо спектаклей, в программе фестиваля лекции и мастер-классы мэтров кукольного искусства — Стивена Моттрама и Ясуко Сенда.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет
Больше статей