«Те, кто любит кота Леопольда, на стороне света или тьмы?»
01.11.2019
С 1 ноября в Музее Москвы стартует «Фабрика мультфильмов» — в течение 10 дней вместе с детьми вы сможете попробовать себя в роли аниматоров и создать собственные мультики. А пока вдохновиться можно творчеством мультипликатора, режиссёра, двукратного номинанта на «Оскар» Константина Бронзита. Тем более что и напутствие от него у нас уже есть.
Многие родители пытаются оградить детей от современных низкопробных мультфильмов. Как вы считаете, это правильно?
Я не понимаю, что такое «современные низкопробные мультфильмы». Нужен конкретный пример, и, возможно, он окажется вовсе не «низкопробным», а наоборот. Просто надо уметь в этом разбираться. К примеру, пусть каждый человек, читающий эти строки, ответит на простой вопрос: если зритель любит мультфильм про кота Леопольда, он на стороне света или тьмы? Я даже подскажу: я привёл в пример очень несовременный низкопробный мультфильм.
Что вы вообще думаете о наскоро сделанных мультфильмах? В каком случае они могут быть актуальными?
Опять не понимаю — почему к мультипликации предъявляется требование быть актуальной? Актуальной должна быть газетная статья, а искусство должно стремиться в вечность. Актуальность означает сиюминутность, и если автор не ставит себе целью, чтобы его фильм был интересен зрителю хотя бы ближайшие лет пять, зачем он тогда вообще связался с таким длительным творческим процессом, как мультипликация?
Поверьте, я видел много «наскоро» сделанных и при этом замечательных мультфильмов! И ровно наоборот: если фильм тщательно выделывался десять лет, это ещё совсем не значит, что он получился хорошим.
А как вы сами совмещаете работу над массовыми фильмами («Алёша Попович и Тугарин Змей») и элитарными («Мы не можем жить без космоса»)?
Не вижу в этом никакой проблемы. Мне кажется, любой профессиональный режиссёр в состоянии переключить себя в разные режимы работы. В этом тоже часть профессионализма. И я бы убрал слово «элитарность». Зачем мы сами отпугиваем зрителя? Давайте уже от этого отучаться, потому что такой маркировкой мы только напоминаем ему, что, если он чего-то недопонял, значит, он не «элита», значит, он глуп. Не говоря уже о том, что слово «элита» в нашем обществе сегодня перестало ассоциироваться в основном с интеллектуальными способностями человека.
Сегодня все в курсе, что прямо с Каннского, Венецианского или Берлинского фестиваля фильмы отправляются в кинопрокат покорять сердца зрителей во всём мире. Это происходит как с игровым кино, так и с анимационным. Упомянутый вами «Алёша Попович и Тугарин Змей», как и многие другие полнометражные фильмы, был в прокате и при этом наполучал целый ряд фестивальных наград. Причём, представьте себе, даже в Бразилии!
Должна ли анимация выполнять образовательную функцию?
Для воспитания, обучения чему-то существует семья, детские сады, школы и университеты. Кино, в том числе и мультипликация, — это прежде всего развлечение. Как минимум обучение точно не должно быть главной функцией анимационного кино. Знаете, как говорил Уолт Дисней: «Я предпочитаю развлекать публику, надеясь, что она может чему-то научиться, чем обучать, надеясь, что она может развлечься».
А на чём воспитывались вы?
Я учился в художественной школе, поэтому первым на вкус попробовал изобразительное искусство. А потом увидел и влюбился в Микки-Мауса. Как видите, всё было заурядно.
С каких мультфильмов лучше открывать для ребёнка анимацию?
Это зависит от родителей, от ребёнка, от его возраста. Здесь нет ответа, подходящего для всех. Не вижу ничего плохого, если мультипликацию начнут показывать далеко не в самом раннем возрасте. Это как раз будет означать, что ребёнок не брошен родителями в режиме самозанятости.
В массовом сознании анимация — это искусство для детей. А как считаете вы?
Тот случай, когда массовое сознание означает массовое невежество. Есть мировое искусство, и в нём есть сегмент «для детей». Точно так же обстоит дело с мировым кинематографом, в котором есть кино, снятое специально для детей. И мы живём не на необитаемом острове и должны были давно заметить, что мультипликация сегодня стала продуктом такого широкого потребления, что в ней самой уже отдельным сегментом существует контент, снятый специально для детей. То есть большая часть мировой мультипликации, скажем так, предназначена в том числе и для детей.
Вы преподаёте анимацию и компьютерную графику. С каким запросом приходят студенты? Что они хотят снять?
Запрос студента — вопрос почти интимный. Студент может честно его и не озвучить, а может даже и сам не до конца понимать свои запросы. В этой ситуации учить нужно прежде всего ремеслу. Главное качество — одно, по словам нашего классика Фёдора Хитрука: «У мультипликатора должна быть чугунная задница». То есть чрезвычайные терпение и усидчивость, без которых в нашей профессии делать нечего.
Все очень ждут ваш новый фильм «Он не может жить без космоса». Это будет трилогия? Есть ли надежда на хороший конец истории?
Нас ждёт Всемирный потоп. Потом Страшный суд (я где-то читал об этом). Это хороший конец истории? Для кого как. Уверен, тут будут очень разные мнения. А больше я ни в чём не уверен.
Что вообще хорошего сейчас происходит в российской анимации? Чьи работы стоит посмотреть?
Хорошо уже то, что режиссёры снимают фильмы и есть люди, которые организовывают фестивали, поэтому у зрителя есть возможность эти фильмы посмотреть. Добро пожаловать на Большой фестиваль мультфильмов! На этом фестивале каждый найдёт что-то, что придётся ему по душе. Но нужно помнить, что для этого душа должна немного потрудиться.
Большой фестиваль мультфильмов идёт в Москве с 25 октября по 4 ноября: на 50 площадках показывают 400 новых и уже прославленных мультфильмов со всего мира, а также проходят мастер-классы и лекции, показы с живой музыкой и концерты, мульт-вечеринки и беседы с мастерами анимации.