«Тебе это зачем? Для галочки?». Музыкальный руководитель — о работе в детском саду
«Тебе это зачем? Для галочки?». Музыкальный руководитель — о работе в детском саду
«Тебе это зачем? Для галочки?». Музыкальный руководитель — о работе в детском саду

«Тебе это зачем? Для галочки?». Музыкальный руководитель — о работе в детском саду

Людмила Чиркова

24.03.2022

Песенка про лесного оленя, полька, хоровод на новый год — кажется, жизнь музыкальных работников в детских садах не очень разнообразна. Но это только на первый взгляд. Музыкальный руководитель с двадцатилетним стажем, победитель конкурса Выготского, член Совета «Университета детства» Инна Ничик готова рассказывать о своей работе часами. Мы этим воспользовались — и записали ее монолог.

Не мечтала стать воспитателем

По профессии я не воспитатель, а дирижер-хоровик: в 1998 году окончила Новокузнецкое музыкальное училище. Педагогика при этом никогда не была моей мечтой — не помню, чтобы я в детстве или в юности мечтала о профессии учителя или воспитателя. Как я попала в детский сад? Меня привел мой собственный ребенок. Нужно было его туда устраивать, но свободных мест не было — пришлось наняться в садик на работу, так как это давало возможность льготного зачисления. Тогда двери были открыты и специального образования для этого не требовалось. Вот я и пошла работать воспитателем. И задержалась в этой профессии больше чем на 20 лет.

Воспитателем в саду я отработала всего год, а дальше мы переехали в сельскую местность, где у меня был выбор — устроиться работать либо библиотекарем, либо работником Дома культуры, либо музыкальным руководителем в местном садике. Образование у меня все-таки музыкальное, поэтому я выбрала работу в саду. Так в 2000 году я стала музыкальным руководителем в садике «Снежинка» в поселке Тогул Алтайского края. В 2005 году вернулась в Новокузнецк, где проработала до 2021 года, а сейчас снова стала воспитателем и параллельно работаю педагогом дополнительного образования, но уже в детском-саду-школе Rybakov Playschool в Москве.

Притопы, галопы, польки

Я наивно полагала: раз имею музыкальное образование, мне будет относительно просто. Но оказалось, что нет! Музыкальный руководитель — это такая сложная и многогранная профессия, что компетенций поначалу мне попросту не хватало. Одно дело научить детей петь — это я могла. А вот с движениями под музыку было совсем трудно. Многое мне было попросту непонятно: все эти шаги, что это за притопы, галопы, польки. Это пугало. Пришлось читать много методической литературы, разбираться.

Тяжело было потому, что тогда не было такого доступа к информации, да и пообщаться с коллегами, чтобы набраться опыта, возможности не было. Помню, как я, 20-летняя девочка, приезжала из села в город и вместо того, чтобы бежать общаться с подружками или на рынок и по магазинам, шла в библиотеку или в книжный, выискивала интересные материалы по работе.

Уже тогда я для себя вывела самый главный постулат: дать детям свободу и время и наслаждаться тем, что будет происходить дальше.

Видеть и слышать — огромный труд

Самое интересное и одновременно самое сложное в работе с детьми для меня — быть равным участником детско-взрослой жизни в группе. Когда ты не над детьми, а на равных. Не насаждать, а слышать. Не говорить с позиции всезнающего взрослого, а предложить сделать так, чтобы детям было интересно и они пошли бы за тобой. Чтобы и большие, и маленькие чувствовали себя как дома, могли сказать, чего они хотят именно сейчас, и могли сделать это. Я каждый день учусь наблюдать, учусь видеть и слышать — это огромный труд.

Я открываю этот мир вместе с моими ребятами. Вместе с ними узнаю, что можно рисовать мелом на снегу, что лягушки живут на дереве, что в море плавают огромные черепахи, меняющие цвет, и что кубик можно превратить в рацию или телефон, ледышки могут стать рыбами, а из картона и изоленты можно сделать шоколад. Пусть на наш взрослый взгляд это все примитивно и просто, но очень важно, чтобы мы, взрослые, не проходили мимо, а увидели и поддержали этот детский интерес.

Проблема соучастия

За последние 10–15 лет, что я работаю с детьми, они действительно изменились. Они много путешествуют с родителями, знают какое-то невероятное количество интересных фактов, с легкостью ориентируются в цифровом мире. Современные дети более свободные и раскрепощенные.

Но есть и некоторые минусы. Пропали игры во дворах, стало много запретов со стороны взрослых. Ребята стали меньше общаться со сверстниками, дворовая культура сошла на нет. Нам, педагогам, важно учитывать все это, идти в ногу со временем.

Сегодняшние родители — это в основном люди образованные, читающие различную педагогическую литературу, они подписаны на психологов, педагогов.

Если раньше мы, педагоги, просвещали родителей, то теперь эта надобность отпала

Сейчас, на мой взгляд, на первый план выступает проблема соучастия. Как сделать родителей заинтересованными в жизни детей? В жизни группы и сада? Партнерские взаимоотношения — это первое, к чему мы должны стремиться в работе с семьей.

И мы честно стараемся. Рассказываем в родительском чате обо всем, что делаем в группе, о наших достижениях и открытиях. Или вот, например, мы о чем-то мечтаем с ребятами, и я прошу родителей тоже рассказать, о чем они мечтали в детстве. В общем, всегда стараюсь подключать родителей к сопереживанию каких-то событий, которые проживают их дети в детском саду. К совместным праздникам, которые готовим не только мы с детьми, а все вместе. Вообще, когда сад открыт по отношению к семье, это здорово.

Искусство вокруг нас

Работа с детьми, особенно с самыми маленькими, которые только что переступили порог детского сада, всегда приносит много радости. Ещё неделю назад ничего не умели, всего боялись, а сегодня уже поняли, перестали отвлекаться, включились в игру, заинтересовались! Именно такие результаты вдохновляют на создание нового и интересного.

Так появилась моя программа для самых маленьких воспитанников — «Музыкальная игралочка». Она позволяет развивать у детей от 1,5 до 3 лет музыкальные способности и​ навыки​ взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а также поддерживает их эмоциональное​ благополучие.​ Моя любовь к искусству вылилась еще в одну программу, но уже для старших дошкольников ​ — «Времена года в музыке, поэзии и живописи». Содержание программы ориентировано на развитие у детей художественного вкуса, воспитание в них чувства прекрасного.

Во время работы по этой программе нам с ребятами очень хотелось поделиться своими открытиями с родителями. Так был​ организован семейный клуб «Искусство вокруг нас». Мы собирались вместе на музыкальные гостиные, читали стихи, рисовали, ходили в театр, на выставки. Я до сих пор вспоминаю эти теплые дружеские вечера!

Профессия педагога — это постоянная потребность совершенствовать свою практику. Сейчас нет дефицита в информации: книги, вебинары, семинары, конференции. Педагогу важно определиться: тебе это зачем? Для галочки? Или для того, чтобы скорректировать свою практику, освоить новые технологии и расширить свои компетенции? Я для себя выбрала второй вариант.

Фото: личный архив Инны Ничик

Комментариев пока нет