Вопрос о том, давать или не давать ребенку гаджет, для большинства современных родителей не стоит — рано или поздно это делают почти все. А вот в каком возрасте начинать, как правильно дозировать экранное время и избежать зависимости, рассказывают нейропсихолог Екатерина Галяева и руководитель детского направления SberDevices Анастасия Никитина.
В каком возрасте давать ребенку гаджет
У каждого родителя рано или поздно появляется соблазн дать плачущему или скучающему ребенку планшет с мультиком или простенькой игрой, которая займет его на полчаса. Но делать это в слишком раннем возрасте не стоит, оптимально подождать до 4-5 лет, пока у ребенка не сформируется крупная и мелкая моторика хотя бы на базовом уровне. Замещая активное присутствие взрослого гаджетом, родитель лишает ребенка общения, которое является его базовой потребностью, и не только в раннем возрасте. Неудовлетворенная потребность впоследствии может вылиться в отсутствие уверенности в себе, проблемы с общением и доверием.
К тому же есть гипотеза, что постоянный просмотр мультиков на планшете или телефоне, который находится на близком расстоянии, может сказаться на развитии периферического зрения. Ребенок привыкает воспринимать информацию, лишь глядя перед собой, на предметы, которые сами двигаются на экране. И далее может испытывать сложности при чтении, например, книг. Или статичного текста с доски. Прошло еще не достаточно времени, чтоб узнать это наверняка, гаджеты с нами не так давно. Но лучше родителям быть аккуратнее.
Екатерина Галяева — детский нейропсихолог, автор образовательного проекта «Школьный лекторий»:
Я призываю родителей относиться к гаджетам более ответственно: одно дело, когда маленький ребенок общается по видеосвязи с дальними родственниками, или, например, мама, читая книжку про тигра, находит в интернете фотографии или видео животного в природе и показывает ребёнку в качестве иллюстрации к прочитанному. И совсем другое, когда гаджет становится заменой общения, близости живых отношений. Ребенок даже не понимает, что именно ему показывают, он просто наблюдает за пестрой картинкой. Не понимает контекста, смысла, просто бездумно проводит время.
Развивающие онлайн-игры и приложения, конечно, существуют, но ребенку до трех лет и они ни к чему, поскольку в данном возрасте задача развития состоит совсем в другом. Маленький ребёнок должен бегать, прыгать, лазать и много играть с реальными предметами, насыщать сенсорные системы, осваивать разнообразные виды движения. Поэтому я бы советовала родителям ждать четырех- или пятилетнего возраста и только тогда давать детям в руки какие-то устройства. Очень важно при этом смотреть мультфильм вместе с ребёнком, обязательно обсуждать с ним увиденное. Это золотое правило касается и чтения, и просмотра кинофильмов, и прослушивания аудиокниг.
Как дозировать онлайн-активность
От гаджетов никуда не деться, у родителей не получится оградить ребенка от их использования, как ни старайся. Поэтому стоит принять новую действительность — и просто научиться совмещать онлайн- и офлайн-развлечения. Если ребенок смотрит мультики и доволен, это не значит, что он не захочет на прогулку или на детскую площадку. Многие приложения дополненной реальности позволяют играть прямо на улице: искать зверьков в траве или перекидывая виртуальный мяч, например. Это не только весело, но и полезно: ребенок будет развивать все сенсорные системы вместе, не только зрение и слух.
Также можно совмещать чтение книг и использование гаджетов. Например, предлагать ребенку искать в интернете слова, значения которых он не знает или изображения существ либо предметов, которых они никогда не видел. Если в книге есть слон, то можно загуглить фото живого слона — показать его ребенку, найти интересные факты о слонах, а заодно объяснить, как пользоваться поиском. Постепенно он поймет, что планшет или телефон в его руке умеет не только воспроизводить мультики, но и, например, искать интересную и полезную информацию.
Анастасия Никитина, руководитель детского направления SberDevices:
Весь мир сейчас говорит о том, что мы очень долго погружали детей в цифровое пространство и переборщили — теперь детям вообще неинтересно, что происходит в офлайне. Мир задумался о том, как их вернуть обратно. Одна из целей наших разработок — поддержать этот тренд. Не исключать онлайн-активность полностью, не накладывать на нее запрет, а попробовать встроить ее в реальный мир. Игры или сказки, например, должны взаимодействовать с миром вокруг, вытаскивать ребенка в мир сенсорики и физических предметов: побуждать к рисованию, складыванию карточек или лепке из пластилина. Словом, к любой физической активности. В этом нам помогают разработки дополненной реальности, в том числе набор Kidsar для SberPortal. Дети, например, теперь могут собрать из карточек с узорами лошадь и посмотреть, как она оживает на экране.
Мы создаем удобные и безопасные возможности для познания нового — ребенок может задавать вопросы об устройстве мира виртуальному ассистенту, и ему выдадут подготовленный экспертами ответ. Вопросы могут быть любые — например, «Почему люди зевают?» или «Как рычит лев?».
Как устанавливать правила, чтобы ребенок их соблюдал
Оторваться от экрана смартфона сложно даже взрослым — современный человек от 16 лет тратит на социальные сети и мессенджеры пять-шесть часов ежедневно. У детей этот показатель ниже — от одного до трех часов. Но прибавьте к этому время, которое ребенок тратит на видеоигры, и получите цифру гораздо больше. Чтобы экраны шли ребенку на пользу, а не во вред, необходимо установить правила их использования с самого начала знакомства с гаджетами. Например, договориться: за столом или в кровати мы телефоны не используем (это обязательно подкреплять вашим собственным примером), игры — только после сделанных уроков или спорта и так далее. Ребенок должен понимать: гаджеты могут использоваться только какое-то определенное время, это не развлечение, которое может занять весь день. Такие правила, установленные с самого начала, дают ребенку больше определенности, развивают функции самоконтроля, регуляции своего времени.
Екатерина Галяева — детский нейропсихолог, автор образовательного проекта «Школьный лекторий»:
Я называю это «Границы как опоры». Рамки и правила по использованию гаджетов необходимо сформировать с самого начала. Должно быть четко оговорено и неукоснительно соблюдаться количество времени в соответствии с медицинскими нормами по возрасту, когда ребёнок пользуется электронным устройством. Это касается и других правил: не стоит ждать от ребенка осознанности при использовании гаджетов, если он живет в полной вседозволенности: ест, что захочет, ложится спать, когда захочет. Следствием этого могут стать не только трудности в учебе, но и сложности с самоконтролем и зависимостями в более старшем возрасте.
Оставлять ли ребенка наедине с устройством
Простое и банальное правило «родители должны быть рядом с ребенком» как будто само собой разумеется. Тем не менее часто ребенок сидит с планшетом именно один, пока взрослые ходят по магазину или занимаются своими делами. Полностью исключить такие ситуации невозможно, но можно постараться находиться рядом с ребенком хотя бы во время просмотра фильмов или некоторых мультиков. Важно выяснить, понимает ли ребенок, что вообще происходит на экране. Возможно, ему требуются какие-то пояснения, нужно расставить некие акценты. В возрасте от 3 до 7 лет ребенок идентифицирует себя с героями. И тут как раз очень важно быть рядом, все время проговаривать: «Что тебе понравилось? Какой герой симпатичный, а какой не очень?» Так ребенок научится выделять положительные и отрицательные черты, анализировать то, что видит, делать выводы.
Анастасия Никитина, руководитель детского направления SberDevices:
Дети гораздо более эмпатичны, чем взрослые. Например, первый вопрос, который задают нашим виртуальным ассистентам взрослые, это «Что ты умеешь?», а дети — «Кто ты?». Это и есть потребность в разговоре, важно ее удовлетворить. Впрочем, взаимодействовать с ассистентом можно не только голосом, мы используем мультимодальный (использующий несколько способов взаимодействия) интерфейс. Взаимодействие с устройством происходит через разные каналы: через визуальный, через пульт, через голосовой канал или даже жесты.
С какого контента начать?
Один из самых эффективных способов сделать использование гаджетов полезными для детей — это модель Edutainment (учебы через игру). Именно эта концепция лежит в основе Kidsar — набора для детских приложений с дополненной реальностью для смарт-дисплея SberPortal, в комплект которого входят 362 красочные карточки, игровое поле и зеркальце для камеры. С помощью зеркальца устройство может «видеть», что происходит на игровом поле, благодаря этому карточки оживают на экране SberPortal, могут выстроиться в слово или в анимированную фигуру. Процесс обучения превратится в увлекательную игру, дети развивают логику, мышление и получают первые знания иностранных языков. При этом такой формат игры и обучения снижает нагрузку на глаза, поскольку ребёнок постоянно переводит взгляд с карточек на экран и не вредит осанке. До 5 сентября Kidsar можно получить в подарок при покупке SberPortal. Еще одним приятным бонусом станет полгода подписки на СберЗвук за 1 рубль.