Литература как «разрыв мозга». Бестолковая учёба по субботам. Классное руководство в школе «лучших» и «лишних людей». Блогеры «Мела» начинают 2017-й с острых вопросов. Хотите поделиться своим опытом — пишите в комментарии, а лучше заводите блог и спасайте российское образование, как это делают наши авторы.
Почему литература в школе — это «разрыв мозга»
Арт-менеджер, тьютор и журналист Юлия Балабанова задумалась о конфликте в школьной программе: с детей спрашивают то, чему их, по сути, не учат. Школа развивает левое полушарие — рациональное восприятие. Но при этом учителя хотят, чтобы дети испытывали к произведениям ни много — ни мало любовь. Юлия, мама сыновей, рассказывает, как всё-таки воспитать читателя-гедониста.
«Художественный текст, прежде всего, это произведение искусства: это ритм, это интонация, краски и линии. Как для того чтобы наслаждаться музыкой, нам не обязательно знать сольфеджио, так и для наслаждения текстами Пушкина, Окуджавы, Коваля, Туве Янссон не нужно знать ни исторический контекст, ни биографию писателя, ни даже слово «метафора». Наблюдая за искусными танцорами, мы чувствуем непроизвольные сокращения мышц — так и при чтении искусно написанных книг наши внутренние речевые и «эмоциональные» мышцы приходят в движение. И мы получаем удовольствие.
Хорошая литература взаимодействует с нами на чувственном уровне, через живую пластику языка. Она — через память, воображение и эмпатию — обращается к нашему уникальному житейскому опыту, даже если тот исчисляется «всего лишь» пятью-семью годами детсада и начальной школы. И пересоздает этот опыт вновь… Хорошая литература создаётся правополушарными людьми. А преподаётся, как это ни смешно и печально, левополушарными».
Почему учиться по субботам бессмысленно
София Лазарева учится в 11 классе. Семь лет из этих одиннадцати она приходит на уроки по субботам. За это время скопилось переутомление, вырос психологический барьер, да и вообще обидно быть юным и жизнерадостным, но иметь только один выходой. В который всё равно приходится делать д/з. София предлагает два выхода из этой ситуации.
«Переутомление. Старшеклассники — тоже люди (хотя чем ближе к ЕГЭ, тем больше сомнений возникает по этому поводу). В одиннадцатом классе поступление в вуз — главная цель. Но иногда внутренний абитуриент затихает, и хочется простых радостей: провести больше времени с семьёй, сходить на выставку или в кино, встретиться с друзьями, выспаться. Шестидневная учебная неделя с половинкой выходного сокращает этот список до последнего пункта. И это зачастую не удаётся, потому что нужно готовиться к ЕГЭ и делать домашнее задание. Два выходных позволят если не уменьшить нагрузку, то, по крайней мере, рационально её распределить.
Как это прекратить? Радикально: сократить количество уроков до 34 в неделю и переходить на пятидневку. В идеале — позволить в старших классах самостоятельно расставить приоритеты. Например, уменьшить число обязательных предметов до минимума и дать возможность выбора профильных предметовиз списка. И обязательно — два выходных в неделю».
«Почему между классным руководством и расстрелом я выберу расстрел»
О проблемах современной школы пишут и сами учителя. Молодой педагог Александр Орлов работает в самой обычной школе, не лицее и не гимназии. Но любопытно получается: в одном классе ни разу с момента его создания два года назад успеваемость не падала ниже 80%. И выясняется, что это — «класс лучших», который набирает бывший директор школы. И есть «класс худших», которым руководит человек с затравленным взглядом.
«Вот весёлая и жизнерадостная Наташа, которая всегда встречает меня своей обворожительно лучезарной, «веснушчатой» улыбкой. Вот умная и рассудительная Оля, отличница с самого первого класса, будущая золотая медалистка и надежда школы. Вот Артём, победитель всех возможных и невозможных олимпиад и НОУ по математике, русскому языку и биологии. Вот Махмед, парень с характером, но меня уважает беспрекословно, с хорошим чувством юмора и ярко выраженными лидерскими качествами. К слову, его спортивными кубками и медалями можно было бы украсить сверху до низу пару классных комнат. Вот художница Маша. Ей трудно: она недавно перевелась в эту школу. Поэтому я её часто (инстинктивно) поддерживаю, как и многие учителя, но её гениальность и разностороннее развитие ни у кого не вызывает сомнений. Одни только призы, грамоты и дипломы с выставок чего стоят.
Дисциплина на уроках всегда железная, все всегда готовы, дневник всегда заполнен, а д/з выполнено. С ними можно и пошутить, и немногорасслабиться, и посмеяться. В этот класс очень трудно попасть, и почти невозможно в нём удержаться».
Почему современному учителю не обойтись без самых разных ролей
Кажется иногда, что со всеми этими проблемами вообще невозможно разобраться. Но если выдохнуть и собраться с силами, можно исправить ситуацию, начав, конечно же, с себя. Например, если вы работаете учителем, от вас зависит больше, чем кажется. Директор школы и учитель Виктор Цатрян рассказывает о том, как важно быть аниматором, тренером, мудрецом, научным руководителем и даже жонглёром.
«Учитель-жонглёр. Хоп-хоп-хоп. В официальных документах это называется многозадачностью. Ещё это называется эрудированностью и предполагает, что учитель как рыба в воде в своём предмете (точнее, в своей области знаний и умений, потому что ограничивать таланты педагога рамками предмета нехорошо, некрасиво).
В разновозрастной ли группе, в традиционном классе — у детей всегда разный, что называется, уровень знаний. Новое и сложное для одного, очевидно и элементарно для другого. У учителя просто нет другого выхода, чем одновременно, как опытному гроссмейстеру, разыгрывать сразу с несколькими учениками разные (порой абсолютно разные) партии.
Кроме того, в жизни всегда возникают непредвиденные обстоятельства, а в ученике прекрасный вопрос «Почему?» — это двигатель эволюции. И учитель всегда должен быть готов перестроиться, забить на план урока, выпестованный им долгой ночью».
Читать дальше
ИСТОРИИ
Почему троечники успешнее отличников. 10 причин, почему необязательно учиться на все пятерки
УЧИТЕЛЯ
«Современная школа порождает дичайшую необразованность». Михаил Казиник — о том, почему учат Моцарту, а любят Стаса Михайлова
КАК ПИСАТЬ
5 слов, которые обманом вымогают у вас запятую. Лжевводные слова, на уловки которых не стоит поддаваться