«Я прочитала дочери всего „Гарри Поттера“. Вслух». Правила воспитания актрисы Полины Кутеповой
11.10.2019
Вы знали, что белый медведь Тучка из «Ми-ми-мишек» и юная волшебница Снежка из «Сказочного патруля» говорят голосом примы «Мастерской Петра Фоменко» Полины Кутеповой? А что у самой Полины есть двадцатидвухлетняя дочь Надя — выпускница НИУ ВШЭ? Шок? Сенсация? Да нет, просто отличный повод поговорить с актрисой о её правилах воспитания.
1. Я сознательно не хотела делать из дочери закулисного ребёнка. Вместо того чтобы таскать Надю с собой на репетиции и спектакли, мы оставляли её с няней или бабушкой, чтобы она могла интересно провести вечер, вовремя лечь спать. Дома и так все разговоры были только о театре, о кино, Надя варилась в этой среде, всё слышала (муж Полины — театральный режиссёр Евгений Каменькович. — Прим. ред.). И не хотелось, чтобы она просто по инерции стала нашим последователем. Наоборот, мы стремились организовать жизнь так, чтобы дочь была свободна в своём мировоззрении, взглядах. Чтобы её мир не замкнулся на одном лишь театре.
2. Дети не обязательно полюбят то, что любите вы. Хотя принять это бывает непросто. Как-то мы ехали с дочкой в машине, и я включила аудиокнигу «Маленький принц» — советскую версию в исполнении Марии Бабановой. Там был момент, на котором я каждый раз заливалась слезами. И вот я еду, рыдаю, потом оборачиваюсь назад, а у Нади — ноль эмоций. Это меня тогда, конечно, поразило, но и заставило задуматься.
3. Я прочитала Наде всего «Гарри Поттера». Вслух. Но чертыхалась про себя во время чтения ужасно. Я, мягко говоря, не поклонница этого сочинения. К тому же уровень перевода с каждой новой частью становился хуже. Мало того, и фильмы про Гарри Поттера я посмотрела все. Слава богу, Надя выросла.
4. Став однажды родителем, понимаешь, что теперь ты вынужден постоянно меняться сам. Если ты чего-то требуешь или хочешь, чтобы ребёнок поступал так, а не иначе, нужно и самому придерживаться этих принципов. Я с ужасом до сих пор ощущаю, насколько ребёнок впитывает всё тобою сказанное, сделанное. Последствия каких-то сказанных мною слов я порой вижу даже через много лет.
5. Детям нужно давать возможность совершать ошибки. Но у меня это не всегда получается. Бывают моменты, когда я начинаю анализировать, как повела себя в той или иной ситуации с дочкой, и часто остаюсь собой недовольна. Моя проблема, которую я сама для себя сформулировала, — контроль, навязывание своего взгляда, решений.
Пусть выбор Нади будет неверным, но это её выбор, её опыт, её ошибка. Конечно, попытки защитить, как-то обезопасить ребёнка — это нормально. Но и отпускать надо тоже учиться.
6. Человеку творческой профессии необходимо оставаться чуточку ребёнком. Если детская чистота восприятия, фантазийность сочетается с высочайшим профессионализмом, получается потрясающий результат. Я каждый раз вижу это в студии «Паровоз», куда прихожу озвучивать мультфильмы. И каждый раз благодарю судьбу за то, что она свела меня с такими прекрасными, в хорошем смысле сумасшедшими людьми.
7. Лучший совет, который я когда-либо слышала, звучит просто: утро вечера мудренее. Так всегда нам с сёстрами говорила мама, а я очень часто повторяю это Наде и сама так поступаю. Вот если есть у тебя проблема и кажется, что её нужно срочно решить, — остановись, успокойся, засни, а утром всё станет намного понятнее.
8. У меня не было воспитательной стратегии, философских взглядов на родительство. Конечно — первый и единственный ребёнок, возможно, что-то нужно было сделать по-другому, по науке. Но мы просто позволяли дочери заниматься всем, чем она хочет, — от иностранных языков до плавания, не ограничивали её ни в мультиках, ни в сладостях… Но это всё делалось интуитивно, каких-то методик, которых я осознанно придерживалась, не было. Может быть, к счастью.