Русский балет — это мировой бренд. Все знают «Лебединое озеро», «Щелкунчика», Майю Плисецкую и балеты Дягилева. Но что такое русский современный танец? Он существует? Как его танцевать? В эфире «Радиошколы» об этом рассказал танцовщик, хореограф, режиссер, учредитель и директор фестиваля русского современного танца «Проба №» и директор школы танца «Это» Александр Могилев.
Танец — это для всех
Не существует людей, которые не умеют танцевать, независимо от пола, возраста и иных факторов. Нужно просто позволить себе это! В школу мы берем детей с 5 лет, некоторые приходят и в 4. В группах для малышей мы занимаемся ритмикой, играми и вещами, которые как будто не имеют отношения к танцу. Но так мы развиваем ловкость и координацию, которые нужны для танца. Мы берем всех детей!
Какие-то вещи на уроках внешне выглядят так, будто это вообще не про танец. Дети могут перекладывать кубики — и взрослые, кстати, тоже. Они могут перебегать с места на место, прыгать и передавать друг другу мяч. Всё это, казалось бы, не имеет отношения к танцу. Но это про общую координацию, из которой и складывается красивый порядок движений, рождается хореография.
Возвращаясь к вопросу про ловкость и координацию— это ли не причина, чтобы начать заниматься танцем? Во время занятий танцами развивается всё тело. Улучшается координация, развивается музыкальность, природная ловкость, укрепляется сила и выносливость.
Для меня загадка — как родился стереотип о том, что танец — это дело не для мужчин
Считаю невозможным вот это разделение: есть какая-то деятельность для девочек, а какая-то — для мальчиков. Танец прививает культуру. Культуру отношения к собственному телу, да и вообще ко всему прекрасному. А ещё танец воспитывает правильное отношение к противоположному полу. Ведь мальчики и девочки встречаются на занятиях и много взаимодействуют друг с другом. Если мы начинаем с классического танца, то в нём есть определенные правила, как мальчик должен относиться к девочке, и наоборот. Это взаимодействие всегда происходит в положительном ключе, и никогда нет никого главнее в паре. Мальчик должен оберегать девочку, и девочка должна быть деликатна с мальчиком, в их взаимодействии очень важно взаимное уважение. Именно такое правильное отношение друг к другу хорошо прорабатывается в танце.
Уличный танец — это тоже культура
Уличный танец выстраивается и воспринимается иначе, чем классический. Я учился уличному танцу, как полагается, на улице. Что-то подсматривал, запоминал, кто-то из более опытных танцоров передавал мне свои знания. И вся методика и хореография формировалась прямо там — на улице. Благо сейчас есть большое количество педагогов и систематизированных методик по уличному танцу, которые можно отработать и в зале. Есть квалифицированные педагоги, которые знают, как избежать травм при обучении.
Уличный танец жив, в Москве на Арбате точно всё ещё танцуют!
Какое-то время я работал в школе Николая Васильевича Огрызкова — это легенда современного танца. Школа находится на Арбате, и каждый раз, проходя по Арбату, я замечал, что есть танцевальная тусовка из этой школы, которая не меняется с годами. И даже в прошлом году я видел, как ребята там танцуют.
Хороший танцор — хороший педагог?
Мне кажется, быть педагогом по танцу — это призвание и талант, желание делиться опытом и воспитывать детей. Не каждый хороший танцовщик — хороший педагог. И зачастую хороший педагог не танцевал ни одной сольной партии, потому что это вообще не связанные с педагогикой вещи. Лично я очень люблю ставить хореографию, заниматься сочинительством, созданием чего-то нового. Но я видел некоторых своих однокурсников, которые просто растворялись в детях и преподавали настолько самозабвенно, что вообще забывали, что работают.
Я не считаю себя великим педагогом и какие-то вещи с радостью доверяю своим коллегам. У них может быть меньше опыта, но я вижу, как они общаются с детьми.
Личное танцевальное портфолио не имеет отношения к преподавательскому портфолио
Человек может не выиграть ни одного танцевального конкурса, но его дети будут выигрывать.
Я бы не сказал, что педагоги школы, в которой я учился, сильно известны в танцевальных кругах, но я считаю, что это легендарные люди. Люди, которые занимались моим образованием и вдохновляли меня, все достаточно скромны. И я благодарен им.
Хореограф, танцовщик и педагог — это три разные профессии. Не нужно бояться, что ты можешь быть талантлив в одном и менее талантлив в другом. Например, в своей школе я выступаю мастером на курсе. Периодически появляюсь у детей, делюсь своим опытом, но преподают больше мои коллеги, которые лучше знают, как работать с детьми.
Оценить, но не травмировать
Я участвовал во многих шоу, где приходилось сталкиваться с оценкой. Теперь я и сам выступаю в роли жюри. И вправду бывает страшно говорить с детьми из судейского кресла. В таком положении нужно поддержать детей. Даже если выступление было не на профессиональном уровне, считаю, нельзя делать так, чтобы у ребенка развилась травма от жёсткой критики. Конкурс — это всего лишь этап. И если сейчас у ребенка что-то не получается, это не значит, что не получится никогда. Я всегда стараюсь отметить положительные стороны, нежели указать на отрицательные. Потому что лучше усиливать достоинства, тогда отрицательные стороны сами начнут постепенно пропадать, положительные их вытеснят.
Огромное значение имеет то, как готовят детей к соревнованиям педагоги или родители. До сих пор помню, как один мой одноклассник в детстве не хотел идти домой, потому что получил 4, а для меня 4 была хорошей оценкой. Так же в соревнованиях: бывает, когда кто-то занимает 2-е или 3-е место и переживает до слез. А дети, которые занимают 5-е или 6-е место, радуются, что поучаствовали. Это зависит от педагога, который доносил, ради чего ребенок на этих соревнованиях.
Главное — не обесценивать труд ребенка
Танец ведь не про истязание, а про дисциплину. А дисциплина — это не про боль и страдание. Мне кажется, что педагогика через страдания осталась в прошлом веке. К чему пришел современный танец? Всё делаем через удовольствие. Например, если мы вспомним про методы растяжки — раньше это было больно. Но сейчас методики иные, можно растягиваться и добиваться результатов без боли. Есть абсолютно безопасные и приятные упражнения. И так во всем.
Методики преподавания сильно меняются. Например, в нашей школе мы много работаем с импровизацией. Зачастую мы не показываем детям движения, они сами их придумывают. Нет шаблона, которому нужно следовать. Когда дети импровизируют, никто не может сказать, правильно они станцевали или неправильно. И это позволяет быть более открытыми и смелыми в танце. В нашей школе есть особенность: у меня 3 больших зала, и в двух из них нет зеркал, то есть не нужно постоянно следить за собой. Я стараюсь избегать оценочного этапа во время обучения — такова моя танцевальная философия.
Современный танец — это про свободу
Что такое русский современный танец — вопрос открытый. Все то время, которое я занимаюсь хореографией, я ищу идентификацию русского современного танца. Его место в мире пока не очень заметно. Но нельзя сказать, что его не существует. В России благодаря разным телевизионным проектам и развитию соцсетей стало танцевать очень много молодежи. Но так-то нельзя сказать, что само по себе занятие танцами для молодежи — это что-то новое. Новое — это именно выкладывать танцы в соцсети.
Раньше, мне кажется, танцевальный кружок был в каждом дворе и Доме культуры. Но там была система, определенные танцы, хореография, выступления на праздники. Сейчас танец стал более популярным, но менее систематичным. Это не проблема, а особенность времени.
Мне кажется, что в русском современном танце есть особенная русская душа
Раньше был бренд — русский балет, а вот сейчас нет такого мирового бренда, как современный русский танец. И, думаю, причин тому много. Всё начинается с того, что в российских государственных школах стало мало занятий танцами и бесплатные кружки при Домах культуры тоже не особо развиты.
Почему сейчас русский танец — это что-то непонятное для мира
- В госшколах нет условий, пространства и залов, чтобы заниматься танцами.
- Сейчас будет колкий ответ: зарплаты имеют значение. Педагоги просто не идут преподавать танец в государственные школы, если на дополнительное образование не выделяется нормальный бюджет.
- Сейчас стали очень хорошо развиваться коммерческие и специализированные танцевальные школы. Возможно, они более конкурентоспособны в плане преподавания, поэтому вытеснили занятия танцами в госшколе. Но они платные, и не все могут себе это позволить.
- У русского человека сформировано положительное мнение о балете, а вот с современным танцем всё не так. Его скорее воспринимают как дерганье, особенно поколение постарше. Поэтому я и провожу фестивали, где показываю, что современный танец может быть культурным. Миссия моего фестиваля в популяризации современного танца в России. Я хочу показать, что современный танец можно смотреть в театре и им можно заниматься независимо от возраста.
- Наверное, боязнь открыться современному танцу тянется с советских времен. Боязнь чего-то свободного, боязнь того, что не подчиняется строгим рамкам. В балете в этом плане всё ясно, в бальном танце тоже есть жесткий регламент. А современный танец — он про свободу и отсутствие строгих рамок.
Полную запись разговора с Александром Могилевым слушайте здесь. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».
Материал подготовлен стажером Дарьей Тисвенко. Фото на обложке: True Touch Lifestyle / Shutterstock / Fotodom
ЭКСПЕРТЫ
Подросток сильно потеет и переживает из-за этого: как ему помочь. Вы спрашиваете — «Мел» отвечает
ЭКСПЕРТЫ
Подростку пора бриться: как научить его делать это правильно. Вы спрашиваете — «Мел» отвечает
ПСИХОЛОГИЯ
«Мальчики до сих пор заперты в рамках гендерных моделей». Как выглядят современные герои и почему родителям это трудно принять
СОВЕТЫ
Отпуск без ребёнка: 6 советов, как провести его без чувства вины и тревоги