Итоговое сочинение — 2020: как писать, темы и проблемы
Итоговое сочинение — 2020: как писать, темы и проблемы
Итоговое сочинение — 2020: как писать, темы и проблемы

Итоговое сочинение — 2020: как писать, темы и проблемы

Лада Бакал

19.10.2020

Все ближе декабрь, когда одиннадцатиклассникам предстоит пройти через первое испытание экзаменационного года — итоговое сочинение. Именно с него стартует череда выпускных работ: это сочинение — допуск к сдаче ЕГЭ. О подготовке к экзамену мы поговорили с Ириной Лукьяновой, писателем и учителем литературы московского лицея «Интеллектуал».

Что бы вы посоветовали тем, кто готовится к экзамену?

Если человек имеет привычку читать книжки и в состоянии внятно выразить мысли на родном языке (именно это умение проверяет сочинение), то для него проблем написать сочинение не должно быть никаких.

Можно посоветовать, во-первых, работать над тем, чтобы грамотно и ясно излагать свое мнение, логично и последовательно рассуждать и записывать ход мысли. Можно взять газетную или журнальную публикацию и выделить в ней авторские тезисы, посмотреть, как автор доказывает свои мысли, чем иллюстрирует, как тезисы логически связаны друг с другом, с чего автор начинает и чем заканчивает. Потому что видеть структуру чужих работ гораздо полезнее, чем пытаться самостоятельно придумать начало, середину и конец сочинения. На самом деле все отечественные разработки советов «как готовиться к сочинению» часто к этому и сводятся.

«Итоговое собеседование по русскому языку для 9-х классов в основной срок пройдет 10 февраля 2021 года, дополнительные сроки назначены на 10 марта и 17 мая.

Зачеты за собеседование и сочинение являются обязательными условиями допуска к государственной итоговой аттестации для 9-х и 11-х классов».

Рособрнадзор

А какие существуют требования к структуре сочинения?

В сочинении должны быть начало, середина и конец. Когда ребенок сидит и страдает — не знает, с чего начать, — ему трудно.

Готовить ученика к сочинению должны учителя с детьми на своих уроках: брать газетную статью, журнальный, публицистический текст, критическую статью, эссе — и смотреть, как они строятся. С чего автор начинает? С того, что вбрасывает какую-то идею, которую собирается обсуждать. Он пытается завладеть нашим вниманием, показать, что эта идея для нас, для читателей, актуальна. Затем он начинает ее разворачивать перед нами, иллюстрировать примерами, ссылаться на факты, на статистические данные, на другую информацию. Два-три таких разбора текста — и приходит понимание, как это сделано. Здесь нет секрета.

Если человеку сунуть кусок тряпки и сказать: «А ну-ка давай сшей мне сарафан!» — он умрет от ужаса

А если показать выкройку, научить строчить на швейной машинке, то, может быть, он и не умрет. В общем, это вполне реально, и не надо учить наизусть большие куски из русских романов.

Как вы относитесь к практике тренировок написания сочинений?

Если писать сочинения на уроках, мне кажется, что это занимает до обидного много времени. Что же касается домашних заданий и попыток задавать сочинения на дом, то с домашними заданиями сейчас тяжело. Собираемость резко упала. Может быть, дело в том, что детям много задают. Может быть, дело в том, что они забывают и не успевают. Очень часто дети предпочитают иметь двойку за несделанное домашнее задание, нежели его сдавать.

Кроме того, мне кажется, что сочинение — это искусственный жанр. И тратить огромное количество времени на то, чтобы создавать тексты в жанре, который никогда в жизни больше не пригодится, — это нерациональное использование времени. Другое дело — учить детей писать в разных жанрах. Сначала рецензию, в следующий раз — эссе полухудожественное, кусочек сценария, отзыв, возражение на чей-то текст. А тренировать исключительно навык писать сочинения, чтобы сдать и забыть, мне кажется нерациональным.

У предмета «литература» и так перенасыщенная программа, в которую стараются все время добавить новые дидактические единицы

Сейчас того, что нам по ФГОСам положено освоить (а это довольно много), и трех часов в неделю совершенно недостаточно, чтобы с толком, с чувством, с расстановкой поговорить о каждом произведении, а впихивать больше часов — вне человеческой возможности, это в ущерб сну, в ущерб жизни. Дети не резиновые, в них нельзя впихнуть все. Выход может быть в том, чтобы не пытаться «пройти» как можно больше текстов, а в том, чтобы научить детей осмысленной, глубокой работе на примере небольшого количества текстов, но консенсуса тут у словесников нет, и каждый справляется с жесткими рамками как может.

Итоговое сочинение пишется в свободной форме на определенную тему. Ученику предоставляются на выбор пять тем по пяти направлениям. Направления разрабатываются и публикуются Минобрнауки в начале учебного года. Направления 2020/2021 учебного года звучат так:

  • «Забвению не подлежит»
  • «Я и другие»
  • «Время перемен»
  • «Разговор с собой»
  • «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Итоговые темы сочинений будут относиться к одному из пяти блоков.

Давайте обсудим тематические направления, которые в августе опубликовал ФИПИ: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой» и «Между прошлым и будущим. Портрет моего поколения». Как вам эти темы?

«Забвению не подлежит» — тут наверняка большинство будет писать о войне. «Я и другие» — очень трудно предположить, что здесь будет. Здесь может быть все что угодно, вопрос можно сформулировать какой угодно — от отношений человека и общества до отношений внутри небольшой группы людей. Можно спросить (тут я фантазирую) «Могут ли все идти не в ногу, а один — в ногу?», а можно спросить «Если группа не принимает человека, чья в этом вина?». Для разговора на первую тему нам пригодятся самые разные книги, от антиутопий до «Гамлета», на вторую — от книг о школьной травле до «Войны и мира». «Я и другие» — это всеобъемлющая тема, и как ее конкретизируют, я пока не знаю.

Знакомые учителя литературы обнаружили среди самых общих тем одну конкретную — «Портрет моего поколения» — и сосредоточились на том, что стали читать с детьми современную литературу, в которой портрет поколения написан. И мне кажется, что это жизнеспособный подход: дети лучше хорошие современные книжки почитают, чем в сотый раз станут ссылаться на «Капитанскую дочку». И проверяющие порадуются: может быть, почитают работы с интересом и узнают что-нибудь новое, вместо того чтобы вздыхать над 856-й работой про княжну Марью, «Судьбу человека» и Петрушу Гринева.

А как вам «Время перемен»? Это тоже, наверное, слишком общо. Может любым историческим периодом обернуться.

А мы же не знаем, что там будет, как это конкретизируется, потому что Великая Октябрьская революция и Февральская революция — это тоже время перемен. И любая война, наполеоновское нашествие — тоже. Все могут написать на примерах «Войны и мира» и «Капитанской дочки».

Да даже отмена крепостного права…

Вот смотрите, что мы сейчас с вами делаем. Мы сидим и подбираем литературные иллюстрации к тезисам, пытаемся делать за учеников или учителей их умственную работу. Мне кажется, это упражнение, которое каждый мог бы проделать сам. Учителя могли бы здорово помочь ученикам, обсудить с ними разные аспекты темы «Я и другие»: весь мир сошел с ума, или я сошел с ума; все идут в ногу, а я нет. Все хотят строить социализм, а я не хочу.

Или «я не такой, как все» — традиционная проблема подростковой повести, когда подростки начинают осознавать свою инаковость. Здесь много разных аспектов темы, о которых дети могут не догадываться, и если учитель хочет им помочь, то, по крайней мере, может подсказать, какие могут быть разные повороты темы, чтобы ребенок мог собраться с мыслями и подумать не только прямолинейно, шаблонно, о чем-то, что не кажется очевидным.

Может быть, у вас есть какие-то советы для тех, кто поступает в гуманитарные вузы на творческие специальности? Им эти сочинения важны, за них можно получить дополнительные баллы.

На ютьюбе есть несколько лекций про итоговое сочинение Михаила Георгиевича Павловца, преподавателя лицея Вышки, много лет проверяющего итоговые сочинения. Посмотрите их.

Он подробно рассказывает, от чего проверяющие плачут, от чего радуются, что они хотят увидеть. Проверяющие хотят видеть за текстом человека, а не следование шаблону

Однажды новенькая девочка сдала мне сочинение «Чацкий и фамусовское общество». Хорошее сочинение, все верно. Но одни шаблоны и клише! Ни одной свежей мысли. Ничего ясного и человеческого… «А что, там можно было свои мысли писать?» — спросила она меня. Ну елки-палки, зачем мы учим-то людей!

Зачем вообще существует преподавание литературы и русского языка? Да затем, чтобы люди могли языком выражать собственные мысли

Никто из нас не видит своей цели в том, чтобы научить ребенка составлять мертворожденные тексты по заранее заданному шаблону. Шаблон — это костыль для тех, кто еще не научился владеть родным языком.

Когда мы начинаем учить иностранный язык, мы сталкиваемся с упражнением «Listen and repeat», повторяем и запоминаем выражения. Потом можно будет их вставлять в речь, даже козырнуть произношением. Это нужно на этапе освоения языка. Но когда ученик подходит к выпускному сочинению, ему не должны быть нужны костыли, которые дети любят вставлять в сочинение и которым их учат учителя: «В начале сочинения мне хотелось бы порассуждать на тему такую-то, затем я считаю необходимым перейти к вопросу такому-то, в заключение мне хотелось бы отметить…»

Мы ведь в нормальных живых текстах так не пишем. Это карандашные эскизы: когда мы рисуем по ним акварелью, от карандаша не остается следа, его потом стирают, если он виден. Учителя делают подпорки для плохо стоящего мышления, когда оно еще хорошо не развито, когда ребенка еще не научили думать. Они нужны пятиклассникам — оформить еще путаную мысль. Тогда это пригодится. Но выпускные классы должны уметь думать.

Дети боятся. У меня был случай, когда пробное сочинение один мальчик написал живое, очень человеческое, жутко интересное, с какими-то замечательно живыми примерами. Совершенно пятерочное. Но он был очень тревожным, этот мальчик, постоянно ходил и говорил: «Дайте мне шаблон, как мне писать. Должен же быть шаблон для сочинения».

Я не дала шаблон и постаралась его поддержать, сказать, что у него все очень хорошо получилось, так и стоит писать. Он мне не поверил — раздобыл шаблон, написал итоговое сочинение в конце концов по шаблону. Получилась та самая невыносимая жвачка, от которой стонут проверяющие.

Для детей, поступающих на гуманитарные специальности, важно быть собой — пусть они покажут, что способны к гуманитарному знанию

Гуманитарное знание не состоит в повторении шаблонных истин и усвоении расхожих клише. С другой стороны, безумно оригинальничать тоже не имеет смысла.

Из года в год говорят: «Дети, не пишите сочинения в стихах. Во-первых, это получается плохо. Во-вторых, никто не оценит». Каждый год находятся оригиналы, которые пишут сочинения в стихах. Это показывает, что автор не понимает границ жанра, что он не усвоил элементарные вещи: существуют разные стили речи, художественные тексты и нехудожественные, для них характерны разные стили речи. Человек показывает, что всем этим не владеет, зато у него яркая индивидуальность, которой он хочет щеголять. Творческое самовыражение — хорошо, но помнить о границах жанра все же необходимо.

Текст подготовлен при помощи стажера Вероники Уваровой. Иллюстрация: Shutterstock / GoodStudio

Выживете ли вы в школьном чате?
Комментариев пока нет