Как взрослые начинают школьную травлю из-за национальности. И что с этим делать
Как взрослые начинают школьную травлю из-за национальности. И что с этим делать

Как взрослые начинают школьную травлю из-за национальности. И что с этим делать

Наталья Ремиш

34

28.09.2017

Кадр из мультсериала «Южный Парк»

Внешность — одна из главных причин травли. И можно даже не быть «жирдяем» или «очкариком» — достаточно быть с «неславянской» внешностью. Наталья Ремиш, которая на личном опыте знает про косые взгляды, вместе с психологом Юлией Морозовой рассказывает, как дети начинают травить других из-за внешности и как этого избежать.

— Вы в Амстердаме по работе? — спрашивают меня малознакомые люди, которые знают, что я живу в Голландии.

— Нет, я вышла замуж.

— За голландца?

— Нет, за таджика.

Я люблю этот момент в разговоре с русскими. Они зависают и молчат несколько секунд. Их выдаёт мимика. В ней есть всё — от непонимания до сочувствия. Деликатные и неблизко знакомые люди обычно переводят тему, а свои пускаются в уточнения: в районе гастарбайтеров живёте? Зачем это было нужно? В последний вагон заскочила? Докатилась.

Семья Натальи Ремиш

Мы приехали с будущим мужем на регистрацию в загс для иностранцев. Я хихикала: «Будем проходить церемонию вместе с джамшутами». Муж юмор не оценил и резко осёк: «Здесь работают и мои родственники тоже. Часто это высокообразованные люди. Они едут в никуда, чтобы хоть как-то содержать семью, которую они почти всю жизнь не видят». Я поникла от стыда.

В этом загсе, где вперемешку расписывались британцы и вымотанные от работы таджики, за безликой массой гастарбайтеров я впервые увидела людей

Шутка о Джамшутах, туповатых с виду, но способных вести друг с другом беседы о нанотехнологиях, больше не казалась смешной.

Я всегда считала себя человеком, далёким от ксенофобии, но при этом смеялась над сериями «Нашей Раши». Этот проект во многом сформировал отношение к людям, приехавшим в Россию на заработки. Сериал чётко транслировал мысль о том, что одна нация доминирует над другой. И редкие проблески ума у главных героев кажутся скорее ошибкой режиссёра, чем реальностью. На них приходится лишь 5% времени. В остальном Джамшут и Равшан выглядят откровенно ограниченными людьми, и зритель свыкается с мыслью, что все гастарбайтеры — примитивные существа, которые не очень способны понимать речь.

Взрослые приезжие люди часто общаются в основном в своём кругу и сталкиваются с местным населением только при необходимости. С детьми ситуация сложнее. Дети ходят в сады и школы, те же учебные заведения, куда приходят иронично настроенные мальчики и девочки, которые дома смотрели вместе с папой «Нашу Рашу».

Равшан и Джамшут, герои сериала «Наша Раша»

Что происходит дальше, несложно представить. Дети по своей сути склонны сбиваться в стайки. Они объединяются по общим интересам, признакам и вытесняют тех, кто отличается. Ребёнок с лишним весом становится жирдяем, с плохим зрением — очкариком, с дислексией — дураком, а с акцентом — чуркой. Но если «жирдяев» и «очкариков» в семьях, скорее всего, не обсуждают за ужином, то проблеме «понаехали» уделяют особое внимание. И не в самых уважительных терминах. Так взрослые разговоры на кухне становятся причиной мучений тысяч детей «неславянской» внешности, которых травят одноклассники. Маленький ребёнок лишь повторяет за взрослыми, не всегда вкладывая в слова истинный смысл.

Когда я планировала свою книгу «Детям о важном», я точно решила, что там обязательно будет тема национализма. Я закинула тему в мамские паблики и, читая ответы, давилась эмоциями. Как отдать ребёнка азиатской или кавказкой внешности в российскую школу или детский сад, когда дети слышат в свой адрес «узкоглазая», «чурка», «черномазая» и так далее. Вот что мне писали:

«У нас в подъезде живёт консьержка. Она из Узбекистана и сама воспитывает внучку. Сейчас девочка уже во втором классе, так вот на площадке мамы запрещали с ней играть, и дети эту девочку обижали».

«Я каждый день хожу мимо стройки, и таджики свистят и кричат мне вслед. Мне страшно»

«На детской площадке я видела, как мамы просто подхватывают своих малышей, снимают с общих качелей или вытаскивают из песочницы, когда на площадку приходит нерусская мама с ребёнком».

«Одноклассники обзывали двух девочек из Азербайджана «чурками» и «хачиками».

«В нашей детской поликлинике многие врачи сейчас из Азии, фамилии на табличках висят на каждой двери. И пока сидишь в очереди, кто-то из мам обязательно прошипит что-нибудь о „черномазых“, которые занимают рабочие места в Москве».

«У нас рядом с домом большой парк с детской площадкой. Там много семей с детьми восточного вида. Их дети постоянно обижали наших, отбирали игрушки. А мамы не обращали внимания ни на своих детей, ни на просьбы мам других детей. Они не понимали по-русски (или делали вид, что не понимают)».

«У нас домработница из Киргизии. И соседи мне говорят: „Сколько чёрных в подъезде развелось“. Про её постоянные заборы в полицию промолчу. Трудолюбивая женщина, медсестра, но вынуждена работать в России».

«Как-то в магазине на сестру с детьми накричала женщина, которая стояла за ними в очереди –«понаехали в Москву, узкоглазые, да ещё и плодятся».


Как правило, самим буллерам живётся тоже несладко. Уровень агрессии в собственной семье или в их окружении бывает часто высоким. При этом у них нет возможности выразить ответную агрессию обидчикам напрямую. Увы, она не исчезает бесследно, а отражается на тех, кто не может за себя постоять. В момент, когда получается задеть и унизить жертву, буллер испытывает облегчение. Он сейчас победитель, он может говорить и делать то, что ему хочется. Он имеет право. Человек, который травит, пытается добиться уважения и принятия всеми доступными для него способами. Например, изобретает мастерские оправдания для своего недостойного поведения.

  • «Приехала из своего аула, наши места занимает!»
  • «Чурка косоглазая, нечего с такой рожей ходить».
  • «Они бедные, папа на стройке, значит, будут у нас воровать».

Когда человек доказывает себе и окружающим, что «эти люди ничего не стоят», его собственная ценность в этот момент подскакивает. Его принимают те, кто так же травит и осуждает. Ребёнку прийти к буллингу легко. Он чувствует агрессию в семье или в окружении. Дома вы бросаете фразы типа «понаехали» или «опять таджик какой-то за рулём». А в классе есть пара агрессивно настроенных ребят, которые раскручивают эту историю.

Что стоит изменить в своём поведении родителям

1. Обратите внимание на то, какие формулировки вы используете дома при ребёнке. Вас может не устраивать иммиграционная политика страны, но даже привычное «понаехали» может привести вашего ребёнка в группу буллеров.

2. Задумайтесь, кому будут адресованы слова ребёнка. Такому же мальчику или девочке, как ваши, которого так же любят мама и папа, и которым он, скорее всего, о своей проблеме даже не говорит. Дети часто не вовлекают родителей в такие ситуации и переживают их самостоятельно. При этом сильно страдают.

3. Объясните ребёнку, что он не стоит перед выбором: дразнить или дружить. Ему необязательно дружить, но важно уважать.

4. Проанализируйте, насколько резко и жёстко вы общаетесь с ребёнком. Если вы давите, кричите, постоянно запрещаете (даже если это кажется вам оправданным), ребёнок копит агрессию внутри.

5. Если ваш ребёнок подвергся буллингу, сохраняйте спокойствие и здравый рассудок. Как бы ни клокотало внутри от возмущения и желания возмездия. Оскорбляя обидчиков при ребёнке, вы не научите его ничему хорошему.

Чему важно научить ребёнка (на случай буллинга)

1. Не давайте советы из серии «не обращай внимания, они сами дураки». Когда на тебя обрушиваются волны агрессии и несправедливой критики по поводу твоей внешности, национальных или религиозных особенностей, они не помогают.

2. Научите ребёнка отвечать. Причём если нужно, то на языке агрессора, используя его терминологию и лексику.

3. Дайте ребёнку уверенность в том, что он всегда может обратиться к вам, родителям, за поддержкой и защитой от нападок и травли. А вы пойдёте разбираться в школу, детский сад, на детскую площадку. Потому что одному ребёнку бывает сложно справиться с травлей. Ему нужна помощь взрослых или старших детей.


В моём классе училась девочка, наполовину кореянка. Когда она пришла в школу, каких только прозвищ ей не давали: и японка гейская (от слова гейша), и китаёза узкоглазая, и «убирайся в свой аул». Травля начиналась сразу, с порога. Она была очень красивая, с карими глазами, длинными густыми волосами, стройная, с осанкой танцовщицы. Но все это её не спасало. Она отличалась разрезом глаз. Это стало причиной, чтобы потренироваться в жестоком сарказме и мелких пакостях и покрасоваться в силе перед симпатичными русскими одноклассницами. Рассчитывать на помощь учителей она не могла. Увы, часто именно учителя негласно потакают травле, выбирая стратегию невмешательства или акцентируя внимание на любимчиках. Оставалось рассчитывать на свой ум и чувство юмора. Довольно быстро девочка сообразила, что, показывая свою обиду и расстройство, она ещё больше подогревает жестокость своих одноклассников. Поэтому она решила отвечать остроумными репликами на их колкости. Юмор — один из лучших союзников в защите от буллеров. А защищаться просто необходимо!

Кадр из мультсериала «Южный Парк»
Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(34)
Natali Smit
За весьма долгую жизнь в Сибири, не сталкивалась с национализмом. А что с Москвой творится? Я не знаю, сытые слишком, что ли? Но, впрочем, они рождаются с ощущением, что их господь на ладошке к солнцу приподнял, снобизм их второе «я». Это естетственно, родиться в Москве — это уже достижение))) А может быть причина в том, что Сибирь — котел вер и наций. У нас в классе — 6 русских, 4 хакаса, один немец и русский с фамилией Асачавичус))) И раскосый разрез глаз — у всех у нас? Но — да, стоит только перевалить Урал… И никогда мне не приходилось учить сыновей веротерпимости и интернационализму. Само собой все… Рядом же все, бок о бок. Самое забавное, когда нас сверху начинают активно убеждать поднять тему меконфессиональных и межнациональных отношений в газете. И аппелируют к тому, что «Это с Москвы инициатива
идет» Видимо периодически Москва спохватывается и пытается выправить ситуацию, Все время хочется осадить особо рьяных — национальный вопрос, очень острый, не трогайте, если нужды нет. В Сибири пока нет. А в Москве судя по статье, пора вводить в школах не секспросвет, а науку быть людьми и увение видеть людей в других, независимо от цвета кожи и разреза глаз. Курс интернационализма вводить… Поможет ли? Вот вопрос…
Timophey Brus
Natali Smit
мамаши на площадках забирают детей, когда туда узбечки-таджички приводят своих не из-за национализма часто, а просто из чувства безопасности, поскольку дети гасторбайтеров часто не имеют прививок, а приезжают из стран, неблагополучных по тяжелым инфекционным заболеваниям. туберкулез, вши и т.д — это тоже есть, что уж говорить.
Любовь Тузикова
Мел как всегда передёргивает: как это не обращаться к учителю, если ребёнка травят в школе??? В массе своей проблемы решаются, если стороны стремятся их решить, а не убегают в слезах жаловаться в тырнет!
Рудольф
То ли еще будет, когда все это перейдет на религ основу — А ведь перейдет, и тогда мало не покажеся!
Дмитрий Лимонов
Рудольф
Оно уже перешло, если вдруг кто не заметил — из-за пропаганды религии теперь творится вообще ад какой-то. Я понимаю — религия отупляет, а тупыми проще управлять — им и прав человека не надо. Но ситуация-то кошмарная. Выслать бы всех этих разноцветных обратно в их чуркестаны, чтобы не мешались своим средневеовьем — можно ещё и РПЦ куда-нибудь изолировать, по той же причине.
Показать все комментарии
Больше статей