5 советов тем, кто собирается поступать в театральный
Почти все школьники уже сдали ЕГЭ и выдохнули: самое сложное позади, осталось отправить документы и выбрать подходящий вуз для поступления. Но у тех, кто поступает в театральный, всё только начинается. Наш блогер, худрук театра-студии «Горошины» Евгения Латонина, дает несколько советов абитуриентам, которые хотят связать свою жизнь с театром.
В прошлом году на 18 бюджетных мест актерского курса Сергея Бызгу в РГИСИ претендовало около 1500 абитуриентов. Об этом рассказал сам мастер в подкасте «Театральный четверг». На театральном, в отличие от других направлений, судьбу абитуриента определяют не столько баллы ЕГЭ, сколько результаты творческих испытаний. ДВИ в театральных — это огромная работа. Вместе с Сергеем мы выделили несколько правил, которые помогут будущим студентам с успехом пройти все вступительные.
1. Помните о мотивации
Безусловно, талант играет большую роль при поступлении в театральный. Но для педагогов (и режиссеров) важен не только талант, но и мотивация. Абитуриент должен доказать, что идет в профессию не потому, что мечтает о больших деньгах в кино и красных ковровых дорожках на фестивалях. И не потому, что плохо учился в школе и ему больше некуда пойти. Главная мотивация — он искренне увлечен театральным искусством.
Доказать свою увлеченность можно, продемонстрировав приемной комиссии свою насмотренность и начитанность, а также рвение и готовность выполнять задания педагогов.
2. Готовьтесь к творческим испытаниям заранее
Подготовка программы творческих испытаний — большая и ответственная работа. Для вступительных экзаменов абитуриенты сами выбирают литературные и музыкальные произведения. Важно, чтобы они были разнообразными, а также нравились самим поступающим.
Хорошая программа должна состоять из прозы, нескольких стихотворений, песен, танцев и пластических номеров. Причем педагогам и режиссерам важно увидеть разные грани таланта человека: если абитуриент читает лирические стихи, то прозу лучше взять юмористическую.
Сергей Бызгу рассказывает, что некоторые абитуриенты, надеясь на харизму, пренебрегают программой творческого экзамена: «Я сейчас как блесну талантом, выйду и скажу две строчки! В итоге человек выходит и от волнения забывает текст. Больше он ничего не может сделать, только вспоминает буквы». Поэтому тексты надо готовить заранее. Человеку нужно время, чтобы заучить их и «присвоить», прожить вместе с героем.
3. Не обращайтесь за помощью к тем, кто «натаскивает»
В соцсетях множество предложений о подготовке к поступлению в театральный. В Москве и Петербурге на такие услуги можно потратить десятки тысяч рублей. Чтобы занятия с педагогом не стали бесполезной тратой времени и денег, важно внимательно подходить к его выбору.
Наставник не должен «натаскивать» ученика — заучивать с ним конкретные интонации и действия. Его задача — помочь поступающему разобрать произведения программы, открыть ему потаенные смыслы. Понимание текста на всех уровнях усиливает актерскую игру. Ведь, как учил Константин Станиславский, у настоящего артиста реплики «рождаются» заново, а не воспроизводятся из памяти.
4. Готовьтесь к самым необычным заданиям
«Натасканность» легко проверить. Для этого педагоги дают абитуриентам необычные задания, которые позволяют увидеть, обладает ли поступающий гибкостью и остроумием — важными качествами для актерской профессии. Бояться таких заданий не стоит, ведь мастера их дают еще и для того, чтобы раскрыть потенциал артиста.
Например, рассказывает мастер, на прослушивание приходит абитуриент в официальном костюме и читает монолог Рогожина из произведения Достоевского «Идиот». На первый взгляд, молодой человек кажется педагогам чрезмерно грозным и брутальным в этой роли. И члены комиссии дают парню следующее задание: ему нужно прочитать тот же монолог, станцевав при этом ча-ча-ча. «Вроде бы это такое смешное задание, но оно „выстрелило“ для этого абитуриента. Вдруг в этом человеке появились и обаяние, и пластика!» — поясняет Сергей.
5. Не доверяйте байкам
Чрезмерное доверие слухам при поступлении в театральный может сыграть с абитуриентом злую шутку. Сергей Бызгу рассказывает, что о его курсе ходит множество баек. Часто их придумывают абитуриенты, которые не смогли поступить к мастеру.
«Как они [абитуриенты] говорят, типаж не тот. Якобы набирают на конкретный спектакль, причем полностью выдуманный! Еще рассказывают, что у нас много блатных», — делится режиссер. Если непоступившего эти оправдания утешат, то абитуриента, у которого есть все шансы попасть на курс, такие слухи могут демотивировать. Ведь зачем стараться, если не подходишь по типажу? Для чего прикладывать столько усилий, если всё уже решено?
Кроме того, среди абитуриентов распространено убеждение, что на прослушиваниях нельзя говорить о своем театральном опыте — в каких студиях и у каких режиссеров приходилось заниматься. Но такой подход далеко не у всех мастеров — некоторые, напротив, радуются, что у студента уже есть опыт.
Человек, который действительно мечтает заниматься искусством и принадлежать к миру театра, рано или поздно найдет себя в нем. Если с актерской профессией не складывается, всегда можно попробовать свои силы в режиссуре, продюсировании или художественном оформлении сцены. Важно проявлять гибкость — реагировать на те вызовы и задания, которые предлагает вам жизнь.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Обложка: Giovanni Love / Shutterstock / Fotodom
ВУЗ
«Я приходила домой, скатывалась по стене и просто плакала». Студентка театрального вуза — о поступлении и учёбе
ИСТОРИИ
«Некоторые боятся со мной общаться». История школьника, который стал читать по 156 книг в год — вместо одной
ТЕСТ
Сколько байтов в килобайте? Тест: знаете ли вы информатику лучше шестиклассника