«Функция родителя в выборе мультфильмов — не шапито, она вполне реальна»
Блоги09.04.2020

«Функция родителя в выборе мультфильмов — не шапито, она вполне реальна»

Кадр из мультфильма режиссёра Александра Петрова «Старик и море». Ogden Entertainment, 1999 год

Некоторые родители уверены, что мультфильмы — зло и стараются не подпускать детей к планшету. Другие считают, что детский YouTube — главный помощник в воспитании. Наш блогер, папа троих детей Владимир Попов, уверен, что мультики для детей полезны, но только в том случае, если родители правильно подходят к выбору фильмов.

Думаю, про мультики не говорил только тот, кто переиграл панду в лени, но всё же попробую. Собственный компьютер появился у меня только к 20 годам, поэтому первые 10-15 лет основным информационным спутником был телевизор, а в нём — редкие детские передачи (слава Супоневу!) и, безусловно, мультфильмы. Сегодня, поскольку воспитание троих детей — значимая часть моей жизни, я часто задумываюсь о пользе и вреде этого вида искусства.

Начну с главного: мультипликация — именно вид искусства. «Старик и море» А.Петрова до сих пор вызывает катарсис (при каждом просмотре!). Примерно так же обстоят дела с «Садом изящных слов» или «Красной черепахой». Последняя — отдельный разговор, потому что лента — немая. В наше время, когда кругом все и всё говорят (от холодильника и каналов новостей до разного рода игрушек из Поднебесной), молчание — крайне важная величина. Конечно, изучать суфизм по этой картине рановато, но узнать 1-2 притчи по теме — самое оно. В этот же вектор: «Дом из маленьких кубиков» и «Снеговик». Кстати, «The Snowman» стал поводом поговорить со старшей дочерью об импрессионизме: вряд ли она что-то запомнила в деталях, но разговор состоялся, а значит — тяга к прекрасному стала сильнее.

Но в нынешние времена есть одна, крайне досадная, сложность: всего слишком много. Как же выбрать достойное из этого многообразия и вынести пользу из просмотра мультипликационных фильмов?

Вспомните советскую мультипликацию

Обратитесь к середине 1950-х годов. Не знаю, виновато ли соревнование СССР и США или Сталин к концу жизни стал сентиментальным, но отечественные мульты тех времён — невероятные. Например, «Высокая горка»: понятные образы, яркие сами по себе, а не за счёт палитры красок; чёткая фабула; выводы по делу. Ничего лишнего. Впрочем, Дисней тоже не отставал.

Не бойтесь аниме

Почему-то в России (возможно, из-за неверной подачи в «Симпсонах» и других западных мультфильмах) к этому жанру киноживописи относятся с подозрением, но на самом деле Хаяо Миядзяки, Макото Синкай и другие — непревзойдённые творцы миров. Есть в их кадрах и боль, и надежда, и настороженность и много чего ещё. И это совсем не то же, что творения западных коллег. Возможно, любовь к аниме родилась во мне после просмотра «Пчёлки Майи», поскольку одно время только её после школы и показывали. Как бы там ни было, но в этом случае слом форматов оправдан. Если, конечно, это не противоречит принципам воспитания в целом.

Воспитывайте хороший вкус

В современном мире дети видят мультфильмы на днях рождения (что странно), в детсадах (что совсем уж из ряда вон), в торговых и развлекательных центрах (что хотя бы объяснимо), у друзей, знакомых, родственников. Поэтому растить в теплице не выйдет, можно лишь воспитать вкус. Да, как к хорошей кухне, приятным и правильным развлечениям, книгам и много чему ещё (даже деньгам!)

Есть сериалы и единичные ленты, которые мне не по духу. Мне интересно, какая у мультфильма история и целевая аудитория. Скажем, ярчайший во всех смыслах пример — «Маша и медведь». Да, сериал коммерчески успешен. Да, там разные сюжетные линии и сочные герои. Но это ли важно в мультфильме? Мне достаточно было прочитать, что прототип Маши — паренёк из фильма «Деловые люди» (1963), чтобы всё встало на свои места. Да, О. Генри — молодец, но конкретно этот персонаж не делает ровным счётом ничего, кроме того, что создаёт (не)уместную комедию положений.

Большинство может просто сказать: у меня нет времени искать «правильные» мультики! Но, постойте, разве один, два, три часа в неделю — это не жизнь вашего ребёнка? Функция родителя в выборе мультфильмов не шапитошная, а вполне реальная и крайне важная: сортировка того, что можно увидеть здесь и сейчас, а что — лучше отложить на более сознательный возраст. От этого зависит словарный запас вашего ребёнка, его кругозор, какие-то глубинные образы и многое иное.

Например, «Утиные истории» стали ключевым событием в моей жизни. В понимании экономики Скрудж МакДак дал мне больше, чем все 10 классов школы (это не камень в огород школы — все остальные предметы были дарованы с лихвой и к месту). Да и любовь не просто к путешествиям, а приключениям — оттуда! А что дали бесконечные мультики про драки, войны, сражения? Тягу к милитаризму? Отсутствие логики в размышлениях о чести и долге?

Не смотрите мультфильмы во время еды

Я против ТВ/YouTube во время еды: есть нужно не молча, но понимая вкус еды и осознавая труд, в неё вложенный. Также не одобряю тех, кто скандалящему ребёнку ставит мультики: так мы поощряем потребительский императив, который почти уничтожил планету. Мы хотим детям оставить леса, озёра и горы или ими же купленный на распродажах и в шопах пластиковый хлам? Так зачем тогда с малых лет учить иному?

Мультики — не просто развлечение, это элемент воспитания. Если он расходится с парадигмой ваших же убеждений, то у меня для вас плохие новости. Тем более что все выводы апробированы главным судьёй — временем.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(2)
Роман Ющенко
Текст вышел неплохой, но все равно проскальзывают какие-то дремучие клише, которые портят все впечатление, создается ощущение что
автор сам только недавно начал разбираться в проблеме, так что желаю ему и всем нам успехов в борьбе со своим внутренним быдло.
Menaskop
Роман Ющенко
Недавно — это сколько?) Пять, 10, 15 лет? И почему это если что-то кажется вам клише (или даже клише является) — это плохо? При условии, что вы прочитали статью и уловили смысл консервативной составляющей.
Больше статей