Об особенностях МХК в школе: как учить детей понимать искусство
Блоги18.10.2021

Об особенностях МХК в школе: как учить детей понимать искусство

На примере соцреализма

Говорить о прошлом с современными детьми нелегко. То, что казалось нормальным 50 лет назад, сегодня вызывает смех, удивление или негодование. Наш блогер Елена Виноградова рассказывает, как говорить с детьми о соцреализме в искусстве.

Искусство — это дисциплина, которая нужна не только в школе. Возможно, подобное можно сказать о любой школьной дисциплине, но всё же искусство — особый предмет. Если в других дисциплинах ученика ведут по проторённой дорожке, основанной на опыте, знаниях и труде предыдущих поколений, то искусство (в некоторых школах — МХК) требует, чтобы ученик сам строил свой путь.

Невозможно изучать искусство по шаблону, это бессмысленно. Бессмысленно просто заучивать имена художников или музыкантов, не рассматривая их произведения, не слушая музыку. Не спрашивая себя постоянно: что же здесь мне нравится, что меня трогает и почему?

Искусство — предмет, в котором ученик должен формировать свою точку зрения, опираясь на опыт личных переживаний

Но при этом он должен обладать достаточными знаниями, чтобы не впасть в самолюбование. Отсюда и трудности, связанные с изучением. Думать, опираясь на свой опыт, всегда сложнее, поглощать информацию, «прожёванную» учителем. И, конечно, личность учителя тоже важна: он должен быть не только эрудирован, но и сам увлечён предметом.

Здесь значимо всё: цитирование произведений (и классика, и современность), неожиданные приемы в описании, аллюзии на то, что вызывает нужный эмоциональный отклик учеников. Хорошо, когда есть возможность вынести изучение материала за стены школы и в подлиннике наблюдать архитектурные, художественные и музыкальные шедевры.

К сожалению, большинству учителей нашей страны это только снится

Конечно, мы с белой завистью взираем на коллег из столиц, где существуют различные программы, позволяющие ученикам бесплатно посещать музеи, выставки и даже некоторые культурные мероприятия.

Сейчас становятся особенно актуальными вопросы влияния искусства на ребёнка, ведь государство снова стремится возвратить функции воспитания в школу. Да и на экзаменах всё чаще встречаются вопросы на эту тему.

Я хочу поговорить о некоторых темах в искусстве, которые вызывают особую сложность в школе. Учителя часто их пропускают или усекают настолько, что они не вызывают ни интереса, ни должного запоминания. Сегодня — о соцреализме.

Эта тема сложна, потому что ещё до её изучения люди уверены, что это лживо, формально, максимум — над этим можно посмеяться в мемчиках. Такая установка зачастую идет из семьи, но не только. Современное медийное пространство тоже не особо жалует соцреализм, уж больно наглядно он демонстрирует идеалы, которые хочется искоренить современной власти. Тем не менее, это целая культурная эпоха, произведения невероятной силы и глубины, которые были оценены в том числе и мировым сообществом.

Но соцреализм — это такое же искреннее выражение определённого мировоззрения

Он направлен на воплощение значимой для жизни людей того поколения идеи, образующей общество. Если бы она была формальной и неискренней, то не смогла бы стать основой убеждений для целого государства.

Этот стиль, как и любой другой, обладает своими законами и правилами. Творить в его рамках сложно, но произведения обладают какой-то особенной силой, рождающейся только в этом стиле. Можно сравнить этот стиль с изученными ранее романтизмом и реализмом.

Выбирая похожие сюжеты, дети могут сделать вывод, что, как ни странно, соцреализм гораздо ближе к романтизму нежели к классическому реализму. Здесь можно продемонстрировать картины реалистов XIX века и соцреалистов по схожим темам. Например: Чепцов Е. М. «Уборка урожая» и Дейнзе «Урожай турнепса» 1890, или Петров Ю.Д. «В колхозе» 1950 и Леон Огюстен Лермитт «Жнецы».

Можно спросить у детей: какие эмоции испытывают герои картин выполняя одни и те же действия — отдых, работу? Какие эмоции испытываем мы, глядя на эти картины? Почему? Потом надо показать, что в соцреализме тоже присутствует разнообразие эмоций, но их объединяет невероятное стремление к чему-то очень доброму, сильному и светлому. Здесь помогут картины Э. Д. Холовкиной

В. Нестеров, «Земля слушает»

Р. А. Кобозеев, «В столовой»

Обратите внимание на разнообразие эмоций: и в обычных бытовых моментах, и в эпических. Постоянно спрашивайте о том, что видят дети. В каком-то смысле соцреализм — это гимн человечеству. В произведениях гениальных — гимн искренний и сильный. Способный вдохновлять на что-то созидательное.

Чтобы начать изучать глубже, надо выбрать произведения, которые трогают именно вас, которые пробуждают в вас личные воспоминания, которыми можно и хочется поделиться. У меня, например, это картина Дейнеки «В библиотеке», стихи Багрицого «Валя», фильм Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин».

Но здесь главное — не начинать со слишком сильного произведения. В современной системе ценностей «Поднимающий знамя» или «Валя» могут оказаться неправильно восприняты, потому что уж очень далеки оказались идеи наших обществ.

«В библиотеке», Дейнека

Эта картина может быть понятна современным детям. Здесь можно поговорить о мечте, о получении удовольствия от созидательной работы, о важности для человека быть нужным, востребованным. Дальше могут быть более сложные произведения, требующие более глубокого понимания. Учитель должен достаточно чутко следить за восприятием детьми тональности произведений.

Если возраст детей позволяет ставить более сложные вопросы, можно спросить об особенности данного стиля как несущего пропаганду, но сразу стоит оговориться, что именно мы понимаем под пропагандой и что именно пропагандирует соцреализм.

«Какое влияние это должно оказывать на человека, общество, государство?», «Нужна ли пропаганда государству вообще и уместно ли давать её через искусство?», «Смогут ли они привести примеры пропаганды чего-либо из других стилевых направлений в художественном искусстве?». Не надо стараться ответить на все вопросы на уроке, пусть дети «возьмут их домой». Я сейчас умышленно не коснулась темы ВОВ в соцреализме, потому что ей должна быть посвящен отдельный урок, совершенно в другой тональности.

Также не стоит перегружать детей обилием картин, не стоит создавать мелькающее шоу. Пусть у них сформируется «голод», некий недостаток информации который подвигнет их к собственным поискам.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото на обложке: Unsplash / Diogo Fagundes

Комментарии(2)
Тема социалистического реализма как раз очень интересна для изучения. Во-первых, можно попробовать научиться отличать искусство от пропаганды — ведь есть действительно шедевры, и есть откровенный шлак, причем и те и другие картины достаточно известны, поэтому вопрос — где же художественное произведение, и что делает его таким, очень интересен.
Ну и нельзя рассматривать просто как стиль в одной отдельно взятой стране, возвращение к реализму было мировым трендом, и если вы боитесь сравнивать с искусством других тоталитарных стран, которое было близнецом-братом, можно сравнивать с американским пресижинизмом, например. Интересный вопрос — почему в истории искусства реализм в изобразительном искусстве и изображение той или иной степени условности сменяют друг друга, чем это вызвано.
Не помню, чтобы соцреализм ругали, если это были произведения искусства, а не поделка ради прославления вождей и их успехов по управлению страной. Раздражало другое, что в СССР запрещали разнообразные формы искусства, которые не были понятны руководителям государства. Для примера привожу реакцию Никиты Хрущева при посещении им выставки авангардистов в Манеже в 1962 году: «Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: всё это не нужно советскому народу» и «Всё запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!» В 1966 году вышла книга французского коммуниста Роже Городи «О реализме без берегов», а потом её признали вредной, даже изымали из публичных библиотек. Не случайно одну из выставок нонконформистов назвали потом «бульдозерной выставкой», так как по картинам художников прошлись бульдозерами. Искусство отображает то, чего не отображает документалистика, так как оно необходимо для передачи чувств и эмоций. Его разнообразие необходимо для воспитания разносторонней личности. Соцреализм должен присутствовать вместе с другими формами искусства. Я с удовольствием посмотрел иллюстрации в статье, а одним из моих любимых художников является Пименов, пару его картин я поместил в https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/40753-ot-goda-do-pyatnadtsati