Зачем нам этот театр! Учим детей понимать метафоры и смыслы
В школьном курсе истории войны, битвы и биографии царей и полководцев изучаются гораздо подробнее, чем история кино или театра. Хорошо, что сегодня об этом можно узнавать и читать и вне школьного курса — с помощью интернета и крутых энциклопедий для детей. Об одной из таких книг в блоге издательства «Пешком в историю» рассказывает Пётр Воротынцев.
Театр — важнейшая часть и гордость отечественной культуры. Влияние русского театра на мировые художественные процессы, скажем, в ХХ веке было огромным. Более того, история русского театра попросту неотделима от истории нашей страны. Тоже можно сказать и про кинематограф. Почему бы в нашем очень литературоцентричном образовании не уделять больше внимания театру и кино?
В издательстве «Пешком в историю» вышла моя книга «На сцене: история театра». Конечно, никто не знает, как надо изучать историю театра с детьми. Более того — мало кто понимает, зачем её вообще изучать. Но я считаю, для ребёнка это важно. Театр как искусство многосоставное (тут и литература, и сценография, и музыка, и актерское искусство, и режиссура и т. д.) вобрал в себя все достижения культуры и цивилизации. Исследуя театр, можно параллельно многое узнавать о других видах и родах искусства. Это поможет воспитать человека, который ориентируется в разных сферах и дисциплинах.
![](https://image.mel.fm/i/P/PpNnTwkRLi/590.jpg)
Задача книги «На сцене: история театра» — показать, насколько увлекателен процесс исследования театра. Мы пытались не только рассказать историю, но и научить детей «читать» и понимать специфический язык театра, его метафоры и символы. А это даже важнее, чем донести конкретную информацию. Её-то как раз можно добыть в современном мире очень быстро, в два клика. А вот понять театральный «текст» и найти точные слова, чтобы его описать, сформулировать свои эмоции от спектакля, гораздо сложнее.
![](https://image.mel.fm/i/D/D5Rv7wZbTi/590.jpg)
Мне также хочется сказать про коллег из других издательств, кто решал схожие просветительские задачи. Рекомендую замечательную книгу Алексея Парина «Опера — чудо света»: автору удалось доступно и ярко рассказать, что такое опера и какое важнейшее место она занимает в современном режиссерском театре. Совсем недавно вышла книга этого же исследователя «Всё про оперу — для юных». Также могу вспомнить фундаментальную энциклопедию Аванта+ (том 7, Искусство, часть третья. «Музыка. Театр. Кино»). Не стоит пренебрегать и «взрослыми» книгами. Да, конечно, не всё будет понятно ребёнку, но тут важен сам процесс чтения и постижения сложного материала.
Разумеется, ни одна книга не заменит посещение реального театра — туда нужно ходить, смотреть, ощущать эту энергию, чувствовать контакт со спектаклем и актёрами
Да, многое сейчас доступно в интернете (и это замечательная привилегия нашей эпохи), во время карантина мировые театры открыли свои уникальные видеоархивы, но живой энергии театра ничто не заменит. Но и просто смотреть спектакли — мало. Родители должны обсуждать спектакли с детьми, разговаривать об игре актеров, декорациях, режиссерском замысле, содержании пьесы. Буквально несколько минут уделите разговору по пути домой из театра или после просмотра спектакля в интернете.
Здорово, если ребёнок сам становится частью театральной и сценической жизни. Хороший театральный педагог не только обучит ребёнка актерским навыкам и умению выступать на сцене, но и привьёт важные человеческие качества: стрессоустойчивость, способность показывать все лучшее здесь и сейчас (ведь театр — искусство, существующее в режиме реального времени).
Театр необходим ребёнку, чтобы научиться понимать себя и ставить вопросы. Вне всякого сомнения, чем раньше ребёнок соприкоснётся с этим великим искусством, тем лучше.
P. S. Наша книга вышла в сложное для театра время. Из-за трагических событий пандемии постоянно отменяются спектакли, артисты не могут добраться в другие страны, некоторые театры (как Метрополитен-опера) вообще отменяют сезоны. Наблюдается колоссальный дефицит театральных событий. Конечно, театр со всем справится, адаптируется, трансформируется, найдёт себя в новых обстоятельствах. Как бывало и раньше, неоднократно на протяжении его истории.
Театр вообще не единожды «хоронили». Но ни кино, ни интернет, ни спорт, никакие массовые развлечения так и не смогли отменить театр. Он никуда никогда не денется и всех нас переживет.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.