«Это диверсия против русской культуры». Пушкин, Лермонтов и Гоголь пропали из кодификатора ЕГЭ — 2024
Блоги28.08.2023

«Это диверсия против русской культуры». Пушкин, Лермонтов и Гоголь пропали из кодификатора ЕГЭ — 2024

На прошлой неделе вышла новая демоверсия ЕГЭ по литературе. Но внимание учителей, родителей и выпускников привлекли не изменения в заданиях и оценивании. Из кодификатора — обязательных для подготовки к экзамену произведений — пропали Пушкин и другие классики. Наш блогер, эксперт ЕГЭ Виктория Алексеева, объясняет, чем руководствовались в ФИПИ при принятии этого решения.

Изменений в опубликованной ФИПИ демоверсии не так много: сам формат экзамена не меняется. Стало меньше тестовых заданий (6 вместо 7), ужесточили критерии оценивания по орфографии, пунктуации и грамматике в большом сочинении. Плюс грамматика теперь будет проверяться во всех работах.

За сочинения 4 и 9 можно получить максимум 4 балла, а не 6 (2 балла за — понимание текста, 2 — за речь и грамматику). Как сказала моя коллега, «закрутили гайки»: узнали, где дети допускают ошибки, и стали эти задания оценивать строже.

Итого: 6 тестовых вопросов (сами вопросы не изменились) и 5 сочинений (здесь тоже без перемен: анализ фрагмента, анализ неизвестного вам стихотворения, сопоставления, большое сочинение).

В 2023-м первичных баллов было 53, сейчас — 48. Цена ошибки теперь еще выше, стобалльников и 90+ в 2024-м году будет меньше, это факт. Мне видится прямая связь с тем, что количество бюджетных мест сокращается.

Теперь о самом печальном: о сути, а не о форме. Кодификатор с этого года начинается с Островского, а не с любимого «Слова о полку Игореве» и первой половины 19 века.

Нет, Пушкина, Лермонтова и Гоголя никто не отменял. Произведения этих, любимых нами, авторов понадобятся для сопоставления как в прозе (где ещё найти столько маленьких людей, дельцов и купцов), так и в поэзии (просят сопоставить с первой половиной 19 века). Да и в задании 11.4 кто-то из них вам точно попадется.

Кажется, в ФИПИ думают примерно так: «Все, кто сейчас сдают ЕГЭ, уже сдавали ОГЭ. А значит, продемонстрировали знания произведений этих авторов. Значит, в ЕГЭ лучше проверить знание материала за 10-й и 11-й класс. Да еще и все ноют, мол, кодификатор перегружен! Теперь нет. И давайте вспомним про единый учебник. Программа должна быть унифицирована. Все везде начинается с Островского. И на ЕГЭ будет также. Красота же!»

Реалии жизни совершенно иные. Далеко не все сдают ОГЭ перед тем, как сдать ЕГЭ. А те, кто всё-таки сдавал экзамен в 9-м классе, рассматривали его как способ подготовиться к экзамену в 11-м. Теперь мотивации сдавать ОГЭ у детей нет (раз проверяется разный материал, зачем учить лишнее?). Большинство сдающих ЕГЭ впервые прочитали «Слово о полку Игореве» и «Песнь про купца Калашникова…» именно в 11-м классе. Как и многие другие тексты. Теперь читать не обязательно. Разве что для сопоставления пригодится.

Но разве это не уродство — читать великое, чтобы был материальчик для сопоставления?

Большинство школьников сегодня читают классику, чтобы сдать экзамены. А в процессе им может что-то понравиться. Сейчас этого не будет.

Есть 12 текстов, которые надо знать хорошо — «Гроза», «Обломов», «Отцы и дети», «Кому на Руси жить хорошо», «Преступление и наказание», «Война и мир», «Вишнёвый сад», «На дне», «Двенадцать», «Облако в штанах», «Тихий Дон», «Один день Ивана Денисовича». Их и будут читать (некоторые — очень выборочно). Вчера школьный учитель в комментариях к моему видео о происходящем так и написал: «Теперь ребят будет не заставить читать». Это так. Вот еще несколько комментариев от педагогов:

  • «Коллеги, мое мнение однозначно: это диверсия против русской культуры со стороны организации, возомнившей, что она может все».
  • «Никто из сидящих выше на думает о детях, которые, например, готовились в 10-м к одному, а теперь резко нужно переориентироваться! А об учителях зачем думать вообще? О том, что люди готовятся честно и абсолютно самоотверженно, за свой счет материалы покупают, обучаются постоянно».
  • «Ко мне каждый год приходят дети, которые в 11-м классе либо не читали, либо „что-то читали, но уже не помнят“ из Пушкина, Лермонтова, Гоголя. А в вуз, который они выбрали, нужна лит-ра. Аргументация, что они к 9-му классу должны были освоить 18-й, первую половину 19-го веков, крайне странная! 95% школьников определяются с выбором экзамена в последний год. На какой планете живут чиновники образования?»
  • «Это какой-то позор, а не кодификатор. Я всё же надеюсь, что это лишь проект, а не окончательная версия экзамена, потому что выбросить Пушкина — это безумие».
  • «Прошлый год готовил мой первый профильный 10-й гуманитарный класс к экзамену. На внеурочке делал упор, получается, не на то, на что надо было. И на уроках тоже, такое ощущение. Ответственность перед детьми превращается в чувство вины».

Я также обратила внимание на то, что в кодификаторе появилась дополнительная таблица — «Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной̆ образовательной̆ программы среднего общего образования на основе изменённого в 2022 году ФГОС». Вот что там написано: «…можно говорить о связи заданий ЕГЭ с достижением личностных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования, отражающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности…способность к осознанию Российской гражданской идентичности в поликультурном социуме, в том числе…патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной̆, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России».

Интересно, когда Пушкина с Гоголем удаляли из кодификатора, ими руководило именно «чувство ответственности перед Родиной?»

Итого: мне как учителю, готовящему к ЕГЭ, стало проще. Я перепишу уроки, пересоберу курс. Это не проблема. Проблема в другом: мы уходим от нашей культуры. Вокруг все направлено на унификацию, снижение критичности и творческого подхода, развитие нравственности. Да, «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» воспитывают, развивают, лечат. Сто процентов. Я не карась-идеалист, я практик с очень большим опытом.

Прикрываясь лозунгами о патриотизме и любви к культуре, эту культуру давят с самоуверенной улыбкой, оправдывая якобы логичность принятых решений. И мне от этого больно.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация на обложке: Natalia Vitivskaya / Shutterstock / Fotodom

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(21)
Елена Журавлёва
Это просто позор. «Герой нашего времени» и «Капитанская дочка» — единственные произведения, которые нравятся даже самым «нечитающим» ребятам! Зачем? Зачем они это сделали? У России и так почти ничего не осталось, и они отбирают лучшие впечатления. Ведь эти произведения важно повторить именно в старших классах, когда становишься практически ровесником главных героев и когда их проблемы близки тебе как никогда!
alelandov
Елена Журавлёва
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Юрий Никольский
Патриотизм подразумевает не культуру, а преданность. Не только литература, а и история подверглись известной формуле:
Нам нужны
Подобрее Щедрины и такие Гоголи,
Чтобы нас не трогали
Арсений Колтович
ФИПИ
Вы клинические идиоты
Показать все комментарии
Больше статей