Список летнего чтения: кто виноват и что делать?
Блоги04.04.2019

Список летнего чтения: кто виноват и что делать?

Помните, как в конце мая учительница литературы давала каждому лист с длинным списком книг на лето? Сейчас этот список присылают на электронную почту или в чат, но активнее читать летом дети не стали. Наш блогер, мама Ксения Состина, рассказывает, как прочитать весь список школьной литературы и стоит ли это делать.

Дочь подруги озвучила список рекомендованной литературы на лето. В десятом классе шестнадцатилетние подростки должны оценить и навеки полюбить следующие произведения: Л. Толстой, «Война и мир» (дополнительно — «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы»); Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Белые ночи» (дополнительно — «Идиот», «Подросток»). Это, так сказать, хедлайнеры. На подпевках: «Обломов» и «Обыкновенная история» Гончарова, много Чехова и Гоголя (включая «Избранные места из переписки с друзьями»), «Отцы и дети», пара сотен страниц Пушкина и так далее.

Моего сына-девятиклассника летом ждут «Слово о полку Игореве», Фонвизин, Радищев, Карамзин, Тургенев, а ещё «Мертвые души», «Евгений Онегин», «Гамлет», «Герой нашего времени» и внушительная компания поэтов помельче Пушкина и Лермонтова.

Кто виноват?

На сайте «Экзамен.ру» список литературы предваряет успокоительно-разъяснительная речь: «Вообще, литература в 10-м классе — наиболее важная и сложная за всю школьную программу. Так получилось потому, что в более ранних классах ученики не готовы к пониманию серьёзных произведений, а в следующем, 11-м классе все заняты подготовкой к ЕГЭ. Чтобы прочитать весь список обязательной литературы летом перед 10-м классом, надо ежедневно читать примерно 2,5 часа в день, или 30–35 страниц текста». Подсчитали.

В пояснительной записке к «Школьной программе по литературе 5–11 класс» указано: «Программа ориентирована на „Концепцию модернизации российского образования“, принятую правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника — будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов». Наконец, понимаю, откуда в школьной программе все эти Дон Кихоты в шестом классе и Толстой с Достоевским в десятом.

Меня много лет мучили нехорошие мысли о людях, создавших такую программу, очень хотелось посмотреть им в глаза и спросить: «За что?!»

Теперь приблизительно понятно, какими благородными целями руководствовались её составители. Что ж, общая мысль ясна, а вот смысл — нет. Мечтая о «духовно-нравственных ценностях», надо всё-таки отталкиваться от реальности, учитывать суровую правду жизни, а она такова, что в силу возраста, жизненного опыта, современных реалий школьники страшно далеки от «Избранных мест из переписки с друзьями», «Идиота», «Муму» и прочего.

Большинству просто непонятны переживания героев, ситуации, в которые они попадают, плюс у детей часто небольшой читательский словарный запас, плохие навыки чтения, излишек информации вокруг. От этого возникает нежелание брать в руки книгу, запоминать, отторжение от частного «ненавижу классику!» до общего «ненавижу читать!». Но мы продолжаем уныло ползти в заданной схеме, потому что «цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления». При этом уже десятилетия с помощью этой уникальной, тщательно выверенной и трепетно исполняемой программы успешно достигаются ровно противоположные цели: школа пачками выпускает ненавидящих и чтение, и книги людей. Об этом говорят и взрослые, и дети, и учителя, и родители, однако ничего не меняется.

Свежий пример: одноклассники сына получили список литературы в чате в группе класса. После чего в течение нескольких часов там стоял стон и ор, щедро разбавленный оскорблениями в адрес писателей, поэтов, школьной программы по литературе и угрозами: «Я эту чушь читать всё равно не буду!» Стандартная реакция обыкновенных подростков, надо сказать, где-то я их понимаю.

Впрочем, стенания и возмущение наблюдаются и в стане родителей, которым каким-то сказочным образом надо усадить громко протестующего человека за книгу на 2,5 часа в день и проследить за заполнением читательского дневника. Бедным, замученным средним образованием родителям и летом не дают выдохнуть.

Что делать?

1. Не паниковать. Даже если за лето ребёнок не откроет ни одну книгу из списка. Конечно, если он не прочитает за лето вообще ни одной книги, паника уместна. Многие дети просто забывают большую часть текста к моменту изучения произведения, путают героев и сюжеты из торопливо проглоченных летом книг, отвечают по принципу «тут помню, а тут забыл» и в целом оказываются практически на одном уровне с теми, кто поспешно пролистал книжку накануне урока. Счастливчики, обладающие хорошей памятью, или фанаты, неожиданно полюбившие произведение, — редкость. Книга, прочитанная насильно, из-под палки, не вызывает интереса, мозг стремится выкинуть из головы лишнюю информацию, особенно если читал «на отвяжись», подряд, от книги к книге, без желания подумать, осмыслить, вникнуть в сюжет и переживания героев.

2. Не заставлять и не манипулировать. Если по-другому никак, можно использовать многолетние наработки товарищей по несчастью. В сети родители щедро делятся способами кнутом и пряником впихнуть в детей требуемую порцию художественной литературы из списка. Самые популярные методы:

  • аудиокнига (хороша, если есть время и ребёнок хорошо воспринимает информацию на слух);
  • чтение по графику (час в день, или 25 страниц, например);
  • просмотр фильма, чтобы заинтересовать в прочтении книги (может сработать, а может наоборот: «Зачем читать, я ж кино смотрел?»).

Встречается даже совет платить за прочитанные страницы. Надеюсь, превращение ребёнка в «грамотного компетентного читателя» оплачивается осторожно, а то, скажем, Лев Толстой даже в одиночку вполне способен качественно подорвать семейный бюджет.

Все эти методы (кроме оплаты, эта идея мне не близка совершенно) вполне можно применять и индивидуально, и комплексно. Но только в случае, если родителю и/или ребёнку очень нужна и важна пятерка по литературе. Если мечта состоит в том, чтобы ребёнок полюбил чтение как процесс, оценил красоту языка, понял, зачем существуют стихи, проникся к Толстому, Достоевскому и Гоголю, то есть реализовать цель Министерства образования, то ни один из этих методов не сработает. Скорее наоборот.

3. Помнить, что ребёнку это не так уж и надо. Если я, родитель и взрослый человек, с трудом отличаю Пушкина от Лермонтова и Бунина от Набокова, то давайте будем честны: ребёнку это особо не надо. В этом случае хорошо бы прикинуть вместе с ребёнком программу-минимум с учётом двух моментов:

  • нужна ли будет ему литература для поступления (учтите, что наша система образования регулярно меняет списки вступительных экзаменов);
  • в каких пределах ему понадобится литература на уроках (достаточно тройки, или вам принципиально нужны только пятерки).

4. Уточнить всё у учителя. По какому из произведений запланировано сочинение или изложение, какие произведения разбираются долго и тщательно, а какие даны просто для ознакомления с творчеством писателя. Это поможет распределить нагрузку и выбрать из внушительного списка только тех авторов, которым надо уделить больше внимания.

Иногда такие уточнения учителя дают сразу, в комментариях к списку, они есть и в интернете. Всё-таки список огромен и часть произведений (например, «Анна Каренина» или «Братья Карамазовы») идут как желательные для прочтения, а часть — обязательны. Разобравшись, что к чему, список можно существенно уменьшить. Можно смело вычеркнуть и все стихотворения небольшого объёма: их не так сложно прочесть в течение учебного года.

Если среди авторов затесался любимый родителем, можно попытаться рассказать о нём так, чтобы ребёнку захотелось схватить книгу. Тоскливых фраз «Как же я ненавижу Толстого с его моралью» лучше избегать, с такой антирекламой точно без шансов останется Лев Николаевич, вдруг ребёнку бы понравился.

Встретился и такой сложный, но дельный совет: «Осиливать трудную для ребёнка книгу вместе. Не включать ребёнку аудиокнигу, а прочесть её вслух. Можно договориться и читать по очереди: главу он, главу вы. Какие-то книги можно читать по ролям, вдруг такой подход сделает момент чтения более привлекательным».

5. Не бойтесь и не презирайте краткое изложение литературного произведения. Лучше иметь базовое представление, чем не иметь никакого. Тут желательно найти логичный и грамотный пересказ.

Напоследок 10 правил детского чтения от французского писателя Даниэля Пеннака

  1. Право не читать.
  2. Право перескакивать страницы.
  3. Право не дочитывать книгу.
  4. Право перечитывать.
  5. Право читать что попало.
  6. Право на боваризм (подменять реальное воображаемым).
  7. Право читать где попало.
  8. Право втыкаться.
  9. Право читать вслух.
  10. Право молчать о прочитанном.

С помощью этих несложных правил человек научил любить чтение тысячи детей. Школа и списки, оценки и экзамены далеко не всё в жизни. Успокойтесь, потому что всё будет хорошо. Ведь мы же в своё время как-то справились.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Tatiana Bobkova)

Читайте также
Комментарии(8)
С большим удовольствием читала в школе «Отцы и дети», за ночь на одном дыхании осилила «Преступление и наказание» — великолепная вещь! Да и «Идиот» Достоевского действительно хорош и актуален. Монолог Чацкого из «Горя от ума» помню до сих пор.
Это к тому, что подростки могут воспринимать серьезные классические произведения, просто НЕ ХОТЯТ. Вопрос мотивации.
Хотя, конечно, школе не хватает свежего ветра современной литературы. И зарубежной очень, очень мало.
Могут, безусловно, но не все и не всякое произведение. До «Анны Карениной», к примеру, надо дорасти, нужен определённый жизненный опыт. И не только до неё.
А вот что такое «не хотят»? Мне много лет, но я до сих пор «не хочу» понимать Максима Горького. Он мне интересен, как человек и публицист, а как литератор — нет. Не хочу. Может когда-нибудь что-то изменится. А может нет. И, уверена, что у каждого читающего человека есть такие авторы, которые не близки. Мировоззрение разное, группа крови разная, взгляд на жизнь кардинально разный. Я не понимаю их произведений и не хочу понимать. Не моё. Почему же школьникам должны быть понятны ВСЕ представленные в школьной программе писатели и поэты?
Допустим, им, как культурным людям после окончания школы, надо иметь хоть какое-то представление о самых разных авторах? Хорошо. Для этого достаточно оставить тех же авторов, но упростить программу и убрать самые масштабные произведения. И тогда, по мере взросления людей, не испытывавших давления и обязаловки (и где? в литературе, самом «личном» школьном предмете) — многие авторы получат шанс. А сейчас, как мне часто кажется, такого шанса у них нет. Отнят заранее, из-за насильственного внедрения всего и сразу.
Старшеклассник, который 30-40 страниц читает 2,5 часа?
Это не я, это на Экзамен.ру подсчитывали, правда, не упоминая — каким образом. Но, по тому, что рассказывали и рассказывают мои дети — чтение по слогам к девятому классу встречается не так уж редко. А, кроме того, не понимают, что заслова читают, путаются с ударениями, интонационно вообще не получается — потому что или читать или вникать в смысл, в общем, беда. Так что, может быть и 30-40 за 2,5 часа.
Больше статей