Хоббит, который жил в норе. Как Толкин придумал свою Вселенную
Блоги18.11.2018

Хоббит, который жил в норе. Как Толкин придумал свою Вселенную

«В земле была нора, а в норе жил хоббит», — написал на чистом листе бумаги профессор англосаксонского языка Оксфордского университета Джон Рональд Толкин, устав от проверки экзаменационных работ своих студентов. Написал и убрал в ящик стола. Но желание выяснить, кто такой хоббит и что он делал в норе, заставило профессора задуматься о его истории.

Однако только через семь долгих лет кропотливой работы, в сентябре 1937 года, она, наконец, увидела свет: «Хоббит, или туда и обратно» был издан в Англии.

Между прочим, Толкин сам проиллюстрировал книгу, нарисовав 10 чёрно-белых иллюстраций, две карты и обложку. Позже он дорисовал ещё пять цветных иллюстраций.

В том же 1937 году с Толкиным связывался чиновник Третьего рейха («Хоббита» хотели издать в Германии), чтобы уточнить, арийское у писателя происхождение или нет. Ответ Толкина был такой:

«К великому моему прискорбию, мне не совсем ясно, что вы подразумеваете под словом arisch. Я не арийского происхождения, то есть не индоиранского. Насколько я знаю, никто из моих предков не говорил на хиндустани, персидском, цыганском или родственных им диалектах. Но если ваш вопрос на самом деле подразумевает, нет ли во мне еврейской крови, могу лишь ответить, что, к превеликому моему сожалению, среди моих предков представителей этого одарённого народа не числится».

До 1945 года «Хоббит» был запрещён в Германии.

Возможно, Толкин никогда бы не стал заниматься таким несерьёзным делом, как написание сказок («Хоббита» он вообще не считал интересным для широкой публики), если бы не удручавшая его бедность английской мифологии.

«Меня с самых юных лет огорчала нищета моей лю­би­мой родины. У неё нет собственных преданий (связанных с её языком и поч­вой), во всяком случае того качества, что я искал и находил (в качестве состав­ляющей части) в легендах дру­гих земель. Есть эпос греческий и кельтский, романский, германский, скандинавский и финский (последний произвёл на меня сильнейшее впечатление); но ровным счётом ничего английского, кроме дешёвых изданий народ­ных сказок».

Честно говоря, я не фанат Толкина, хотя пишет он чудесно — зачитаешься. По страницам «Хоббита» так и разливается Раздраконье, Лихолесье, Эсгарот, Хоббитания… Но всё же гномы, эльфы и хоббиты так безнадёжно далеки от реальности, что лично меня сказки Толкина не трогают. Другое дело — «Гарри Поттер». Герои Поттерианы не сильно отличаются от обычных людей, ими движут те же чувства и стремления, которые обуревают нас. И в этом, как мне кажется, кроется секрет его безумной популярности…

Тем не менее, в «Хоббите» есть прелюбопытные вещи. Например, именно в этой книге впервые упоминается Властелин колец и эпохальная история 12 эльфийских волшебных золотых колец. Кто бы мог подумать, чем в итоге это обернётся!

Кроме того, Толкин (в отличие от экранизировавшего «Хоббита» Питера Джексона) отвёл Гэндальфу весьма необычную роль.

Он мог бы сделать из него всемогущего «Бога», но, увы, Гэндальф — лишь рядовой маг, он даже колдовать-то толком не колдует

Но зато он обладает чудесной способностью «появляться, когда больше всего нужен и когда его меньше всего ждут». В общем, несмотря на его якобы заурядность, в итоге все пляшут под его дудку и делают так, как он задумал. А ведь план похода к Одинокой горе — это его рук дело! Не удивлюсь, если он периодически капал гномам на мозги и раздражал их воображение грудами золота, которое захапал себе жадина-Смог.

Кстати о кино. Толкин считал, что его книги невозможно экранизировать, и пресекал все попытки написать сценарий по «Властелину Колец». Он был уверен, что в киноверсии не удастся отразить все хитросплетения сюжетных линий. Между прочим, его сыну Кристоферу, который является главным хранителем наследия Толкина, экранизации Питера Джексона категорически не нравятся. Не удивлюсь, если Толкин был бы о них такого же мнения.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет