«Стыдно такое не знать!»: что не так с этой фразой
Все знают, что Земля вращается вокруг Солнца. Хотя герой Конан Дойла, знаменитый Шерлок Холмс, утверждал, что это знание ему абсолютно не нужно и только засоряет мозг. Наш блогер Татьяна рассуждает, есть ли в мире что-то такое, о чем «стыдно не знать».
На днях я прочитала в комментариях под одним из блогов на «Меле» сообщение от читателя, в котором он ставил в укор американской системе образования то, что дети там не читают «Тома Сойера». Мол, такое произведение «стыдно не знать». И я задумалась над этой формулировкой. А еще над этими: «Любому образованному человеку известно…», «Каждый культурный человек должен…» Наши дети (как и мы сами) слышат их чуть ли не каждый день. Список «долгов» разнится и является достаточно обширным. И, увы, часто в погоне за количеством пропадает качество. Так хочется быть «образованным» и «культурным»! Узнать все! Часто — во вред себе, потому что на попытки узнать все уходит время. Возникает вопрос: есть ли что-то страшнее этого вреда?
Да. Это боязнь осуждения в виде тех самых фраз вроде «стыдно не знать». И вот ребенок, а затем и взрослый, активно поддакивает, когда человек со знанием дела несет откровенную чушь о содержании какой-нибудь книги, «которую должен прочесть каждый». Ты подозреваешь с самого начала, что человек не читал, проверяешь его, убеждаешься, что твои догадки верны, стараешься не использовать отсылок к этой книге в дальнейшем, дабы не ставить человека в неловкое положение.
А кто-то проверяет специально — чтобы задеть и самоутвердиться: «Агаааа, попался, неуч!» Конечно же, шанс, что после такого человек прочтет книгу, уменьшается в геометрической прогрессии. Но, погодите-ка, ведь именно это и происходит в школе!
Я звукорежиссер, много лет занимаюсь спортивными фонограммами. И каждый раз, когда мне в мессенджер прилетает скачанный кем-то из спортсменов или постановщиков трек с подписью «Моцарт», я гадаю, чье же произведение мне прислали на этот раз: Эйнауди, Бетховен? Концерт «Аранхуэс» для гитары с оркестром?
Примерно здесь стены привычного «образованным и культурным» людям мира начинают трескаться и сыпаться: они видят в щелочку реальный мир, где активно используются иные каналы восприятия информации. Оказывается, если подумать, есть и другие «образованные и культурные», которые никому не диктуют своих критериев (а просто молча образовываются и окультуриваются, никому ничего не навязывая, даже если был допущен явный ляп с условным Моцартом).
Музыканты, художники, модельеры и еще тысячи творческих и полутворческих персонажей, которым для поступления на обучение по их специальностям нужно часто то, что в школах не изучают. Которым для того, чтобы увидеть «зеркало эпохи», перенестись в другую страну или ознакомиться с произведением, не обязательно читать художественную литературу и стопку прилагающейся к ней критики. Можно, например, послушать музыку. А еще — посетить картинную галерею или выставку, полистать электронные каталоги, полезть искать новые для себя топонимы на картах, да много чего можно сделать! Тот же Исаак Альбенис (композитор и пианист — прим.ред.) рассказал мне об Астурии гораздо больше, чем упомянутая в предыдущем моем посте учительница по географии, которая скандалила из-за букетов.
Я хочу, чтобы все читатели ненадолго представили, что будет, если просто стереть из памяти и «неучей», и их «обличителей» задолбленную кем-то фразу, что какая-то конкретная книга или учебная программа, какое-то определенное действие являются мерилом культурности и образованности. Что букет — символ праздника и уважения, что американцы (ну раз они американцы) должны читать «Тома Сойера» и так далее.
Когда дети не боятся осуждения — им проще раскрыть свои способности, понять свои сильные и слабые стороны, научиться слышать себя и определять свои образовательные (и не только) потребности. Выполнение или невыполнение какого-то плана, прочитанная (или нет) книга — это нейтрально окрашенный факт. Просто ноль или единичка, как в информатике. При одной комбинации нулей и единиц делаем одно, при другой — другое. Как только мы вступаем на путь осуждения — мы начинаем, хоть и не напрямую, учить детей изворачиваться и врать. А если учим детей — учим и все общество.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Cassette Bleue / Shutterstock / Fotodom