«Раньше были одни мальчики, теперь — одни девочки»: как устроен мир современной анимации
«Раньше были одни мальчики, теперь — одни девочки»: как устроен мир современной анимации

«Раньше были одни мальчики, теперь — одни девочки»: как устроен мир современной анимации

И какие мультфильмы стоит посмотреть прямо сейчас

Вера Караваева

01.11.2024

Мир анимации не ограничивается кассовыми проектами студий-гигантов. Это еще и проблемные мультфильмы для подростков и взрослых, современные кукольные ленты, документалки, смелые студенческие проекты. В эфире «Радиошколы» программный директор Большого фестиваля мультфильмов Дина Годер рассказала нам, как сориентироваться в этой мультивселенной.

«Посадил ребенка перед телевизором — и ты его как бы выключил»

В Советском Союзе анимация была в основном детская. Были отдельные фильмы, которые каждый из нас помнит — какие-нибудь «Шпионские страсти» или «История одного преступления» Хитрука, — но их довольно мало. Сейчас анимация для детей тоже лучше финансируется. Потому что это страшно удобно родителям: посадил ребенка перед телевизором или гаджетом — и можешь заниматься своими делами. Ты его как бы выключил. Мультфильмов, ориентированных на самых маленьких, и правда больше всего — тут нет проблемы с тем, что выбрать. И проблемы, как заинтересовать потенциального зрителя, тоже нет.

Подростки же — самая проблемная аудитория. Не потому, что она ничего не хочет, а потому, что для нее почти никто ничего не делает. Все очень ориентируются на малышей. Ну или серьезные режиссеры снимают о том, что болит, — но это уже скорее для взрослых, подросткам это не очень интересно.

И мы каждый раз мучаемся, пытаемся понять, что им подойдет, потому что есть куча вещей, которые подросткам будут интересны, но они как бы не в рамках закона, и на фестивале это не покажешь.

Еще родители часто говорят, что их дети не будут смотреть кукольный мультфильм

Но на самом деле зритель не может отличить, где в фильме спецэффект, где 3D вдруг включается, а где анимация, которую сделали руками. А куклы дают фильму фактурность и волну какой-то реальной теплоты.

И потом… «Труп невесты» то люди смотрят. И «38 попугаев», «Варежку», «Остров собак» Уэса Андерсона, в конце концов. Сейчас вообще происходит возвращение интереса к кукольной эстетике. Есть даже кукольные мультфильмы абсолютно для взрослых и со взрослыми историями. Например, бельгийский «Этот восхитительный пирог!». Совершенно замечательный мультфильм. У него средняя длина — 45 минут, не большой и не маленький. Но у него хороший темп. Современные кукольные фильмы уже не странные и медленные, у них — современный ритм.

Кадр из мультфильма «Этот восхитительный пирог!». Фото: Beast Animation / Vivement lundi / Pedri Animation

А еще, когда мы ездили по фестивалям и отбирали мультфильмы, мы увидели такое количество прекрасных картин, в том числе русских, ориентированных на взрослых! Мы решили: слушайте, ну нужно же показать это как-то людям. Поэтому, например, у нас в конкурсе участвует довольно взрослый мультфильм Лю Цзяня «Школа искусств ‘94» — с маркировкой 18+. Лю Цзянь вообще удивительный режиссер — есть у него еще фильм «Хорошего дня». Помню, как смотрела его и думала: ну это же чистый Тарантино, какой-то такой ернический детектив, с кровью, чисто для взрослых.

Кадр из мультфильма «Школа искусств ‘94» (18+). Фото: Nezha Bros. Pictures / Modern Sky Entertainment / China Academy of Art / School of Animation and Game

«Аниматор буквально может показать, что происходит у человека в голове»

Анимация отличается от всех остальных искусств. Ты можешь не просто рассказать, что человек делает, ты можешь показать, что он думает. В кинофильме это сделать гораздо сложнее — должна быть очень большая условность. В театре монолог произносят в сторону. А аниматор буквально может показать, что происходит у человека в голове.

Сейчас круто работает анимация, с объяснением, например, того, что такое аутизм. В ней показывают, что происходит с детьми, что они на самом деле чувствуют, что они на самом деле понимают. Когда ты начинаешь смотреть на мир их глазами, ты понимаешь, в чем дело, что человек не дурака валяет, он не идиот, а просто он иначе видит мир, чем ты. И тогда тебе становится гораздо легче с ним общаться и вообще понимать его. Это очень-очень важно. Документальная анимация тоже очень много работает с такого рода проблемами.

Но есть документальная анимация, которая проблем напрямую не касается и может быть посвящена, например, теме города. В международном конкурсе у нас есть такой фильм «Персебес». Это название моллюска, деликатеса, дико дорогого, которого в Португалии в каком-то месте специальном ловят и там подают. «Персебес» получил в этом году Гран-при на фестивале в Анси — это своего рода Канны для анимации. И в этом фильме просто показывают разговоры с разными людьми; чудесные места, где этот персебес растет на каких-то скалах; их раковины, они похожи на очень красивые цветы; ребят, которые этих моллюсков ловят, весь цикл их работы. И ты смотришь и понимаешь что-то не про моллюска, это вообще не имеет никакого значения, а ты понимаешь эту жизнь, этих людей, это место, страну. И там нет каких-то специальных социальных проблем, кроме тех, которые всегда сопровождают людей. Это просто очень красивое кино.

Кадр из мультфильма «Персебес» (18+). Фото: BAP — Animation Studio / Ikki Films

«В анимационных школах раньше были одни мальчики, а теперь одни девочки»

У нас на фестивале есть отдельная программа — женский взгляд. Не то чтобы я как-то вдруг взволновалась и решила этой темой заинтересоваться. А просто ситуация в мире изменилась. Девушки стали выходить на первый план. И если мы посмотрим, кто сейчас учится, в частности, в анимационных школах, мы увидим, что девчонок стало больше, чем мальчиков. Раньше были одни мальчики, а теперь почти одни девочки. Мальчиков очень мало. Не знаю, куда они все делись. Может быть, в экономику пошли.

И девочки стали снимать про свои проблемы. А проблем женских будь здоров сколько

И связанных с независимостью женщины, и с телом, и с насилием. В общем, нам стало ясно, что нужно просто делать женскую тему отдельным сюжетом. И сделали программу для тех, кого это тоже интересует.

  • Кадр из мультфильма «Девки, прикиньте» (18+) из программы «Женский взгляд» Большого фестиваля мультфильмов
  • Кадр из мультфильма «Заплетённая» (18+) из программы «Женский взгляд» Большого фестиваля мультфильмов
  • Кадр из мультфильма «27» (18+) из программы «Женский взгляд» Большого фестиваля мультфильмов
Кадр из мультфильма «Девки, прикиньте» (18+) из программы «Женский взгляд» Большого фестиваля мультфильмов
Фото: Метрафильмс

Вообще технологический уровень у студентов-аниматоров сейчас потрясающий. Их нельзя отличить от профессионалов. Потому что они делают невероятные вещи. Денег у них, конечно, нет, но есть время — они не ограничены дедлайнами, у них есть студия, им дают свет, всё дают, и дальше нужно просто делать. Обычно, если люди не работают в большой студии, у них нет таких возможностей, потому что нужно одновременно снимать кино и зарабатывать на жизнь. И люди стараются на кино экономить.

Конечно, иногда уровень размышлений у студентов не дотягивает. А иногда получается настолько неожиданно, настолько парадоксально! Так, как, конечно, никакие бы взрослые не придумали.

В прошлом году меня поразил французский мультфильм про людей, которых сдают в переработку. Просто человек сам приходит в какой-то офис. Дает номерок офисный. Ему говорят: «Ну как, что вы выбрали, во что перерабатываемся?» Он говорит: «Вот я бы в стул хотел». Ему отвечают: «Да-да, стулья хорошо берут. Становитесь вот сюда». Герой начинает куда-то опускаться. И ему бросают: «Ой, мы забыли спросить, у вас, может быть, есть какое-то желание, может быть, закурить?» Он говорит: «Нет, я пытаюсь бросить». Абсолютно парадоксальная история. Пытается бросить… А у него уже там ноги перерабатываются в ножки стула. И когда он уже съезжает вниз, его быстро фотографируют и прикрепляют к доске «Мы их будем помнить всегда». Смешно и ужасно.

«Российская анимация очень эскапистская»

Есть мнение, что советская анимация великая, что она — наша культурная скрепа. У нас действительно была отличная традиция советской анимации, но она уже перешла в российскую. И сейчас есть прекрасные мастера, которые снимают прекрасные фильмы. В художественных училищах по всей стране начала появляться профессия аниматора, и появилось много частных школ: Школа Ивана Максимова, Школа Лизы Скворцовой, Школа Сергея Меринова, Большая школа анимации при Большом фестивале мультфильмов, Scream School, College Animations.

Конечно, в России сейчас готовят аниматоров гораздо меньше, чем в Китае или во Франции, но наша анимация востребована на внешнем рынке. Пусть все и отмечают, что она очень склонна к детскому, к сказочности. Это действительно так: российская анимация как бы очень эскапистская, люди у нас делают фильмы не про современные проблемы, а сидят в своем мире.

Зато все говорят, что у нас уникальная детская анимация. Что мы не просто снимаем сюжет, а погружаем в мир. Видим такие детали, такие нюансы детского поведения, детского восприятия, которые мало кто из аниматоров может заметить и осознать.

Полную запись интервью с Диной Годер слушайте здесь. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».

На обложке: кадр из мультфильма «Девки, прикиньте» (18+). Фото: Метрафильмс

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет