12 театральных студий Москвы, куда можно смело отдавать детей
26.04.2017
Что делать, если ваш ребёнок увлёкся театром и хочет больше узнать о нём? Можно предложить попробовать себя в роли театрального критика, актёра или участником хора. Катерина Антонова выбрала самые интересные, продуманные и прекрасно зарекомендовавшие себя старые и новые театральные студии Москвы, в которые смело можно идти учиться.
Для поющих
1. Детский хор Большого театра
Старейшая детская студия в городе, 1920 года создания. И тогда и сейчас отбор в Детский хор Большого — жесточайший, дети там учатся с 6-7 лет и до 17-18. Работает два хормейстера, репетиции проходят трижды в неделю по 2-2,5 часа по вечерам. Но поскольку работа хора связана с жизнью театра, то бывают и утренние оркестровые репетиции, и выезды на гастроли. Кроме того, Детский хор ведёт собственную активную концертную деятельность, выступая на всех музыкальных сценах Москвы и не только. Дети заняты почти во всех оперных и нескольких балетных спектаклях репертуара, поэтому они постоянно занимаются с режиссёрами и балетмейстерами. Участники Детского хора не платят за занятия, более того, сами получают зарплату. Прослушивания проходят в начале каждого сезона, во второй половине сентября, и к ним допускаются дети от 6 до 13 лет, которые должны подготовить по три песни без сопровождения.
2. Детский хор Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко
Детский хор при «Стасике» существует с 2004 года. Сегодня воспитанники этого коллектива заняты в восьми спектаклях текущего репертуара («Аида», «Богема», «Севильский цирюльник, «Сказка о царе Салтане», «Тоска», «Тангейзер», «Хованщина» и «Щелкунчик»). Младший хор занимается по вторникам, старший — по субботам, однако общие репетиции могут быть назначены, когда это нужно театру в соответствии с афишей и общим графиком репетиций. Занятия в хоре — бесплатные, а прослушивания идут весь сезон, во время занятий. Но договариваться нужно заранее.
3. Детская оперная студия Детского музыкального театра имени Наталии Сац
Воспитанники этой студии, организованной шесть лет назад, участвуют в 13 спектаклях репертуара и, соответственно, очень много занимаются. В их программе четыре предмета: хор (музыкальная грамота), мастерство актёра, основы сценического движения и танца и история театра. Занятия проходят в будни с 15.00 до 20.00 в театре по адресу Проспект Вернадского, 5. В среднем дети проводят в театре около восьми часов в неделю. Но, конечно, в период репетиций и выпуска спектакля, в котором заняты студийцы, их нагрузка увеличивается. Обучение бесплатное. Вступительные прослушивания проходит с 28 августа по 5 сентября. По словам руководителя студии Надежды Твердохлебовой, предпочтение отдаётся детям, которые параллельно занимаются в музыкальных школах, имеют вокальные данные, чувство ритма и хороший слух, коммуникабельность, желание работать в коллективе. Сегодня в студии занимается 70 учеников в возрасте от 6 до 13 лет.
4. Студия при Камерном театре им. Бориса Покровского
Этой студии, которую создал сам Борис Покровский в конце 70-х, через год исполнится 40 лет. Сегодня её воспитанники участвуют почти во всех спектаклях театра, а занимаются в самом центре Москвы, на Никольской, 25, по воскресеньям и понедельникам. Кроме того, в период выпуска новых спектаклей студийцев вызывают на репетиции. Занятия в студии бесплатные, а для того чтобы поступить в неё, нужно спеть песню, быть готовым похлопать ритм и, может быть, что-то станцевать. Обязательное условие — наличие у ребёнка отличного голоса и слуха. Принимают в студию детей от 4-5 лет. Прослушивания обычно назначают на конец августа-начало сентября.
Для играющих
5. Студии при Центральном доме актёра
Детским студиям Дома актёра в этом году исполнилось 25 лет, всё это время руководит ими Анатолий Данилов. Когда-то в начале 90-х, по просьбе легендарной Маргариты Эскиной, он организовал при Доме актёра небольшой детский центр. Теперь это огромная образовательная империя, куда входят больше десяти студий и в которой учится больше 200 человек. Студии ориентированы на самый разный возраст, от дошколят до старшеклассников, и разные интересы детей. Есть студии общего театрального профиля, есть — с музыкальным или танцевальным уклоном, а есть — изобразительные. Занятия проходят по выходным в Доме актёра (ул. Арбат, 35).
В Новый год и в конце сезона, в мае, студийцы показывают на Большой сцене Дома актёра спектакли и сценки, подготовленные за год. В фойе проходит выставка учеников изобразительных студий. Тогда же, в мае, ведётся набор детей для обучения на следующий сезон. Запись в группы и студии производится до 15 мая 2017 года. С каждым вновь поступающим дошкольником сначала встречается педагог-психолог и только потом принимается решение о приёме ребёнка в группу.
6. Детская театральная лаборатория в Еврейском музее и Центре толерантности
Театральная лаборатория при Детском центре Еврейского музея открылась в 2017 году и рассчитана на группы 5-6 и 7-10 лет. Занятия проходят по воскресеньям, кроме того, участники ездят на экскурсии в известные московские театры и общаются с художниками, композиторами, режиссёрами. Пилотная версия программы заняла два месяца, в финале каждая из групп поставила свой спектакль. Ведёт занятия Ика Мунипова, театровед и режиссёр. На занятиях делают упор на телесные практики — в этом детям помогает хореограф, педагог креативного и развивающего танца Татьяна Фатеева.
В лаборатории главное внимание уделяется процессу и эксперименту. «Мы учим детей слушать мир и прислушиваться к себе, извлекать звуки из неочевидных предметов, наблюдать, исследовать, взаимодействовать друг с другом. А главное — быть внимательным и не терять концентрацию», — говорит создатель лаборатории Ика Мунипова. В качестве материала для спектаклей выбираются современные книжки, которые любят дети. В пилотной программе ставили «Идём ловить медведя» Майкла Розена и «Волшебный палец» Роальда Даля. Следующий набор в лабораторию планируется осенью.
7. Детские театральные студии проекта The Seasons
Две группы, совсем маленькие — от трёх с половиной до четырёх лет, и дети постарше — от пяти до семи лет — занимаются раз в неделю в «Мамином садике» в Каретном ряду. Младшую группу ведёт Максим Коваленко. Его задача — дать максимальное количество упражнений на ощущение себя в пространстве, развитие ораторских способностей, смелости и решительности, артистизма и выразительности. Результат еженедельных часовых занятий — спектакль, который ведущий сочиняет вместе с участниками на интересных для этого возраста произведениях, например, сказке «Теремок».
Ведущая старшей группы, актриса и режиссёр Ульяна Лукина, говорит про себя и свои уроки так: «Актёрские тренинги и упражнения, которые я подобрала для нашего курса, нацелены на развитие слухового, зрительного внимания и наблюдательности, пластической выразительности, связной речи, двигательных способностей детей (ритмичность, быстроту реакции, координацию движений). Но особое значение я уделяю развитию воображения и внимания». В рамках её курса дети сами сочиняют сказки, а потом разыгрывают их на сцене. Занятия проходят раз в неделю по вторникам. Набор в обе группы проходит в сентябре и в январе, соответственно. Время финальных показов — это декабрь и май. Берут всех детей, безо всяких прослушиваний.
8. «Домашний театр»
«Домашний театр» создан Арсением Эпельбаумом и Ольгой Зейгер, выходцами из легендарного театра «Тень». Премьеры в этой студии, у которой три филиала в Москве, — проходят каждый месяц. И каждый месяц что-то особенное: то Шекспир, поставленный в технике бумажного театра, то Чехов своими словами. В процессе подготовки спектакля каждый ребёнок пробует всё: рисовать декорации, работать осветителем, писать текст, режиссировать и, конечно же, играть. В конце каждого месяца — премьера, аншлаг и оглушительный успех. «Высокохудожественное развлечение для высококультурных детей» стартует в начале каждого месяца без предварительных отборов, так как создатели этой студии полагают, что все дети способны творить. Особенно под их чутким и умелым руководством.
9. Студия при Театре юного актёра
Здесь два отделения: дошкольное, куда берут всех, и школьное, куда нужно поступить, подготовив для прослушивания две песни, стих и басню. Все студийцы занимаются дважды в неделю. Младшие — по два часа по утрам во вторник и четверг, а те, кто уже ходит в школу, — вечерами в те же дни. Занятия у последних (пение, танец и актёрское мастерство) длятся три часа, с половины пятого до половины девятого. Дважды в год, в конце декабря и в конце мая, студийцы показывают свои работы на отчётных концертах, а некоторых счастливчиков отбирают для участия в репертуарных спектаклях Театра юного актёра. Обучение платное, прослушивания проходят в конце мая. В этом году будут набирать только мальчиков — от 7 до 15 лет.
10. Студия при театре «Игра»
Одна из лучших «окраинных» московских студий, которая уже 26 лет существует на базе ДК «Московский», — это студия «Игра» Галины Ривкович и Андрея Защеринского. Здесь можно заниматься театром всей семьёй, с папами и мамами, бабушками и дедушками. Детей берут от четырёх лет. В студии учатся танцу, вокалу и актёрскому мастерству, ставят спектакли, участвуют в городских мероприятиях: например, ежегодных «костров» в Доме-музее Корнея Чуковского или открытия фестиваля Корнея Чуковского в ЦДЛ. Занятия проходят по вторникам и четвергам в 18.00. В студии есть платное и бесплатное отделение, куда берут после прослушивания и собеседования. Присоединиться к занятиям можно в течение всего года.
Для зрителей
11. Зрительские клубы РАМТа
Одна из старейших детских театральных студий, в которой растят не артистов, а зрителей. Создатель и ведущая Зрительских клубов Алла Лисицина разработала систему, которая позволяет ребёнку, впервые пришедшему на встречи клуба в 6-7 лет («Семейный клуб»), остаться в нём до 15-16 лет («Театральный словарь»). Занятия проходят раз в месяц и для каждого года обучения выбираются соответствующие возрасту и интересам участников спектакли РАМТа. В курс также входят встречи с сотрудниками театра, знакомство с закулисными профессиями, обучение анализу спектакля. Так как Зрительский клуб РАМТа — одна из самых востребованных детских театральных студий Москвы, то записываться нужно заранее, ещё в мае, чтобы в начале сезона купить абонемент на посещение занятий. Билеты на спектакли нужно покупать отдельно.
12. Студия детского театра «А-Я»
Студия «Театральный телефон» — тоже для тех, кто хочет не играть в театре, а быть в нём. Её придумала Светлана Кочерина, писатель и заведующая литературной частью театра. На занятиях изучают разные жанры театральной журналистики, учатся анализировать спектакль, понимать, как делается театр. Поэтому учащиеся много встречаются с театральными режиссёрами, художниками по костюмам и, конечно, актёрами. Ходят на экскурсии в другие театры, аккредитовываются на спектакли, пишут рецензии и делают интервью с артистами. Занятия проходят бесплатно три раза в месяц, по средам, в помещении театра «А-Я» по адресу: Петровский переулок, 5, стр. 9. Есть две возрастные группы — старшая и младшая. Чтобы поступить в студию, нужно прислать работы ребёнка на detskiy-teatr@yandex.ru, а потом, в сентябре, пройти собеседование. Набор ведётся с 1 сентября.
«Путешествие в театральную историю»
Для тех ребят, кто пока хочет только присмотреться к театру, есть лекция «Мастерской Петра Фоменко» — о том, как всё устроено и почему работает именно так, а не иначе. На полуторачасовом занятии автор и ведущая Анастасия Сергеева расскажет о древнегреческом, средневековом, ренессансном и барочном театрах, о том, чем скена отличается от сцены, а падуги — от кулис и ещё о некоторых тайнах закулисья. А в конце лекции дети смогут подняться на сцену. Занятия проходят один-два раза в месяц.
Фото: bolshoi.ru, stanmus.ru, teatr-sats.ru, opera-pokrovsky.ru, rfcda.ru, seasons-project.ru, teatr-dom.ru, ramt.ru, a-ia.ru, fomenko.theatre.ru (Анна Белякова)
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
6 правил выбора и поведения в театре с детьми. Режиссёры и директора московских театров — о том, как не испортить вечер себе и окружающим
КНИГИ
Краткий курс борьбы с детскими истериками. Никакой теории и только практические советы от психолога Мадлен Дени
ПСИХОЛОГИЯ
7 книг, которые помогут развить эмоциональный интеллект ребёнка. … и заодно расскажут, почему это важно
Я безумно благодарна роскидсу за то, что он появился в жизни нашей семьи!