«Гигантский пробел нашей школы — там не развивают объёмное мышление»
12.11.2016
Архитектурное образование в России всегда считалось сильным. Но в последние годы знаний, которые дают выпускникам профильные вузы, зачастую не хватает. О проблемах в архитектурном образовании, о том, что общеобразовательная школа может дать будущим архитекторам и какие вызовы стоят перед ними, «Мелу» рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Как сегодня устроено архитектурное образование в России?
Оно явно находится не в том состоянии, в котором следовало бы. Об этом я могу судить и по кадровому резерву, который есть на рынке, и по своему личному опыту. Всё-таки я не так давно закончил вуз — уже в постсоветское время. Огромного количества знаний мне не хватало. Столько дать в вузе и невозможно, конечно. Но эти знания даже не были обозначены как необходимые, важные. Однозначно необходимо приводить профессиональное образование в соответствии с вызовами времени. Потому что и сама наука, и профессия меняются стремительно, и в принципе невозможно выучиться, а потом работать. Эти две фазы перестали существовать отдельно друг от друга. Нужно постоянно совершенствоваться.
Какие вызовы стоят перед образованием в сфере городского планирования и архитектуры?
У нас традиционно сильная архитектурная школа, но сегодня мы сталкиваемся все с новыми вызовами быстроменяющегося мира. Мы оказались свидетелями того, как машины, научившись чертить, начали отвоёвывать у архитектора его традиционные компетенции. И сегодня профессия заключается уже не в рисовании и придумывании фасадов, а в работе со средой, с наполнением её новыми смыслами и сценариями.
Образование должно объяснять, чему и как учиться дальше. При этом продолжая закладывать основы. Но даже в этих основах следует разобраться — что из этого нужно, а что нет
Сегодня, например, перестала быть проблемой информация — её можно получать легко. Проблемой стал фильтр информации, её отбор. Поэтому актуальнее учить, как фильтровать информацию, чем просто вкладывать её в головы.
Мы, безусловно, хотим соответствовать самым высоким мировым рейтингам и занимать место среди престижных архитектурных школ мира. Поэтому наша задача понять, как перестроиться и реформировать что-то уже сейчас.
Чему учат современных архитекторов? Что они должны обязательно знать и уметь, какими компетенциями обладать?
Учат многим полезным навыкам — владению профессиональным софтом, пониманию, из чего состоит здание, развитию навыков композиции, чувству линии. Но появилось достаточно много компетенций, которым приходится учиться самостоятельно, что, я считаю, неправильно. Это анализ, умение генерировать различные подходы к проектированию, опыт прикладного строительства и понимание дальнейшей эксплуатации объекта, умение презентовать свою идею и себя как профессионала.
Есть ли у индустрии потребность в молодых специалистах? Отвечают ли образовательные программы требованиям работодателей и каков спрос на выпускников архитектурных вузов?
Из московских профильных вузов выпускается порядка 780 человек ежегодно. По статистике в течение года с момента выпуска 89% устраиваются по специальности. Значит, спрос есть. Но, повторюсь, профессиональный навык у людей, которые работают в этой сфере, не всегда высок.
15 самых интересных интерактивных музеев мира
Выпускнику повезёт, если он попадёт в хорошее бюро, где его будут учить. Но есть и такая система, когда руководителю нужен человек, который уже умеет сделать рабочую документацию. Он сам горазд придумывать, и ему нужен исполнитель. Всё зависит от направленности мастерской.
Какие пути есть у вчерашнего выпускника на рынке трудоустройства?
Путей, собственно, два: либо стремиться к своему делу, либо идти в чужое бюро. Свои плюсы и минусы есть и там, и там. Пути эти связаны с кругозором и амбициями выпускника. Бывает, что не везёт с бюро, и некоторые теряют запал, интерес. Другие, наоборот, получают бесценный опыт для того, чтобы стать потом самостоятельными. Этот путь, конечно, не для всех, потому что он требует огромной самоотдачи.
Насколько важна ранняя профориентация в архитектурном образовании? И в каком возрасте ребёнку нужно начинать готовиться к карьере архитектора?
Возраст — это не критично, я считаю. Хотя, как показывает мой личный опыт и здравый смысл, есть круг интересов, который неразрывно связан с архитектурой. Если он у человека отсутствует, то вряд ли он станет настоящим архитектором-фанатиком, потому что архитектура, как и всякая экспертная профессия, требует определённого фанатизма. Хотя технически научить навыкам архитектора можно.
Что средняя школа может предложить будущему архитектору?
Я считаю, что гигантский пробел нашей школы — это отсутствие предметов, развивающих навык объёмного мышления. Есть черчение, рисунок, но этого недостаточно. Геометрия — то, как её преподают, мало пригождается в жизни, я имею в виду сложные доказательства разных теорем. А вот начертательная геометрия была бы полезна для всех.
Почему художественная школа может лишь навредить талантливому ребёнку
Вообще, изящные искусства, живопись, графика, скульптура развивают в людях и кругозор, и умение объёмно мыслить. Даже в образовательных программах для самых маленьких детей есть задания, чтобы научить понимать чертёж. Условно говоря, нарисовать его из простых фигурок, а потом выложить в натуре.
Все мы занимаемся моделированием с детьми, но, например, игра в лего и другие префабрицированные модели, заставляют их мыслить стандартно
Так что школьная программа, на мой взгляд, должна быть, безусловно, пересмотрена в сторону любой дисциплины, развивающей объёмное мышление. Самое простое — ввести какой-то курс более развитого рисунка, эскизирования или более специальный курс начертательной геометрии.
Сегодня очень многие говорят про урбанистику и городское планирование. Скажите, это тренд, который вскоре стихнет или, наоборот, только будет набирать обороты? Появятся ли вскоре спрос на новые профессии, которые будут основываться на изучении и решении городских проблем?
Архитектура скорее будет дрейфовать в сторону науки обитания, другими словами урбанистики, чем сама урбанистика стихнет и вернётся в лоно архитектуры, как мы её привыкли видеть. Это очевидно, поскольку люди стали всё больше уделять внимания факторам, которые влияют на их образ жизни, функции, удобства, логистику. Всё это теперь стоит если не над созерцанием «красивого», то рядом с ним. Критически важным становится удобство и интересность пространств — как внутренних, так и уличных. И в этом смысле архитектура должна больше мыслить в отношении функционала, наполнения, программирования объектов и территорий.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ:
10 фраз, которые делают из детей закомплексованных взрослых