Книга как конкурент планшету: 22 способа сделать чтение увлекательным
Книга как конкурент планшету: 22 способа сделать чтение увлекательным
Книга как конкурент планшету: 22 способа сделать чтение увлекательным

Книга как конкурент планшету: 22 способа сделать чтение увлекательным

От редакции

1

24.09.2020

Педагоги центра «Арка Марка» Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля не пытаются убедить детей, что чтение лучше соцсетей или сериалов. Они просто используют любимые книги как источник игр, парадоксальных и смешных идей, способов узнать что-то новое не только о мире, но и о себе. А с нами делятся опытом — как выстроить вокруг ребёнка комфортную читательскую среду.

Привычка смотреть в свободное время мультфильм или тикток вырабатывается легко и быстро: слишком много отделов мозга оказываются захваченными мощным возбудителем. А вот чтобы привычкой стало чтение, нужно приложить усилия. Чтение — процесс небыстрый. Для того чтобы вчитаться в книгу и успеть ее полюбить, многим детям не хватает концентрации, внимания, терпения. А еще часто мы, взрослые, делаем книгу наказанием: «Все никаких планшетов, будешь только книжки читать».

Мы не обещаем родителям «привить» ребенку любовь к книге, но точно готовы поделиться способами, как сделать литературу частью повседневной активности. И дома, с родителями, и в детском коллективе.

1. Гадание по книге

Знакомство с книгой можно начать с незатейливой игры, которую любили еще, кажется, барышни XIX века. Задаем вопрос, называем страницу и номер строки, читаем ответ. Вопросы забавнее всего задавать про свою жизнь: как мы проведем выходные? Что интересного случится в школе? И так далее.

Отдельные фразы-ответы помогут ребенку предположить, о чем эта книга, какое у нее настроение, что она нам обещает. Такая игра учит обобщать информацию, выделять главное и второстепенное, увлекает неожиданными совпадениями и дает важное для любого ребенка ощущение волшебства.

2. Говорящие имена

В книгах нам часто встречаются говорящие имена. Вот смотришь на имя — и сразу понимаешь, добрый герой или злой, хитрый или простофиля: от Дуремара не ждешь ничего хорошего, Василиса Премудрая вряд ли скажет глупость, а Болтуны из Страны Оз едва ли сумеют сохранить тайну.

Интересно понаблюдать за именами героев и их характерами и, вдохновившись, самим начать придумывать говорящие имена предметам и явлениям. Начните, например, с животных. Выделяем самые яркие характеристики зверя и собираем их в одно слово. Например, зебра полосатая и бегает — получается «полосатобег». Ее можно спутать с тигром, но он скорее «полосаторык». А что, если придумать новое название дивану? На нем мягко лежать. Значит, «мягколёж»?

3. Чтение с продолжением

Здорово читать книгу с ребенком вслух, останавливаться на самом захватывающем моменте и делать ставки, что будет дальше. Как герой справится с испытанием? Кто победит в схватке? Что героиня ответит на эту шутку? Причем тут важно не только сделать предположение, но и аргументировать его.

Сталкиваясь в книге со сложными, но актуальными для детей жизненными ситуациями, можно спросить, как стоит поступить. Здесь важно не отвечать на этот вопрос самим и, если ребенок ошибается, мягко уточнить, чем опасно его решение. Например, по повести Дж. Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» мы выработали целый план действий, как нужно себя вести с незнакомцами, чтобы не попасть в беду. Главное, чтобы такие отступления не были слишком нравоучительными и скорее побуждали к дискуссии, а не навевали скуку.

4. Что сделал бы барон Мюнхгаузен?

На онлайн-курсе «Как обвести вокруг пальца за 6 дней» мы размышляли, как найти выход из самых сложных ситуаций по-мюнхгаузеновски. Например, как добраться до Луны? В обычном мире — сесть в ракету и полететь. А вот барон Мюнхгаузен вырастил бобовый росток выше неба и взобрался по нему. Не обязательно вспоминать проделки барона, гораздо интереснее выдумывать свои «завиральные» способы в его духе: выпрыгнуть из ямы с помощью чихания, переплыть реку на пузыре от жвачки. Такая игра отлично развивает чувство юмора, воображение и освобождает от шаблонов.

5. Буратино переплывает реку

Если ребенок уже знаком с большим количеством книг, то можно поиграть в усложненный вариант игры в Мюнхгаузена. Озвучиваем проблему, а потом придумываем как бы ее решил любимый книжный герой (или сразу несколько) — Буратино, котенок Финдус, Алиса из Страны чудес. Здесь мы пробуем оттолкнуться от особенностей персонажей и вписать их в новую ситуацию. Игра развивает наблюдательность, способность вычленять характерные черты и прогнозировать действия.

6. Книжный «крокодил»

В классическом варианте игры участники показывают друг другу слова при помощи пантомимы. В нашем варианте ведущий может показывать сценки по мотивам сюжета книги, а задача игроков — вспомнить ее название.

7. Стихи наоборот

Говоря об антонимах, мы не всегда задумываемся, что они есть у каждого слова. Казалось бы, «мягкий — жесткий», «легкий — тяжелый», «говорить — молчать» — здесь ребенку будет легко справиться. Но антонима к слову «ветер» нет. Зато можно найти слово, противоположное по значению — «штиль». А что, если пересказать известные строчки стихотворений с помощью таких слов «наоборот»?

Жара и луна,

Ночь ужасная…

(Мороз и солнце; день чудесный!)

Твоя тетя ужасная разгильдяйка

Ни разу шутя не выздоравливала…

(Мой дядя самых честных правил, / Когда не в шутку занемог…)

В кругу семьи или друзей можно даже объявить конкурс на лучшую вариацию «обратного» пересказа известного стихотворения.

8. Искусство задавать вопросы

Если вы считаете книгу вместе с ребёнком, попробуйте поговорить на темы, которые выходят за границы сюжета.

Например, читая книгу «Восхитительный мистер Лис» Роальда Даля, можно порассуждать, почему хорошо (и плохо) быть лисой. По мнению детей, лисой быть здорово, потому что не надо ходить в школу, можно бегать на природе и не нужно одеваться зимой. Но плохо, потому что нужно самому искать себе пропитание, на тебя могут охотиться и не получится надувать пузыри из жвачки.

9. Превратиться в героев

Примерка образов из книг очень помогает разукрасить чтение. Намотав банное полотенце на голову как чалму, почувствуйте себя в роли старика Хоттабыча. Вырежьте картонные усы и приклейте их на деревянные палочку или карандаш, сделайте хитрый прищур — и вот вы уже настоящий Шерлок Холмс. Ну а большой плед с дивана легко превращается в мантию-невидимку Гарри Поттера (не забудьте про волшебную палочку из карандаша). Интересно, что, оказавшись в образе героя, волей-неволей начинаешь подбирать ему голос, меняются жесты. А еще дети просто обожают фотографироваться в таких нарядах.

Можно, кстати, не только перевоплощаться, но и попробовать вместе с ребенком проиграть яркие эпизоды из любимых книг — такое чтение запомнится надолго.

Источник вдохновения для таких игр — рассказы о детях. Например, по книге «Бабушка! — кричит Фридер» Гудрун Мебс можно играть чуть ли не каждый день. Очень яркий рассказ «Роботы»: в нем описан весь процесс игры. Бабушка и Фридер ходят, как роботы, по комнате, подпрыгивают, издают звуки разной громкости, а еще у них есть кнопка, которой робота можно выключить. Поиграйте так: «включите» ребенка-робота, отдавайте ему команды, «настраивайте» ему звук. Регулируйте звук: чем выше вы поднимаете руку, тем громче говорит робот. А если стало слишком шумно, то нужно нажать на специальную кнопку, и ребенок-робот замирает на месте до нового включения. Но будьте справедливыми — дайте детям тоже покомандовать роботом-взрослым.

10. Воссоздать атмосферу книги

Чтобы оказаться на восточном базаре или в темной пещере, вовсе не обязательно далеко ехать. Например, читать «Рони, дочь разбойника» можно, сидя в настоящем разбойничьем замке. Для этого накройте стол пледом, поставьте на него сверху два стула — это будут башни. Под стол сложите несколько фонариков или поставьте настольную лампу — это очаг, у которого собрались разбойники в самом начале книги в ожидании рождения Рони. Выключайте свет и тоже присаживайтесь к костру. И не забудьте спеть громкую песню по случаю рождения долгожданной наследницы.

11. Читать не только глазами

Дети удивятся, узнав, что чтение — это не только про зрение и слух. Когда мы читали «Чарли и шоколадную фабрику», то устроили детям непростое, как оказалось, испытание на силу воли. В корзине было собрано много разных сладостей: конфеты, шоколадные яйца, козинаки, зефир. Всё было в обертках, а детям с завязанными глазами, на ощупь, нужно было догадаться, какое именно лакомство они вытащили. А испытание на силу воли получилось потому, что потом сладости нужно было вернуть обратно в корзинку. Но если вы будете играть так в эту сказку дома, то почему бы не устроить дегустацию!

И взять восточные сказки. Восток — это аромат специй. Подберите несколько пряностей и дайте понюхать ребенку, это будет настоящий запах сказки. А еще можно устроить настоящую дегустацию сухофруктов вслепую, а потом угадывать, какой именно восточный плод был сейчас съеден.

Вообще, всевозможные испытания и квесты дети очень любят. Пару лет назад на программе «День рождения в музее» мы читали истории о Шерлоке Холмсе и устроили экзамен для будущих детективов. Одним из заданий было с закрытыми глазами угадать вкус разведенных в воде соков. По легенде, в дальнейшем это умение пригодится детективу при определении даже самых малых доз яда. Оказалось, что не так легко отличить разбавленный ананасовый сок от апельсинового или яблочного!

12. «Тише едешь — дальше будешь»

Задача игроков — незаметно для водящего добраться до финиша. Но это нелегко: ведь чем быстрее бежишь, тем сложнее резко остановиться. В игру можно играть дома, сделав игровое поле от стены до стены или на улице, начертив две параллельные линии на расстоянии 5–10 метров. На одной линии становится ведущий, на другой — игроки. Водящий отворачивается и говорит: «Тише едешь — дальше будешь. Стоп!» Пока он произносит свои слова, игроки бегут в его сторону, стараясь как можно быстрее добежать и осалить водящего. Как только он произнес «Стоп!», бегущие игроки замирают, а водящий поворачивается и проверяет, все ли замерли. Если он замечает чье-то движение, то этот игрок отправляется обратно к началу поля.

При чем тут книги? Да просто эту игру легко переложить на любой литературный сюжет, где герою нужно остаться незамеченным: Винни-Пуху нужно не попасться на глаза пчелам, Питеру Пэну — обойти капитана Крюка, малышу Николя и одноклассникам — скрыться от учительницы. Попробуйте переделать слова ведущего: например, «Дольше лезешь — мед получишь. Стоп!». Дети тут же (с двойным — медвежьим — азартом) включатся в игру!

13. Салки

Практика показывает, что играть в салки без сюжета достаточно быстро надоедает. Мы придумали выход и играем в салочки по мотивам известных книг.

Вот вариант по мотивам сказки «Красная Шапочка»: волк в черной шапке ловит только того, на ком красная, — Красную Шапочку. Красную шапку носит не один и тот же игрок: дети перебрасывают ее друг другу. Ребенок, в руках которого оказалась красная шапочка, должен ее надеть, а дальше решить, оставить ее у себя на какое-то время и побегать от «волка» либо перекинуть следующему игроку.

14. «Братец Кролик — Братец Лис»

Дети встают в круг. Ведущий дает игрокам на противоположных сторонах круга два небольших предмета (любые: например, кепку и скотч). Один из предметов становится Братцем Лисом, другой — Братцем Кроликом. Задача Братца Кролика убежать от Лиса, Братца Лиса — догнать Кролика. Бегать предметы могут только по кругу, их необходимо передавать из рук в руки от соседа к соседу, кидать нельзя. Во время игры Лис и Кролик могут менять направление движения. Братец Лис побеждает, если окажется вместе с Кроликом в руках у одного человека, Братец Кролик — если в течение 2 минут Лис его не догонит.

15. «Хвост дракона»

Для этой игры отлично подойдут истории из книг про Гарри Поттера, Нарнию, хоббита, мифы и легенды Древней Греции — в общем, всех, где есть чудовища. Правила простые: дети выстраиваются паровозиком друг за другом. Первый человек — голова дракона, последний — хвост. Голова должна поймать хвост, а хвост старается не попасться голове.

16. «Сантики — фантики — лимпопо»

Подвижные игры на внимательность — редкость: зачастую игры, развивающие навык наблюдения, подразумевают выдержку, долгое изучение соперников и… скуку. Но мы нашли выход! Играющие становятся в круг. Ведущий отходит и отворачивается. В это время остальные договариваются, кто будет «заводилой». После этого ведущий встает в середину круга, а остальные, пританцовывая и приговаривая «Сантики — фантики — лимпомпо» повторяют движения «заводилы». Цель ведущего — угадать «заводилу» с трех попыток. Это веселая игра — хит наших занятий. Мы играли в нее, читая «Мы все из Бюллербю» Астрид Линдгрен, стихи Чуковского и «Лев, колдунья и волшебный шкаф»: Белая Колдунья заколдовывает детей так, что все повторяют за ней против своей воли, и только Аслан может вычислить, кто творит темную магию.

17. «Зоопарк»

В эту игру мы играли, когда читали стихи и рассказы про животных: «Что ни страница — то слон, то львица» Маяковского, «Ветер в ивах» Грэма, рассказы Сетона-Томпсона, Бианки.

Каждый ребёнок выбирает, в какого зверя из книги он превращается. После этого все садятся в круг на стулья и по очереди называют выбранное животное. Повторяться нельзя. Водящий становится в центр круга, его стул остается свободным. Игрок, сидящий слева от свободного стула, хлопает по нему правой рукой и называет чье-нибудь животное. Тот, кто услышал название своего животного, должен занять свободный стул, а участник, рядом с которым стул освободился, должен хлопнуть по нему правой рукой и назвать другое животное. Задача водящего — успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим. До начала игры рекомендуем повторить вместе с детьми, где право, где лево. Это бывает сложно вспомнить в игровом азарте.

18. «Смотри не перепутай»

Еще один вариант активной игры на внимательность. Общий принцип — участники становятся в круг, ведущий из центра показывает простые в исполнении действия, которые остальные участники повторяют. С помощью этой игры мы учились фехтовать, чтобы отправиться на спасение Нарнии — конечно, вымышленными саблями. Или, например, обучались морскому делу по мотивам книги «Приключения капитана Врунгеля» Некрасова — когда ведущий говорил «поднять якорь», участники делали вид, будто вытягивают из моря тяжелый предмет, а при команде «поднять паруса» — «висли» на вымышленном канате.

После того как игроки запомнили все движения, ведущий называет команды, сопровождая слова действиями и иногда показывая неправильное движение, чтобы запутать участников. Игрок, который ошибся, становится ведущим.

19. «Что я люблю и чего не люблю»

Помните одноименный рассказ Виктора Драгунского, где Дениска перечисляет, что любит и не любит? На занятиях мы читали «Денискины рассказы» и делились друг с другом тем, что каждому нравится и не нравится. В разговор можно добавить элемент игры, предложив детям встать в круг и перекидывать друг другу мяч. Тот игрок, который держит мяч в руке, отвечает на вопрос «Что я люблю?», а после перекидывает его любому другому человеку из круга. Задача участников — поймать мяч и назвать свое любимое блюдо, вещь, занятие, время года или что-либо другое. Второй раунд — ответ на вопрос «Чего я не люблю?».

20. «Те, кто… с пропеллером»

Обычно именно с этой игры мы начинаем знакомство детей в группе. Все стоят в кругу, место каждого участника обозначается бумажным скотчем, который можно легко отклеить от пола сразу после игры. Ведущий стоит в центре. Он произносит фразу «Поменяйтесь, местами те, кто…» и добавляет какой-либо признак, например «…те, кто сегодня в джинсах/умеет играть на музыкальном инструменте/занимается спортом/любит яичницу» и так далее. Те игроки, у кого этот признак есть, меняются местами, а ведущий в это время должен успеть занять любое из освободившихся мест. Чтобы разбавить игру сказочными элементами, можно вспоминать особенности хорошо знакомых литературных героев: «Поменяйтесь местами те, кто… хотел бы летать с пропеллером, как Карлсон, кто, как Винни-Пух, любит мед, кто мечтал бы отправиться в кругосветное путешествие с капитаном Врунгелем, кто такой же озорник, как Эмиль из Леннеберги…»

21. «Слепой автомобиль»

Прочитайте с детьми истории, в которых есть машины: например, «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» А. К. Вестли, «Приключения Незнайки и его друзей» Носова, «Плюк из Петтэфлета» Анни М. Г. Шмидт. Предложите детям поупражняться в искусстве вождения!

Для игры нужно разбиться на пары и встать друг за другом. Тот, кто впереди, — «автомобиль», тот, кто сзади, — «водитель». Пусть участники придумают марку и цвет автомобиля. Стоящий впереди закрывает глаза, а водитель управляет всеми движениями своего транспорта. Перед тем как отправиться в путь, дайте задание обсудить в парах, какие сигналы будет давать водитель, чтобы автомобиль понимал, куда ему ехать: например, если водитель, держась двумя руками за плечи или талию, толкает тебя прямо, значит, надо ехать прямо, если направо — направо, если дважды хлопает по плечу — машина останавливается. Обратите внимание детей на то, что держать напарника нужно крепко, отпускать руки нельзя.

Машины готовы? Теперь можно отправляться в путь! Водитель ведет машину 2 минуты, после чего игра приостанавливается, участники меняются ролями и игра повторяется еще раз. Если в группе нечетное количество участников, то человек без пары получает роль светофора. Пока машины и водитель договариваются о действиях, его задача — нарисовать и вырезать из бумаги кружочки или найти предметы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Ими он будет регулировать движение на дороге.

22. «Блеф-клуб»

Пеппи Длинныйчулок была настоящей выдумщицей — друзья и соседи терялись в догадках, где в ее историях правда и где вымысел. Предложите детям посоревноваться с Пеппи в искусстве фантазерства. Правила игры: участники рассаживаются в круг. Один из игроков называет 3 факта из своей жизни: два верных, один придуманный. Далее участники голосуют, какой факт из названных — вымышленный. После этого игрок открывает правду и выбирается новый «фантазер» для следующего раунда.

В сентябре в центре «Арка Марка» уже начались занятия для детей 5–9 лет в студии «Сказка выходного дня» в музее Серебряного века у метро «Проспект Мира», а в октябре стартует абонемент «Волшебники приходят к людям» для детей 5–10 лет в доходном доме Любощинских-Вернадских у метро «Парк культуры».

Иллюстрации: Shutterstock / GoodStudio

Читайте также
Комментарии(1)
Фактически о роли книги для развития эмоций и ассоциаций, без чего не бывает развития личности. Дана очень полезная и полная информация. И всё же о развитии эмоций и ассоциаций добавлю => http://4plus5.ru/204.htm + https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/97403-podrostok-sochinyayet-povest ≫> а ещё и поправка: книга и планшет могут дополнять друг друга, поэтому я при детях не назову их конкурентами.
Больше статей