4 причины начинать каждый урок со стихотворения
4 причины начинать
 каждый урок
 со стихотворения

4 причины начинать каждый урок со стихотворения

Методика учителя из Пенсильвании, которая мотивирует детей

Женя Шабынина

15.04.2016

Учитель английского языка из Пенсильвании Бретт Фогельсингер вот уже третий год каждый урок начинает с чтения и обсуждения небольшого стихотворения. Он поделился положительными сторонами своего опыта и выделил четыре аспекта в защиту этой стратегии. В качестве примеров Бретт приводит в основном англоязычную поэзию. Впрочем, именно благодаря этим примерам учителям русского языка и литературы легко будет подобрать соответствующие образцы в поэзии русскоязычной.

Каждый рабочий день в школе на протяжении последних трех лет я открываю урок английского в своих девятых классах стихотворением. Когда я сделал это впервые, я боялся, что мне не хватит стойкости (или достаточного количества стихотворений, способных заинтересовать аудиторию) на обеспечение 184 учебных дней. И не только я был скептически настроен. Каждый год я ловлю несколько косых взглядов и нахмуренных бровей, когда объясняю ученикам новую традицию ежедневного открытия урока. Но теперь в тех редких случаях, когда я без предупреждения откладываю «стихотворение дня» на конец урока, ученики устраивают мне допрос. Признаюсь, меня это радует.

Четыре причины, по которым стоит начинать каждый урок со стихотворения, я снабдил некоторыми примерами. Может быть, вам захочется применить эту идею на практике.

1. Стихотворения коротки

Время — самая ценная валюта учителя, и, это прозвучит банально, его вечно не хватает. Первая реакция учителя на предложение начинать каждый урок со стихотворения, скорее всего, выразится в вопросе «Где я возьму на это время?»

Но помните, стихотворения бывают короткими. Не все, конечно, но я и никогда не предлагал начинать урок с «Потерянного рая» Мильтона. Даже самые короткие стихи могут содержать в себе великий смысл и наводить на глубокие размышления.

После того как мы дважды читаем короткое стихотворение, я предлагаю своим ученикам поучаствовать в том, что я называю микроанализом — предложить свою интерпретацию прочитанного в рамках одной-двух строк. Они заполняют пробелы в предложении: «Когда в поэме говорится… это означает…». Ученики могут найти большое количество интерпретаций всего в паре строк стихотворения. И что самое хорошее: короткие стихотворения можно читать, препарировать и обсуждать с минимальной затратой времени. Таким образом, это служит неплохим «разогревом» перед уроком.

Иногда я предлагаю ученикам поиграть со словами. Мы выбираем небольшое стихотворение, длиной менее чем в 15 строк (например, «Туман» Карла Сэндберга), определяем и обсуждаем созданное в нем настроение, и затем я ставлю перед учениками задачу кардинально изменить это настроение, заменив название и пять слов. Результаты бывают очень смешными, что не противоречит цели урока и не занимает очень много времени.

Стихотворения «Воздушный шар» Уильяма Батлера Йейтса и «Мы носим маску» Пола Лоуренса Данбара вызвали жаркие дискуссии в моем классе. Их краткость делает их пронзительнее и точнее, поднятые в них темы провокационны, понятны и интересны аудитории подросткового возраста. Я бы также посоветовал вам познакомить учеников со сборниками хокку.

2. Стихи со смыслом

В распоряжении романов есть главы и часы на то, чтобы в полной мере представить сюжет и развернуть эмоциональные связи между персонажами. Поэзия делает это за секунды. Даже тех, кто неохотно читает, можно быстро зацепить правильной комбинацией слов, уложенной в яркую рифму.

Каждый год я включаю «Шок-неделю» в наше поэтическое расписание. Мы читаем, например, «Террорист, он наблюдает» Виславы Шимборской — стихотворение, пугающее как темой, так и своим тоном, позволяющее нам почувствовать себя сторонним наблюдателем того, как страдают другие.

Даже смешные стихотворения могут вызвать мощный эффект. Ученикам всегда нравится энергичное типографическое воплощение стихотворения Тейлора Мали «Говори убедительно» (перевод). Оно заставляет нас смеяться над самими собой и в то же время побуждает нас поразмышлять о причинах, порождающих нашу неуверенную невнятную манеру речи.

3. Связь с другими произведениями

Стихотворение может послужить увертюрой к обсуждению более тяжеловесных и многословных произведений художественной и нехудожественной литературы из программного списка. Можно провести параллели между стихотворением Гвендолин Брукс «Мы крутые»и основополагающим конфликтом в романе Хинтон «Изгои». У персидского поэта XIII века Руми есть стихотворения, которые перекликаются с некоторыми строками из «Ромео и Джульетты» Шекспира. Это наглядная демонстрация того, что в двух совершенно разных культурах разных времен говорится об одних и тех же аспектах состояния человека.

4. Поэзия вдохновляет

Поэзия может сильно повлиять на желание написать что-то свое. Когда мы делимся поэзией с учениками и предлагаем им ответить своими идеями и размышлениями, имитируя стиль и форму писателя, мы усиливаем в них желание развить свой собственный голос, работать над чем-то, что в конце концов обретет уникальную форму.

Моя коллега показала мне стихотворение Элизабет Коутсворт «Природы скоротечные явления». Попробуйте прочесть это стихотворение, не загоревшись моментально желанием написать о красоте противоположностей. Мои ученики пишут о вещах больших и маленьких, грубых и спокойных, предсказуемых и неожиданных, и они всегда открывают для себя красоту этих явлений и вещей.


Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет
Больше статей