Детское творчество обычно ассоциируется с фантастическими рисунками и немного безумными идеями. Однако при должной поддержке и внимании со стороны взрослых они могут придумывать вещи, способные изменить мир. Хотя бы немного. «Мел» и конкурс детских изобретений «Шустрик», проходящий при поддержке банка ПСБ, поговорили с психологом Сергеем Яголковским и выяснили, как устроено креативное мышление и как помочь детям его развить.
Почему детская фантазия работает лучше
Для детей граница между вымыслом и реальностью очень условна. Они живут сказкой. Статус ребёнка позволяет им свободно играть, придумывать и фантазировать совершенно безответственно, в лучшем смысле этого слова. Окружающие их взрослые относятся к этому с пониманием, не осуждают и не критикуют почём зря. У них самих полно дел и проблем, для решения которых одной фантазии недостаточно. Обычно взрослые используют креативное мышление в связи с практическими задачами. С одной стороны, такой подход меняет окружающий мир, но с другой — ограничивает креативность условиями поставленной задачи.
Дети мыслят более непосредственно, чем взрослые, поскольку для них не так важен конечный результат, как сам процесс. С психологической точки зрения, когда ребёнок, например, собирает конструктор не по инструкции, а самостоятельно, он решает массу мыслительных задач, преодолевает барьеры и ограничения — таким образом развиваются когнитивные способности и личность. Дети меняют себя. Взрослые меняют мир. Благодаря тому, что дети во многом не знают, как устроен мир с точки зрения науки, они находят собственные объяснения всему, что происходит вокруг. Это и есть фантазия — они додумывают то, что не могут объяснить. Хотя такие трактовки могут выглядеть смешно и порой наивно, дети вполне способны мыслить оригинальнее взрослых.
Очень умные, начитанные и эрудированные люди с большим багажом опыта часто мыслят стереотипно и не могут придумывать оригинальные идеи. В психологии это явление называют «функциональная фиксированность». Например, когда взрослый берётся за отвёртку, он чётко знает, для чего она нужна, и будет использовать её по назначению. А трёхлетний ребёнок вполне может играть отвёрткой, использовать её как шпагу, рыть с её помощью землю и даже размешивать чай — он не знает, в чём её функция, поэтому мыслит свободно.
«Летающих машин не будет. Вместо них — летающие дома. Это удобнее — сразу сел и полетел. Движение будет организовано при помощи специальных светофоров. Ещё они будут экологически чистые, работать не на бензине, а на солнечной и ветряной энергии, чтобы ночью, когда темно, они не падали. Ну или в каждом доме — по ядерному реактору. Там, где человек практически не бывает, например, в подвале».
Михаил Басов, 9 лет, Томск
На конкурсе «Шустрик» Миша представил автоматизированную систему очистки воздуха, которая защищает пассажиров автомобиля от вредных веществ.
Интересно справляются с функциональной фиксированностью на серьёзных мозговых штурмах, когда перед командой стоит задача решить какую-то нетривиальную задачу нестандартным способом. Помимо профессионалов и опытных специалистов, к участию приглашают дилетантов — они не нагружены знаниями и детальным пониманием этой сферы. Благодаря этому они смотрят на всё небанально, свежо. Вероятно, то, что они придумают, будет не совсем практичным, но совершенно точно — ярким и непосредственным. А профессионалы в такой команде как раз и нужны, чтобы сделать решение функциональным.
«Где-то через 50 лет люди уже будут жить на Марсе. А через 1000 — на самых разных планетах в разных галактиках. Там у каждого будет свой дом, летающая машина, а у некоторых — своя планета. Это произойдёт, когда люди активируют мозг на 100% и посвятят себя тому, чтобы разрабатывать новые изобретения. Телепортов, мне кажется, не будет, зато всю скучную работу за людей будут выполнять роботы, которых просто подключат к одному искусственному интеллекту».
Кирилл Тюшин, 12 лет, Бийск
На конкурсе Кирилл представил проект мобильного технологического комплекса на базе квадрокоптера. Его задача — мониторить экологическое состояние прибрежных районов рек, озёр и морей. Он оснащён специальным боксом, который погружается в водоём для забора проб воды.
Как помочь детской креативности
Чтобы у ребёнка был острый и пытливый ум, а сам он вырос творческим и мыслящим человеком, очень важна насыщенная среда. Вокруг должно быть много разных цветов и форм, людей, характеров, взглядов, подходов и идей. Ребёнок должен жить с пониманием того, что мир вокруг разнообразен и благодаря этому прекрасен: так у него формируется способность к дивергентному мышлению.
Дивергентное мышление — это генерация бесконечного количества идей, ответов и вариантов, среди которых нет деления на правильные и неправильные. По мнению исследователей, именно такой вид мышления важен для развития креативного мышления. Конвергентное мышление — это поиск одного или нескольких правильных ответов. Чаще всего применяется при решении математических, логических или иных задач.
Родители, учителя и другие взрослые, которые окружают ребёнка, должны всячески поддерживать любые нестандартные идеи, стимулировать детские попытки выйти за рамки привычного. Эмоциональная близость, доверительные отношения с родителями помогут создать безопасную атмосферу, в которой ребёнок сможет спокойно творить. А главное — захочет!
Почему школа часто вредит творчеству
Огромную роль в формировании творческого мышления играют и педагоги. Например, ребёнок на уроке решил задачу правильно, но совсем не тем способом, который ожидала увидеть учительница. Она ругает его и ставит двойку. Конечно, после нескольких подобных ситуаций желание отходить от чётко заданной инструкции пропадёт. Так формируется стереотипное мышление. Пример со школой не случаен, ведь оно укрепляется по мере накопления знаний о мире и становится нормальным образом мышления и жизни многих взрослых людей. Конечно, это помогает справляться с рутинными делами, однако сильно мешает креативности.
«Для меня будущее — это полёты в космос. Но есть вещи и более важные. Например, у меня есть проект для помощи слепым — специальная камера снимает всё, что происходит вокруг человека, и передаёт сигнал в мозг. Так, даже у абсолютно незрячих людей появится возможность ориентироваться в пространстве. Сейчас есть обычные проекторы, которые транслируют изображение на экран, а тут — сразу в мозг».
Арина Филимонова, 12 лет, Нижний Новгород
На конкурсе Арина представила устройство для профилактики и преодоления заикания. Оно нормализует темпоритм речи и устраняет спазмы, благодаря чему человек говорит без запинок.
У творческих способностей, безусловно, есть верхняя планка, выше которой человек едва ли прыгнет. Но если он ведёт активный образ жизни, много путешествует, ходит в музеи, театры, кино, занимается творчеством — развить креативность можно. Например, если человек твердит «Я не творческий», то, ясное дело, он сам себя лишний раз ограничивает и перестаёт верить в свои силы. Само собой, из-за таких стереотипов о себе ни о какой мотивации к творческой деятельности не может быть и речи. При этом, имея желание, каждый может развить своё креативное мышление, даже если в детстве для этого не было предпосылок.
На конкурсе научно-технического творчества «Шустрик» школьники со всей страны каждый год представляют свои инновационные проекты: от прыгучих ботинок до роботов, которые самостоятельно сажают растения. В этом году презентация прошла на форуме «Армия» с 25 по 30 июня. В ней приняли участие 32 школьника-конструктора, а в следующем году в их числе может оказаться и ваш ребёнок.