«Главный страх — вдруг дети будут сидеть в телефонах или начнут беситься?»
«Главный страх — вдруг дети будут сидеть в телефонах или начнут беситься?»

«Главный страх — вдруг дети будут сидеть в телефонах или начнут беситься?»

Педагог-новатор из Перми — о том, как он учит детей деревообработке и предпринимательству

Анастасия Кравцова

4

11.10.2019

Четыре года назад 28-летний Денис Кашин делал деревянную мебель, сувениры и арт-объекты в собственной столярной мастерской. Сейчас он не просто учит детей работать с деревом, а меняет подход к обучению в передовой пермской школе. В 2018 году он выиграл всероссийский конкурс «Рыбаков Фонда» для педагогов-новаторов. Денис Кашин рассказал, зачем и как учителю использовать свой жизненный опыт на уроках и почему важнее делать деревянные велосипеды и настольные игры, а не стулья.

К 2016 году я уже не работал в мастерской, а отучился на госчиновника, но через пару месяцев работы по новой специальности понял: не моё. Отлично помню этот момент: мы обедали с бывшим бизнес-партнёром, он спросил: «Что у тебя взгляд такой потухший?» Тогда же меня пригласили провести в школе дизайна «Точка» курс по деревообработке, и это стало поворотным пунктом.

Я согласился, и, когда директор предложила возглавить школьную мастерскую, стать директором пришкольного ООО и вести больше уроков, я не сомневался ни минуты. Способов изменить мир к лучшему много, образование — один из них. Карьера всё равно меня не сильно интересовала, плюс я знал, что человек с головой на плечах, который ещё и умеет работать руками, точно не пропадёт. Даже если придётся начинать с нуля.

Хотя сомнений не было, накануне первого занятия очень волновался. Главный страх — вдруг дети будут сидеть в своих телефонах или, ещё хуже, начнут беситься? Помню, искал в интернете инструкции, как вести уроки, как общаться со школьниками, как их успокаивать в случае чего.

На деле всё оказалось проще. Телефоны ребята достали, конечно, но не для игр, а чтобы сфотографироваться в фартуке и защитном щитке с электролобзиком в руках. Многие даже не знали, что это такое. Конечно, были и те, кого, как и меня, в детстве основам научил отец, но для большинства всё было в новинку.

«Свобода действий, но в заданных рамках»

Начали мы с техники безопасности. Казалось бы, нудная, но важная вещь. Я постарался каждому объяснить, что мастерская — это не просто учебный кабинет, а настоящий производственный цех. Значит, и правила поведения здесь соответствующие.

Говорил о собственных историях: несколько лет назад однажды решил сэкономить пять минут и не поставил защиту на фрезер — теперь на левой руке одной фалангой меньше. Ребята ужаснулись, но зато быстро осознали, что всегда надо думать на два шага вперёд. Уверен, этот урок был для них гораздо полезнее протокольного инструктажа.

Потом показал, как устроен каждый станок в мастерской и что на нём можно сделать. А дальше — свобода действий, но в заданных рамках. Например, каждый должен был придумать, спроектировать и выполнить свой проект, используя кусок фанеры и несколько дощечек. Кто-то сразу бежал к лобзику, пилил и только потом думал, а кто-то вдумчиво чертил несколько занятий и, спланировав каждый этап, после этого приступал к работе.

Я никогда не угрожал детям оценками и всегда позиционировал себя как наставника. Оценивал активность, работу на уроке, а не конечный результат. Когда ребёнок показывал мне готовый проект, я спрашивал, нравится ли ему самому то, что он сделал.

Я уверен, что каждый может добиться успеха. Я стараюсь транслировать это убеждение детям

Если им не хочется работать руками — не беда, нарисуйте чертёж на компьютере и вырезайте нужные детали на лазерном станке. Или помогайте тем, кто, наоборот, не в ладах с компьютерной графикой. Важно, что они могут сами выбрать, какие технологии использовать, либо спросить меня. А потом всё равно принять решение самостоятельно.

Ребята никогда не гнались за оценкой, потому что не боялись, что их будут сравнивать с остальными. Они работали только для себя и на себя. Я не заставлял их и не принуждал ни к чему. Работая с материалом, они могли выразить себя. В переходном возрасте это важно — показать окружающим, что ты не такой, как все. Пирсинги, розовые волосы — всё это, на мой взгляд, от незнания, как ещё можно себя проявить.

«А как вы этого добьётесь? В ответ — тишина»

Для конкурса «Рыбаков Фонда» я снял ролик, где рассказал о подходе к работе: на занятиях дети проходят весь путь от идеи до продукта, получают практические навыки. Даже если я даю им теоретические знания, то тут же стараюсь объяснить, как из них извлечь пользу. Для меня главное — заинтересовать ученика. Показать, как он сможет применить навыки в реальной жизни.

Как-то спросил у восьмиклассников, какие они цели ставят, чего хотят. Они ответили — денег и популярности. Отлично, говорю, вполне себе цель для 14 лет. А как вы этого добьётесь? В ответ — тишина: никто не знал, как к этому прийти. Потихоньку начали набрасывать варианты. Ко второму уроку сделали из фанеры рамку наподобие окошка ютьюба и собрались снимать в ней ролики. Ребята ушли с урока вдохновлённые и полные идей.

Была занятная история с мальчиком Максимом, которого я, как ни старался, не мог увлечь работой. Он просто сидел и смотрел на остальных. Ни лобзик, ни лазер, ни 3D-принтер — ничего не интересовало. В какой-то момент я заметил, что в конце урока он первым взялся за пылесос и начал убирать с пола стружку. Я удивился, конечно, а на следующем уроке объявил, что с сегодняшнего дня Максим — ответственный за бережливое производство и будет следить за рациональным расходованием материала и ресурсов. С тех пор Максим ни урока не провёл за партой. Он был везде. Участвовал в каждом проекте и с гордостью показывал, сколько фанеры удалось сэкономить и как проектные группы были распределены во времени, чтобы не было очереди к станкам.

Очень важно, что ребята сами выбирают, с кем работать. Могут делать проект в одиночку или с кем-то в паре, а для масштабных задач собрать целую команду. Часто группы распадаются, возникают разногласия. Когда это случается, я не пытаюсь погасить конфликт, но и не даю ему перейти в стадию кулаков. Это нормальный этап работы, без него нет развития.

Дети ссорятся и учатся отстаивать свою точку зрения, принимать мнение оппонента.

Я же выполняю роль медиатора и направляю их в нужное русло — дело должно закончиться компромиссом, а не дракой

Мне важно видеть, как у каждого в процессе работы появляется собственная роль и зона ответственности. Дети развиваются, появляются лидеры, микроколлективы внутри класса, которые живут и за пределами мастерской. В совместной деятельности дети ярко раскрываются, проявляют свои лучшие качества. Думаю, так они лучше узнают себя.

Когда ученики стали приходить ко мне со своими обычными бытовыми проблемами, я понял, что получилось стать для них не только учителем, но и другом. Очень здорово, что я могу им помочь, поддержать.

«Критерием успешности проекта было желание нашей фокус-группы „купить“ изделие»

На втором году преподавания у меня случился кризис. Подумал, что всё. Больше ничего не могу нового показать и рассказать, в учителях больше делать нечего. Стал думать, что я ещё умею, кроме деревообработки. Начал рассказывать, как побеждал в конкурсах, благодаря чему мне это удавалось, рассказал об актёрском мастерстве и секретах удачной презентации.

Каждый попробовал рассказать классу о своём увлечении так, будто бы он выступает перед инвесторами

В итоге это стало непременным атрибутом завершения работы над проектом. Мы приглашали вторую половину класса, которая занималась на домоводстве, и презентовали результаты нашей работы. Причём пытались «продать», а не просто презентовать. Критерием успешности проекта было желание нашей фокус-группы «купить» изделие.

В процессе совместной работы на первый план выходит уже не мой педагогический опыт, а то, что я могу им дать, каким опытом могу поделиться. Сначала всегда показываю, что мы можем сделать вместе, а идеи для работ ученики придумывают сами.

Многие сразу начинают мечтать, как готовую работу унесут домой, будут ей пользоваться. Например, один раз принесли на урок картинку деревянного велосипеда из интернета. Вместе с ребятами мы связались с автором работы из США, он разрешил использовать свой эскиз как учебное пособие. Детали для велосипеда вырезали из берёзовой фанеры, а железные части брали от старых велосипедов. И вуаля, велосипед готов!

В другой раз ребята предложили вырезать из дерева настольные игры. В итоге мы сделали дженгу (игра с башней из деревянных брусков, из которой их надо вытаскивать по одному, чтобы вся башня не обрушилась), вырезали и собрали настоящий настольный хоккей. Несколько детей придумали собственные игры, нарисовали к ним макеты, на выходе получилось несколько авторских разработок.

Когда я занимаюсь с детьми, я стараюсь не просто передать навык владения лобзиком. Мы изучаем, как устроено производство, от идеи до конечного продукта. Разбираем все проекты, даже если реализовывать дети их планируют уже за пределами школы. Важно, чтобы ученики понимали, какие им нужны инструменты, куда пойти с проектом, чтобы получить финансирование.

В первые месяцы работы я даже удивлялся, что удавалось доносить до ребят информацию и включить их в работу, хотя педагогического образования у меня нет.

Я делюсь с ребятами историями из своего предпринимательского опыта: как строить отношения с заказчиками, какие они вообще бывают, какие есть методы продаж, как искать заказы. Здорово, что я могу передать ученикам навыки, которые им точно пригодятся. Они приходят как будто не на урок деревообработки, а на урок взрослой жизни.

Сейчас идёт приём заявок на конкурс «Школа» «Рыбаков Фонда», и я готовлюсь принять участие вместе со своей школьной командой. Мы работаем все вместе — учителя, администрация, ученики, родители — над программой по урбанистике. Для нас важно постоянно развиваться, и такие большие проекты этому здорово помогают.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(4)
Юрий Никольский
Прочел с огромным интересом. Я был знаком с теми, кто дополнительно обучал работе на D-принтере. Это позволяло придавать продуктам детей индивидуальность. Заодно знакомили с основами дизайна. А индивидуальность помогла взрослым привлечь спонсоров через выставки детского творчества. Мое внимание к статье привлекло ещё и то, что процесс мастерства не оторван от бизнеса. Загляните на сайт по основам малого предпринимательства — вдруг что-то можно позаимствовать (https://mityanikol.wixsite.com/sophisic-era/metodika-osnovy-predprinimatelstva).
Полина Василец
Подскажите эта школа находится в Перми?
Татьяна Кокорина
Что, даже в такой передовой школе дети на этих уроках разделены по гендерному признаку? На фото только мальчики, вторая подовина класса на домоводстве… серьезно? 21 век на дворе. Чем девочки хуже???
Показать все комментарии
Больше статей