Без зелёных стен и грязных туалетов. Как должна выглядеть современная школа
Без зелёных стен и грязных туалетов. Как должна выглядеть современная школа
Без зелёных стен и грязных туалетов. Как должна выглядеть современная школа

Без зелёных стен и грязных туалетов. Как должна выглядеть современная школа

Диана Каримова

26.03.2022

Современная школа — это не только передовые методики и крутые учителя, но и развивающая, дружелюбная визуальная среда. О том, как создать ее без архитектора и дизайнера в эфире нашей «Радиошколы» рассказала Белла Филатова, партнер и соучредитель архитектурного бюро «Дружба», которое разрабатывает архитектурную концепцию нового образовательного центра школы «Летово».

Роль «третьего учителя»

Последние десять лет российские и зарубежные исследователи говорят, что школьная физическая среда играет для ребенка роль «третьего учителя» — после семьи и самого школьного учителя. Она напрямую влияет на качество образовательных результатов, отвечает за социальное взаимодействие, уют, комфорт, чувство безопасности. Если в XX веке основной образовательной задачей было научить детей воспроизводить полученные знания, то сейчас необходимо еще и сформировать навыки адаптации, критического мышления, работы в команде. Все это предполагает, что человек должен быть более самостоятельным, приобретать эти знания и умения не только у педагога.

Что это значит? Что вся среда школы должна как бы говорить с детьми

Все пространства должны быть прозрачными и открытыми. Так дети смогут на основе реального здания изучать какие-то инженерные коммуникации, технологические процессы: вывоз мусора, приготовление еды на кухне. Для этого не нужен учитель, ведь ученики сами постоянно находятся в этой среде. Также педагог должен обладать некоторым количеством опций, с помощью которых он сможет связывать физическое пространство школы с темой урока. Например, это может быть диджитал-слой, который проецирует на разные элементы какие-то бегущие строки, изображения — то, что нужно учителю.

Например, педагог по русскому языку объясняет понятие синонимов и у него есть проектор, который он может направить на какие-то элементы школьного двора (например, на камни) и показать, что есть этот камень, а еще есть валун, скала и т. д. Так ученики находят в школьной среде разные сюрпризы, на которые могли не обращать внимания, а для педагогов это дополнительный кирпичик, с помощью которого у ребенка будет лучше усваиваться информация. Это может быть не только диджитал-, но и мануальный слой: таблички, мелованные доски, которые педагог может менять. Принцип в том, что школьное здание и территория рассказывают нам о мире, и очень важно, чтобы педагоги научились этим пользоваться, потому что иначе это все не заработает.

Важно соприкосновение с природой

В «Летово» нам важно было создать баланс между безопасностью, возможностью присмотра за детьми и инновационными решениями. Наша зона ответственности в проекте — школьные и детсадовские дворы. Сначала мы наполнили их разными архитектурными формами и попытались тем самым сформировать образную тему, которая могла бы стать школьным лицом.

Потом мы поняли, что самое главное — это дать максимальную свободу организации пространства, полностью убрали малые архитектурные формы, детские площадки и создали ландшафтный оазис.

Школьный двор — территория, где ребенку, который живет в городе, важно соприкосновение с природой. Мы использовали всевозможные ландшафтные приемы: холмы, рельеф, воду, разные сенсорные материалы (песок, кору), разные типы озеленения. По нормативам на такой территории обязательно должны быть навесы, которые и правда нужны, но мы установили их не посередине двора, а полностью прижали к фасаду школы. Таким образом фасад на первом этаже перестал быть огромной стеной, а стал масштабен ребенку — там находятся амфитеатры, форумы, ниши для уединения детей, те же самые веранды детского сада.

  • Концепция нового образовательного центра школы «Летово». Проект голландского бюро Atelier PRO Architects и российского архитектурного бюро «Дружба»
  • Концепция нового образовательного центра школы «Летово». Проект голландского бюро Atelier PRO Architects и российского архитектурного бюро «Дружба»
  • Концепция нового образовательного центра школы «Летово». Проект голландского бюро Atelier PRO Architects и российского архитектурного бюро «Дружба»
Концепция нового образовательного центра школы «Летово». Проект голландского бюро Atelier PRO Architects и российского архитектурного бюро «Дружба»

Мы также создали конструктор, который позволяет собирать простые вещи: элементы мебели, макеты и модели. С помощью них педагог может объяснять какую-либо тему. Также этот конструктор позволяет создавать знаковые объекты на территории школы, которые выражают ее ценность, ее лицо. То есть не архитектор придумывает какую-то космическую тарелку, которая должна стать символом школы, а сами дети создают этот символ вместе с педагогами, родителями, администрацией школы, всем школьным сообществом.

Поводы для взаимодействия

Мы хотели ввести принцип разновозрастности. Проблема в том, что дети разного возраста не общаются между собой. У них нет возможности свободно перемещаться по территории школы или школьного двора, потому что к ним приставлен педагог, который должен за ними следить. Мы изобретали систему, при которой у учеников есть поводы для взаимодействия и общения с детьми разных возрастов, ведь младшие школьники учатся у старших, а старшие могут проявить свои организаторские навыки.

Мы сделали образовательный ландшафт на улице, в котором есть отдельные зоны, где дети могут гулять под присмотром, и есть общешкольное пространство для взаимодействия и объединения. На крышах школы мы расположили пространства, которые нигде больше не дублируются, например аграрную зону, спортивное ядро, пространство для моделирования. Все эти тематические зоны и площадки мы разбили на кластеры.

Допустим, у нас есть 12 площадок. Мы не просто делаем их все разными, а разбиваем на три кластера, по четыре площадки в каждом, и внутри этого кластера есть разнообразие деятельности. Дети не могут перемещаться по всем 12 площадкам, потому что тогда педагог за ними не уследит, но в рамках кластера, в котором стоят четыре педагога, они свободно перемещаются. Это компромиссные решения, которые предоставляют детям возможность выбирать деятельность несмотря на то, что у них нет возможности перемещаться по школе так, как они хотят.

Заборы как пространство для самовыражения

В прошлом году мы издали методическое пособие, подсказку для директоров общеобразовательных школ, как создавать школьный двор вместе с детьми как с соавторами. Для этого можно создавать временные проекты. Например, в государственной школе № 91 мы постоянно делали какие-то интервенции: в какой-то момент в школьном дворе рубили старые непригодные деревья и вместо того, чтобы все это увезти, вместе с детьми создавали некоторые объекты. Они простояли всего полгода, но это был прекрасный праздник для всего школьного сообщества: сколько людей, родителей познакомились между собой на почве этой совместной работы.

  • Концепция нового образовательного центра школы «Летово». Проект голландского бюро Atelier PRO Architects и российского архитектурного бюро «Дружба»
  • Концепция нового образовательного центра школы «Летово». Проект голландского бюро Atelier PRO Architects и российского архитектурного бюро «Дружба»
  • Концепция нового образовательного центра школы «Летово». Проект голландского бюро Atelier PRO Architects и российского архитектурного бюро «Дружба»
Концепция нового образовательного центра школы «Летово». Проект голландского бюро Atelier PRO Architects и российского архитектурного бюро «Дружба»

Это может сделать каждая школа. И история про школу как «третьего учителя» — это ведь тоже не про какие-то серьезные диджитал-системы, это можно делать своими силами. Тут скорее важно, чтобы педагоги воспринимали стены школы, те же самые заборы, внутренние пустые стены как пространство для самовыражения, которое может работать на идею, если его просто включить.

Конечно, бывают разные образовательные структуры — в какую-то входят эти принципы, в какую-то нет. Но те школы, которые разделяют эти ценности, начинают применять наработки, привлекая не архитекторов, дополнительное финансирование и педагогов, а детей — у них что-то получается, и это невероятно заряжающий для нас результат.

Конечно, если пытаться сравнить, как это происходит у нас и как это происходит на Западе, то можно диагностировать отставание. Мне кажется, что в России важнее тема прецедентов. Для нас очень хорошо работает, если кто-то умудрился построить что-то, что хорошо сработало, и это сразу начинают повторять. Мы видим в этом большую перспективу.

Например, пять-семь лет назад никто не думал о детских площадках, а сейчас это способ художественного выражения. То же самое со школами: стоит нам получить хотя бы два-три прекрасных прецедента, это сразу начинает передаваться по педагогическим конференциям и площадкам и правда работает как пусковой элемент.

Полную запись интервью с Беллой Филатовой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире Радиошколы — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».

Комментариев пока нет
Больше статей